АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСАНДРИ́ЙСКАЯ ШКО́ЛА, 1) в др.-греч. философии – см. в ст. Неоплатонизм.
2) Огласительное (катехизическое) училище, существовавшее под руководством христианских учителей (дидаскалов) в Александрии Египетской во 2–4 вв. А. ш., в которой оглашались (готовились к крещению) будущие христиане из числа иудеев и язычников, получила известность ок. 180 при катехете Пантене и его ученике Клименте Александрийском, сформулировавшем цель школы как получение «основанного на Откровении совершеннейшего и цельного знания, неразрывно связанного с высоким нравственным характером» (Климент Александрийский, «Строматы»). Расцвет А. ш. связан с деятельностью в ней Оригена, при котором складывалась система преподавания: на 1-й ступени изучались грамматика, диалектика, логика, геометрия, астрономия, естествознание, вероятно, пифагорейская теория чисел, на 2-й – философия и лишь затем – христианское богословие и Священное Писание.
3) Богословская школа в апологетический (2–3 вв.) и ранний патристический (3–5 вв.) периоды. Отличительные признаки направления: широко применяемый в толковании Священного Писания аллегорич. метод экзегезы (см. Экзегетика), отчасти заимствованный у Филона Александрийского; стремление раскрыть филос. сторону христианского учения и представить его в виде всеобъемлющей системы; мистико-спекулятивный характер богословия. На богословствование александрийцев оказывала влияние философия Платона и неоплатоников. Александрийцы признавали за некоторыми филос. интуициями право на участие в формировании христианского богословия. Через привлечение доводов от разума они находили основательные аргументы против гностицизма и языч. учений. Последователи А. ш. богословия считали, что церковь должна создать систему собств. гносиса (истинного знания), которая должна быть привлекательной для ума и близкой для сердца. Климент Александрийский примирял христианское сознание с необходимостью этой системы, Ориген фактически создал её.
Созерцательной любви александрийцы отдавали предпочтение перед деятельной и в учении о спасении преимущественное значение приписывали благодати Божией. Говоря о познании, они считали основой знания веру, рассудку же отводили подчинённое положение. Высшую форму богопознания александрийцы видели в экстазе – мистич. озарении, созерцании Бога. Среди представителей А. ш. богословия – святители Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец, Афанасий Великий, Григорий Нисский, Дидим Слепец, Кирилл Александрийский. А. ш. богословия оказала влияние на взгляды святителей Василия Великого, Григория Богослова, Амвросия Медиоланского, блж. Иеронима Стридонского, преподобных Симеона Нового Богослова, Максима Исповедника и др.