ГРИГО́РИЙ ЧУДОТВО́РЕЦ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГРИГО́РИЙ ЧУДОТВО́РЕЦ (греч. Γρηγόριος ὁ Θαυματουργός) [ок. 213, Неокесария Понтийская (ныне Никсар, Турция) – около или после 270, там же], святитель, епископ Неокесарийский, богослов.
Осн. источником жизнеописания Г. Ч. является его «Похвальное слово в честь Оригена» (или «Благодарственная речь Оригену»), произнесённое в Кесарии Палестинской по окончании обучения в школе Оригена. Г. Ч. происходил из богатой языческой семьи; был направлен в Берит (Бейрут) и Афины для изучения права. В Кесарии Палестинской вошёл в число учеников Оригена, у которого обучался, по разным данным, от 5 до 8 лет; там же принял крещение (по сообщению Иеронима Блаженного, Г. Ч. первоначально носил имя Феодор). По возвращении в Неокесарию Г. Ч. избрал отшельничество, однако был заочно хиротонисан еп. Федимом Амасийским в епископа Неокесарийского (ок. 245), после чего был вынужден принять кафедру. В период гонений на христиан при рим. имп. Деции (249–251) высказывался за предпочтительное сохранение веры в изгнании, нежели за свидетельство о ней под пытками. Участвовал в Антиохийском соборе 264; полемизировал с христологич. и триадологич. учением еп. Антиохийского Павла Самосатского (260–272; окончательно осуждён на Антиохийском соборе 268), представлявшим синтез адопцианства и динамического монархианства.
«Каноническое послание» Г. Ч., написанное в связи с гибелью в войне против готов имп. Деция (251), рассматривает преим. этич. вопросы отношения к тем из понтийской паствы, кто в сложной внутри- и внешнеполитич. ситуации совершил неподобающее христианину. Ключевым для соч. «К Феопомпу о возможности и невозможности страданий для Бога» является рассмотрение вопроса о том, как согласуется представление о бесстрастном Боге с Его снисхождением до страданий и смерти. Особое место среди сочинений Г. Ч. занимает «Изложение веры» – тайноводственное исповедание о Св. Троице, согласно преданию, открытое ему в видении накануне епископского поставления Пресвятой Богородицей и ап. Иоанном Богословом. Для Г. Ч. Отец, Сын, Св. Дух – суть «Троица совершенная… неразделяемая и неотчуждаемая», Она не имеет ничего рабского, привнесённого впоследствии как чуждое Ей, прежде не существовавшее. Выражая исповедание единства Божества, Г. Ч. прилагает наименование «единый» ко всем Лицам Св. Троицы, ибо не было времени, когда бы Отец был без Сына, Сын – без Св. Духа, благодаря чему одновременно утверждается как единство Божества, так и различие ипостасей. Т. о., для Г. Ч. Св. Троица непреложна, неизменна, всегда тождественна Самой Себе. Важной отличит. особенностью триадологии и христологии Г. Ч. является также стремление подчеркнуть равночестность Отца и Сына: Отца – «совершенного Родителя Совершенного, Отца Сына единородного» и Сына – «Премудрости и Силы Самого Отца», «Единородного и Перворожденного Слова Отца», которого «Сам Отец соделал единым с Собой». Богословие Г. Ч. оказало существенное влияние на богословие каппадокийских отцов; наиболее яркие выражения «Исповедания веры» Г. Ч. утвердились в догматич. воззрениях Василия Великого, Григория Богослова и др. святителей.