ДИДИ́М СЛЕПЕ́Ц
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДИДИ́М СЛЕПЕ́Ц, Дидим Александрийский (греч. Δίδυμος) [310 или 313 – 395 или 398, Александрия], богослов, последний известный дидаскал Александрийского огласительного училища (см. Александрийская школа).
Потерял зрение в возрасте 4–5 лет; на слух изучал книги Библии (многие из которых знал наизусть) и произведения церковных писателей. При Афанасии Великом назначен дидаскалом. Жил за городом, вёл аскетич. образ жизни, учеников [в числе которых были Иероним Блаженный, Руфин Аквилейский, Палладий Еленопольский (368–430)] принимал у себя дома.
Сочинения Д. С. представляют собой «лекции», записанные его слушателями или спец. писцами. Осн. часть трудов посвящена толкованию Священного Писания и вопросам христианской догматики. Особо выделяются соч. «Против манихеев» и трактат «О Святом Духе» – первое всестороннее исследование по пневматологич. проблематике. Взгляды Д. С. демонстрируют сильную зависимость от Оригена, что особенно заметно в экзегезе, где Д. С. тяготеет к аллегорич. методу. Д. С. разделял оригеновские идеи о вечной вселенной и плотности тел духовных сущностей (ангелов и т. п.), возрастающей по мере их удалённости от Бога. Не чужда Д. С. и идея о предсуществовании душ, хотя их переселение он отрицал. Осн. темой богословия Д. С. было учение о Троице, хотя о его активном участии в полемике по данному вопросу в связи с ересью арианства ничего не известно. Д. С. вполне чётко различает единство Бога и различие Его Лиц (Отца, Сына, Св. Духа), каждое из которых имеет особенные, собственно-присущие свойства, однако терминология Д. С. ещё непоследовательна – чёткое разграничение между понятиями «сущность» и «ипостась» применительно к Троичному Божеству не проведено. В учении о строении человека Д. С. также колеблется между дихотомией и трихотомией. Объясняя соединение Божества и человечества во Христе, он охотнее прибегает к сравнениям и образам, нежели к богословским спекуляциям. Для своего времени Д. С. является скорее превосходным эрудитом, нежели самобытным мыслителем. Произведения Д. С. в 4–6 вв. переводились на лат. язык. Некоторые из богословских воззрений Д. С. были осуждены на 5-м Вселенском соборе (553).