Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИДИ́М СЛЕПЕ́Ц

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 8. Москва, 2007, стр. 731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Зайцев

ДИДИ́М СЛЕПЕ́Ц, Ди­дим Алек­сан­д­рий­ский (греч. Δίδυμος) [310 или 313 – 395 или 398, Алек­сан­д­рия], бо­го­слов, по­след­ний из­вест­ный ди­да­скал Алек­сан­д­рий­ско­го ог­ла­си­тель­но­го учи­ли­ща (см. Алек­сан­д­рий­ская шко­ла).

По­те­рял зре­ние в воз­рас­те 4–5 лет; на слух изу­чал кни­ги Биб­лии (мно­гие из ко­то­рых знал наи­зусть) и про­из­ве­де­ния цер­ков­ных пи­са­те­лей. При Афа­на­сии Ве­ли­ком на­зна­чен ди­да­ска­лом. Жил за го­ро­дом, вёл ас­ке­тич. об­раз жиз­ни, уче­ни­ков [в чис­ле ко­то­рых бы­ли Ие­ро­ним Бла­жен­ный, Ру­фин Ак­ви­лей­ский, Пал­ла­дий Еле­но­поль­ский (368–430)] при­ни­мал у се­бя до­ма.

Со­чи­не­ния Д. С. пред­став­ля­ют со­бой «лек­ции», за­пи­сан­ные его слу­ша­те­ля­ми или спец. пис­ца­ми. Осн. часть тру­дов по­свя­ще­на тол­ко­ва­нию Свя­щен­но­го Пи­са­ния и во­про­сам хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки. Осо­бо вы­де­ля­ют­ся соч. «Про­тив ма­ни­хе­ев» и трак­тат «О Свя­том Ду­хе» – пер­вое все­сто­рон­нее ис­сле­до­ва­ние по пнев­ма­то­ло­гич. про­бле­ма­ти­ке. Взгля­ды Д. С. де­мон­ст­ри­ру­ют силь­ную за­ви­си­мость от Ори­ге­на, что осо­бен­но за­мет­но в эк­зе­ге­зе, где Д. С. тя­го­те­ет к ал­ле­го­рич. ме­то­ду. Д. С. раз­де­лял ори­ге­нов­ские идеи о веч­ной все­лен­ной и плот­но­сти тел ду­хов­ных сущ­но­стей (ан­ге­лов и т. п.), воз­рас­таю­щей по ме­ре их уда­лён­но­сти от Бо­га. Не чу­ж­да Д. С. и идея о пред­су­ще­ст­во­ва­нии душ, хо­тя их пе­ре­се­ле­ние он от­ри­цал. Осн. те­мой бо­го­сло­вия Д. С. бы­ло уче­ние о Трои­це, хо­тя о его ак­тив­ном уча­стии в по­ле­ми­ке по дан­но­му во­про­су в свя­зи с ере­сью ари­ан­ст­ва ни­че­го не из­вест­но. Д. С. впол­не чёт­ко раз­ли­ча­ет един­ст­во Бо­га и раз­ли­чие Его Лиц (От­ца, Сы­на, Св. Ду­ха), ка­ж­дое из ко­то­рых име­ет осо­бен­ные, соб­ст­вен­но-при­су­щие свой­ст­ва, од­на­ко тер­ми­но­ло­гия Д. С. ещё не­по­сле­до­ва­тель­на – чёт­кое раз­гра­ни­че­ние ме­ж­ду по­ня­тия­ми «сущ­ность» и «ипо­стась» при­ме­ни­тель­но к Тро­ич­но­му Бо­же­ст­ву не про­ве­де­но. В уче­нии о строе­нии че­ло­ве­ка Д. С. так­же ко­леб­лет­ся ме­ж­ду ди­хо­то­ми­ей и три­хо­то­ми­ей. Объ­яс­няя со­еди­не­ние Бо­же­ст­ва и че­ло­ве­че­ст­ва во Хри­сте, он охот­нее при­бе­га­ет к срав­не­ни­ям и об­раз­ам, не­же­ли к бо­го­слов­ским спе­ку­ля­ци­ям. Для сво­его вре­ме­ни Д. С. яв­ля­ет­ся ско­рее пре­вос­ход­ным эру­ди­том, не­же­ли са­мо­быт­ным мыс­ли­те­лем. Про­из­ве­де­ния Д. С. в 4–6 вв. пе­ре­во­ди­лись на лат. язык. Не­ко­то­рые из бо­го­слов­ских воз­зре­ний Д. С. бы­ли осу­ж­де­ны на 5-м Все­лен­ском со­бо­ре (553).

Соч.: Migne PG. T. 39; Didyme l’Aveugle. Sur Zacharie / Ed. L. Doutreleau. P., 1962. Vol. 1–3; Sur la Genèse / Ed. et trad. P. Nau­tin, L. Doutreleau. P., 1976–1978. Vol. 1–2; Traité du Saint-Esprit / Ed. L. Doutreleau. P., 1992; Вос­точ­ные от­цы и учи­те­ли Церк­ви IV в.: Ан­то­ло­гия / Сост. ие­ромон. Ила­ри­он (Ал­фе­ев). М., 1999. Т. 2. С. 16–59.

Лит.: Ки­при­ан (Керн), ар­хим. Зо­ло­той век свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти. М., 1995. С. 124–135.

Вернуться к началу