КАРПА́ЧЧО ВИТТОРЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАРПА́ЧЧО (Carpaccio; также встречаются написания Carpathius, Carpatio, Scarpaza, Scharpaza и др.) Витторе (ок. 1465, Венеция – между окт. 1525 и июнем 1526, там же), итал. живописец, представитель венецианской школы. Из семьи моряков и кораблестроителей. Возможно, посетил Рим, Далмацию и Ближний Восток. Испытал влияние живописных новаций Антонелло да Мессины, историч. композиций Джентиле Беллини (см. Беллини) и повествовательных живописных циклов художников феррарской школы, особенно Франческо дель Коссы. Получил известность благодаря многочисл. заказам церковных общин и религ. братств (скуол), игравших большую роль в обществ. жизни Венеции. К наиболее известным из его живописных циклов относятся: «История святой Урсулы» (1490–96) для одноим. скуолы, «История Христа, святых Иеронима, Георгия, Трифона и блаженного Августина» (1502–1507) для Скуолы-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони, «История Марии» (1504) для Скуолы-дельи-Альбанези и «История святого Стефана» (1511–20) для Скуолы-деи-Ланьери. Стремясь к событийной достоверности и занимательности живописного рассказа, К. насыщал свои изображения легенд выразительными подробностями, большое внимание уделял пейзажным видам и архит. мотивам («Сон святой Урсулы», Галерея Академии, Венеция; «Смерть святого Иеронима» и «Видение блаженного Августина», Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявони; «Проповедь святого Стефана», Лувр, Париж). Придавая персонажам портретное сходство с современниками, вводя совр. костюмы и изображая реальную архит. среду, заставлял воспринимать религ. легенды как живое событие повседневной жизни Венеции. Его живописной манере присущи тонкая поэтичность, мастерское владение перспективой, передача световоздушной среды. Картины «Куртизанки» (Музей Коррер, Венеция), «Охота на морских птиц в лагуне» (1490–95, Музей П. Гетти, Лос-Анджелес), «Молодой рыцарь» (1510, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид) стоят у истоков бытового жанра. В конце жизни под влиянием иск-ва классич. Возрождения, живописных алтарей Джованни Беллини и скульптурных произведений семьи Ломбардо вышел за рамки декоративной повествовательности, создавая величественные алтарные картины («Принесение во храм», 1510, Галерея Академии, Венеция). Отец художников Пьетро и Бенедетто Карпаччо.