КО́ССА ФРАНЧЕСКО ДЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́ССА (Cossa) Франческо дель (ок. 1430–1436, Феррара – ок. 1476–77, Болонья), итал. живописец и скульптор. Один из крупнейших представителей феррарской школы Раннего Возрождения. Возможно, обучался скульптуре у своего отца-каменщика и на протяжении всей жизни совмещал скульптурные и живописные занятия, однако документированные скульптурные работы К. не сохранились. Важную роль в худож. формировании К. сыграло искусство К. Туры. После получения звания мастера (1460) работал в Болонье, где участвовал в создании картонов для витражей фасада ц. Сан-Джованни-ин-Монте. Центральным произведением в творчестве К. являются росписи на вост. стене «Зала месяцев» в Палаццо Скифаноя в Ферраре (ок. 1469–70). В рамках сложной иконографич. программы, в которой астрологич. символика связана с мифологич. сюжетами, а темы «триумфов» сочетаются со сценами придворной жизни, К. выполнил 3 секции («Март», «Апрель», «Май»), посвящённые зодиакальным знакам Овна, Тельца и Близнецов. Их отличает сочетание детализации, свойственной сев.-итал. живописи, и светоносности, воспринятой от живописи Пьеро делла Франчески, а также влияние флорентийской книжной миниатюры. Недовольный оплатой, полученной от герцога Борсо д’Эсте, К. отказался от дальнейшей работы и вернулся в Болонью.
К числу болонских произведений К. 1470-х гг. относятся фресковый образ «Мадонны с Младенцем» в ц. Санта-Мария-дель-Бараккано (1472), алтарные образы «Благовещение» (нач. 1470-х гг., КГ, Дрезден) и «Мадонна с Младенцем, св. Петронием, Иоанном Евангелистом и донатором» (1474, Нац. пинакотека, Болонья), картоны для интарсий сидений хора с изображениями св. Амвросия и св. Петрония в ц. Сан-Петронио (1473), «Мужской портрет» (1472–1477, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Крупнейшим из работ этого периода является разрозненный «Полиптих св. Винченцо Феррера», написанный для капеллы Грифони в болонской ц. Сан-Петронио (1473, Нац. галерея, Лондон; галерея Брера, Милан; Нац. галерея искусства, Вашингтон; музей Виллы Каньола, Гаццада, Ломбардия). Живопись этого периода характеризуется скульптурной пластикой фигур и сложными перспективными композициями. Влиянием К. отмечены произведения художников феррарской (Эрколе де Роберти, Лоренцо Коста и др.) и болонской (Ф. Франча) школ.