Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 449

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, 1) в др.-греч. фи­ло­со­фии – см. в ст. Нео­пла­то­низм.

2) Ог­ла­си­тель­ное (ка­те­хи­зи­че­ское) учи­ли­ще, су­ще­ст­во­вав­шее под ру­ко­вод­ством хри­сти­ан­ских учи­те­лей (ди­да­скалов) в Алек­сан­д­рии Еги­пет­ской во 2–4 вв. А. ш., в ко­то­рой ог­ла­ша­лись (го­то­ви­лись к кре­ще­нию) бу­ду­щие хри­стиа­не из чис­ла иу­де­ев и языч­ни­ков, по­лу­чи­ла из­вест­ность ок. 180 при ка­те­хе­те Пан­те­не и его уче­ни­ке Кли­мен­те Алек­сан­д­рий­ском, сфор­му­ли­ро­вав­шем цель шко­лы как по­лу­че­ние «ос­но­ван­но­го на От­кро­ве­нии со­вер­шен­ней­ше­го и цель­но­го зна­ния, не­раз­рыв­но свя­зан­но­го с вы­со­ким нрав­ст­вен­ным ха­рак­те­ром» (Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский, «Стро­ма­ты»). Рас­цвет А. ш. свя­зан с дея­тель­но­стью в ней Ори­ге­на, при ко­то­ром скла­ды­ва­лась сис­те­ма пре­по­да­ва­ния: на 1-й сту­пе­ни изу­ча­лись грам­ма­ти­ка, диа­лек­ти­ка, ло­ги­ка, гео­мет­рия, ас­тро­но­мия, ес­те­ст­во­зна­ние, ве­ро­ят­но, пи­фа­го­рей­ская тео­рия чи­сел, на 2-й – фи­ло­со­фия и лишь за­тем – хри­сти­ан­ское бо­го­сло­вие и Свя­щен­ное Пи­са­ние.

3) Бо­го­слов­ская шко­ла в апо­ло­ге­ти­че­ский (2–3 вв.) и ран­ний пат­ри­сти­че­ский (3–5 вв.) пе­рио­ды. От­ли­чи­тель­ные при­зна­ки на­прав­ле­ния: ши­ро­ко при­ме­няе­мый в тол­ко­ва­нии Свя­щен­но­го Пи­са­ния ал­ле­го­рич. ме­тод эк­зе­ге­зы (см. Эк­зе­ге­ти­ка), от­час­ти за­им­ст­во­ван­ный у Фи­ло­на Алек­сан­д­рий­ско­го; стрем­ле­ние рас­крыть фи­лос. сто­ро­ну хри­сти­ан­ско­го уче­ния и пред­ста­вить его в ви­де все­объ­ем­лю­щей сис­те­мы; мис­ти­ко-спе­ку­ля­тив­ный ха­рак­тер бо­го­сло­вия. На бо­го­слов­ст­во­ва­ние алек­сан­д­рий­цев ока­зы­ва­ла влия­ние фи­ло­со­фия Пла­то­на и не­о­плато­ни­ков. Алек­сан­д­рий­цы при­зна­ва­ли за не­ко­то­ры­ми фи­лос. ин­туи­ция­ми пра­во на уча­стие в фор­ми­ро­ва­нии хри­сти­ан­ско­го бо­го­сло­вия. Че­рез при­вле­че­ние до­во­дов от ра­зу­ма они на­хо­ди­ли ос­но­ва­тель­ные ар­гу­мен­ты про­тив гно­сти­циз­ма и языч. уче­ний. По­сле­до­ва­те­ли А. ш. бо­го­сло­вия счи­та­ли, что цер­ковь долж­на соз­дать сис­те­му собств. гно­си­са (ис­тин­но­го зна­ния), ко­то­рая долж­на быть при­вле­ка­тель­ной для ума и близ­кой для серд­ца. Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский при­ми­рял хри­сти­ан­ское соз­на­ние с не­об­хо­ди­мо­стью этой сис­те­мы, Ори­ген фак­тически соз­дал её.

Со­зер­ца­тель­ной люб­ви алек­сан­д­рий­цы от­да­ва­ли пред­поч­те­ние пе­ред дея­тель­ной и в уче­нии о спа­се­нии пре­иму­щест­вен­ное зна­че­ние при­пи­сы­ва­ли бла­го­да­ти Бо­жи­ей. Го­во­ря о по­зна­нии, они счи­та­ли ос­но­вой зна­ния ве­ру, рас­суд­ку же от­во­ди­ли под­чи­нён­ное по­ло­же­ние. Выс­шую фор­му бо­го­по­зна­ния алек­сан­д­рий­цы ви­де­ли в экс­та­зе – мис­тич. оза­ре­нии, со­зер­ца­нии Бо­га. Сре­ди пред­ста­ви­те­лей А. ш. бо­го­сло­вия – свя­ти­те­ли Дио­ни­сий Алек­сан­д­рий­ский, Гри­го­рий Чу­до­тво­рец, Афа­на­сий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Нис­ский, Ди­дим Сле­пец, Ки­рилл Алек­сан­д­рий­ский. А. ш. бо­го­сло­вия ока­за­ла влия­ние на взгля­ды свя­ти­те­лей Ва­си­лия Ве­ли­ко­го, Гри­го­рия Бо­го­сло­ва, Ам­вро­сия Ме­дио­лан­ско­го, блж. Иеро­ни­ма Стри­дон­ско­го, пре­по­доб­ных Си­ме­о­на Но­во­го Бо­го­сло­ва, Мак­си­ма Ис­по­вед­ни­ка и др.

Лит.: Дмит­ри­ев­ский В. Н. Алек­сан­д­рий­ская шко­ла: Очерк из ис­то­рии ду­хов­но­го про­све­ще­ния от 1 до нач. 5 в. по Р. Х. Ка­зань, 1884; Дья­ко­нов А. П. Ти­пы выс­шей бо­го­слов­ской шко­лы в древ­ней Церк­ви // Уче­ные за­пис­ки Рос­сий­ско­го пра­во­слав­но­го уни­вер­си­те­та. 1998. Вып. 3.

Вернуться к началу