БЕЛЛИ́НИ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЕЛЛИ́НИ (Bellini), династия итальянских живописцев, основоположников искусства Возрождения в Венеции.
Якопо (ок. 1400, Венеция – 1470 или 1471, там же), основоположник династии. Обучался у Джентиле да Фабриано (1408–13), но выработал независимый почерк. Изучал произведения Альтикьеро, Джусто ди Менабуои, А. Кастаньо, Донателло, А. Мантеньи (зять Якопо с 1453). Работал преимущественно в Венеции (также в Падуе, Вероне, Ферраре), где среди его заказчиков были 3 из 4 старших скуол (религиозно-филантропические братства в Венеции): Скуола-Гранде-Сан-Джованни-Эванджелиста, Скуола-делла-Карита, Скуола-ди-Сан-Марко. Универсальный характер художественной личности и творчества был уникален для Венеции того времени.
Из его наследия (монументальных росписей, мозаик, а также упомянутых в завещании его вдовы Анны «работ в гипсе, мраморе, рельефов, картин и всех книг рисунков», 1471) сохранилась лишь незначительная часть. Его первой датированной фреской был образ архангела Михаила в церкви Сан-Микеле в Падуе (1430, утрачена). Дж. Вазари упоминал о выполненных им портретах Корнаро (утрачены); из работ в этом жанре сохранился портрет Лионелло д'Эсте (Академия Каррара, Бергамо, 1441), отмеченный безупречным единством стиля и образа. Около 15 сохранившихся картин так или иначе связаны с именем художника, среди них преобладают образы Богоматери с Младенцем (Лувр, Париж; галерея Брера, Милан; Музей Польди-Пеццоли, Милан; галерея Академии, Венеция; частные собрания Милана и Феррары; и др.), из них подписан единственный – образ из Музея Тадини в Ловере. Автор алтаря «Благовещенье» (церковь Сант-Алессандро в Брешии), алтаря «Распятие» (1443) и образа «Св. Иероним в пустыне» (Музей Кастельвеккьо в Вероне, 1443). Его работы отличает сдержанность и строгость стиля, скупое, но тонко разработанное соотношение основных красочных тонов.
Главный источник представлений о его творчестве – 2 альбома рисунков, традиционно идентифицируемых по месту хранения (Британский музей, Лондон, и Лувр, Париж – 1440-е гг. – середина 1450-х гг.). Парижский альбом фактически представляет собой трактат (libri studiorum) по прикладной перспективе, композиции и архитектуре, тщательно продуманный и оформленный как кодекс. В обоих альбомах художник исследовал связанные с этими категориями проблемы, разрабатывал ренессансную модель композиции, демонстрировал возможности её творческой интерпретации и применение принципов воздушной перспективы (изложенных в посвящённом ему труде гуманиста Дж. Фонтаны), типы многофигурных композиций (т. н. историй), сформулировал принципы «идеального города» и типологии его основных зданий. Жанровые сцены Лондонского альбома, предшествующего Парижскому и, возможно, служащего его черновиком, обнаруживают связь с традиционными циклами «Времена года» и «Месяцы», что позволяет соединить возникновение Лондонского альбома с задуманным, но неосуществлённым художественным циклом. Спецификой Лондонского альбома стали также рисунки конных монументов. Зарисовки на темы античных памятников, многофигурных религиозных и мифологических сцен, включающих эпизоды повседневной жизни с архитектурой, соединяющей готику с античной классикой, роднят собрание рисунков Лондонского и Парижского альбомов. Зарисовки в обоих альбомах животных, ваз, штудии цветка ириса и т. д. близки рисункам в традиционных альбомах «образцов» для алтарных картин и полиптихов Северной Италии, которые находят у Якопо ренессансное осмысление. Художественные идеи Якопо намного опередили его время. Он оказал сильное влияние на своих современников и преемников: сыновей, В. Карпаччо, Дж. Мансуэти и др. Идеи Якопо обрели актуальность в гравюрах С. Серлио, архитектуре А. Палладио.
Его сыновья
Джентиле (1429, Венеция – похоронен 23.2.1507, там же), учился у отца и часто с ним сотрудничал. В 1474–83 занимал пост официального живописца Венецианской республики. В 1479–80 посетил Константинополь по приглашению султана Мехмеда II. Острая наблюдательность в сочетании с несколько суховатой манерой проявилась в алтарных образах и в портретах (Мехмед II, Национальная галерея, Лондон; патриарх Л. Джустиниани, 1465, Галерея Академии, Венеция, и др.). Наибольшую известность получили его многофигурные композиции, изображающие религиозно-исторические события, в частности, «Процессия на площади Сан-Марко», «Чудо на мосту Сан-Лоренцо», «Исцеление Святым Крестом» (1496–1501, все – Галерея Академии, Венеция), посвящённые культу реликвии Истинного Креста. Среди поздних работ – «Проповедь святого Марка в Александрии» (завершена Джованни Б., 1504–07, галерея Брера, Милан).
Джованни (Джамбеллино) (между 1430 и 1435, Венеция – 29.11.1516, там же), крупнейший мастер венецианской школы конца 15 – начала 16 вв. Он также учился у отца и испытал сильное влияние А. Мантеньи. Официальный живописец Венецианской республики (с 1483), выполнил серию монументальных легендарно-исторических панно для Дворца дожей (вместе с Джентиле; работы погибли в 1577 во время пожара). Работал также по заказам мантуанского и феррарского дворов. Ранние произведения Джованни («Преображение», «Распятие», оба – около 1455, Музей Коррер, Венеция, и др.) жестковаты по ракурсам и цветовому строю, но уже в этот период порой проявляется его внимание к поэтике пейзажа (в особенности в «Молении о чаше», начало 1460-х гг., Национальная галерея, Лондон). Манера мастера и свойственный ему дар колориста достигают совершенства в 1470-е гг., под воздействием живописи Пьеро делла Франчески и Антонелло да Мессины, когда Джованни начинает писать масляными красками, не оставляя, однако, и традиционной темперы, либо сочетая её с маслом. Алтарный образ в его искусстве окончательно превращается в религиозную картину, величавую и в то же время задушевно-лирическую, с тёплой золотистой атмосферой, окутывающей фигуры святых: «Коронование Марии» (т. н. Алтарь Пезаро, около 1475, Городской музей, Пезаро), «Святое собеседование» («Sacra conversazione») (для церкви Сан-Джоббе, 1478–87, Галерея Академии, Венеция), «Мадонна на троне в окружении святых» (1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция). С начала 1470-х гг. Джованни постоянно исполнял заказы на сравнительно небольшие, чаще всего поясные изображения Мадонны с Младенцем («Мадонна с деревцами», 1487, Галерея Академии, Венеция; «Мадонна в лугах», около 1505, Национальная галерея, Лондон, и др.); в этих многочисленных, никогда не повторяющихся композициях всё большее значение приобретает мистически-одухотворённый ландшафт. В середине 1470-х гг. Джованни обратился к портретному жанру; среди лучших работ – портрет дожа Л. Лоредана (около 1502, Национальная галерея, Лондон). Особое место в его творчестве занимает «Священная аллегория» (или «Озёрная Мадонна», около 1502, галерея Уффици, Флоренция) – картина, расшифровке содержания которой посвящена обширная литература. Последней работой мастера стала мифологическая композиция «Пиршество богов» (завершена Тицианом, 1514, Национальная галерея, Вашингтон). Творчество Джованни Б. заложило основы искусства Высокого Возрождения в Венеции; учениками его были Джорджоне и Тициан.