КАСТА́НЬО АНДРЕА ДЕЛЬ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАСТА́НЬО (Castagno) Андреа дель (собственно Андреа ди Бартоло ди Симоне ди Барджиелла, Andrea di Bartolo di Simone di Bargiella) (1419?, Кастаньо – 14.8.1457, Флоренция), итал. живописец. К. получил известность и прозвище Андреино дельи Импиккати (Andreino degli Impicchati) после того, как написал по заказу Синьории фигуры повешенных (итал. impicchati) членов семейства Альбицци на фасаде Палаццо дель-Подеста во Флоренции (1440, росписи не сохр.). Начиная с ранних работ («Распятие с Богоматерью и святыми» в госпитале Санта-Мария-Нуова) К. проявлял интерес к подчёркнутой светотеневой и линейной моделировке фигур, которая усиливает их объёмность; ориентируясь на живопись Мазаччо и скульптуру Донателло, стремился к подражанию пластике средствами живописи. Способствовал распространению этих специфически флорентийских черт в Венеции, где в 1442 расписал своды апсиды капеллы Сан-Тарасио в ц. Сан-Дзаккария и принимал участие в создании мозаики «Успение Богоматери» на своде капеллы Масколи в соборе Св. Марка.
Вернувшись во Флоренцию, создал образ «Вознесение Богоматери со святыми Миньятом и Юлианом» – сознательную стилизацию позднеготич. живописи (1450, Картинная галерея, Берлин). Фрески К. принадлежат к числу наиболее значит. достижений флорентийской монументальной живописи сер. 15 в. В росписях рефектория мон. Санта-Аполлония (сцены «Тайная вечеря», «Воскресение», «Распятие», 1447) реалистичность объёмно-пространственной трактовки (комната «Тайной вечери» благодаря прямой перспективе и согласованности реальной и живописной архитектуры воспринимается как продолжение пространства рефектория) и иллюзионистич. достоверность деталей оттеняются неестественно ярким и резким «мистическим» колоритом (фигуры Христа и апостолов и имитации мраморной облицовки на стене исполнены в одной и той же цветовой гамме, что придаёт им сходство с изваяниями). Декоративный иллюзионизм и скульптуроподобие фигур отличают серию «выдающихся людей древности» (три флорентийских кондотьера, Данте, Петрарка и Боккаччо, а также Есфирь, царица Томирис и сивилла, 1449–50, ныне галерея Уффици, Флоренция; илл. см. в ст. Есфирь), сохранившуюся от росписи виллы Кардуччи близ Леньяйи, в которой была предпринята попытка воссоздания живописной декорации др.-рим. дома, известной по описаниям Витрувия и др. античных авторов.
В позднем творчестве К. одной из его главных задач становится передача движения. В композиции «Юный Давид», написанной на кожаном щите (1449–50, Нац. галерея искусства, Вашингтон), динамикой пронизаны все элементы (энергично жестикулирующая фигура в развевающихся одеждах; ландшафт с бегущими облаками). Внутр. динамика отличает живописный конный монумент кондотьера Никколо да Толентино во Флорентийском соборе Санта-Мария-дель-Фьоре от находящегося там же живописного памятника кондотьеру Джону Хоквуду, написанного П. Уччелло и служившего для К. образцом. Используя идею монохромной имитации скульптурного памятника, К. отказался от геометризов. форм и абстрактности Уччелло в пользу декоративной конкретности деталей. В работах 1450-х гг. одним из осн. выразит. средств становится анатомич. проработка фигур (фрески «Троица со святыми Иеронимом, Паулой и Евстахией» в капелле Корболи и «Христос отпускает грехи св. Юлиану» в капелле Гальяни, обе 1453–57, ц. Сантиссима-Аннунциата, Флоренция). Преувеличенно резкой светотеневой моделировкой лица отличается и приписываемый К. «Мужской портрет» (Нац. галерея искусства, Вашингтон).
Многие произведения К. не сохранились, об их существовании известно из документов и лит. источников (росписи в хоре ц. Сант-Эджидио во Флоренции, 1451–53; в Ватиканском дворце в Риме, 1454; в рефектории флорентийской ц. Санта-Мария-Нуова, 1457, и др.). Раскрытые под фресками К. синопии свидетельствуют о важности рисунка в его творчестве. К. был в числе первых флорентийских художников, использовавших картоны в подготовит. работе над фресковой живописью. Влияние К. испытали на себе не только большинство флорентийских художников 2-й пол. 15 в. (А. дель Поллайоло, А. Бальдовинетти и др.), но и сев.-итал. мастера (А. Мантенья, Ф. дель Косса).