УЧЧЕ́ЛЛО ПАОЛО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УЧЧЕ́ЛЛО (Uccello; собственно ди Доно, di Dono) Паоло (15.6.1397, Пратовеккьо, близ Флоренции – 10.12.1475, там же), итал. живописец. Сын цирюльника. Обучался в мастерской Л. Гиберти, был дружен с Донателло. В 1425–27 мозаичист в соборе Св. Марка в Венеции. Автор монументальных работ во Флоренции – цикла ветхозаветных сцен во дворе Кьостро-Верде мон. Санта-Мария-Новелла (1432–36 и 1445–47), сцен из жизни святых во дворе ц. Сан-Миньято-аль-Монте (ок. 1447–54), памятник кондотьеру Дж. Хоквуду в соборе Санта-Мария-дель-Фьоре (гризайль, имитирующая конную статую, 1436), тондо с головами пророков на циферблате часов на зап. стене (1443), проекты витражных окон (1443–44). У. – один из гл. представителей флорентийской школы Раннего Возрождения, утверждавших новые худож. ценности: использование геометрич. построений и перспективы (предположительно был знаком с математиками П. Тосканелли и А. Манетти), точную передачу сложных ракурсов. У. непротиворечиво объединял их с плоскостной структурой живописной поверхности, разрабатываемой колористич. средствами. Индивидуальность У. ярко проявилась в произведениях на досках – триптихе «Битва при Сан-Романо» [ок. 1438 – 1440 или сер. 1450-х гг., Нац. галерея, Лондон; галерея Уффици, Флоренция; Лувр, Париж (см. илл. к ст. Батальный жанр)], картинах «Битва св. Георгия с драконом» (ок. 1465, Музей Жакмар-Андре, Париж; ок. 1470, Нац. галерея, Лондон), «Охота в лесу» (ок. 1470, Ашмолеанский музей, Оксфорд), алтарной пределле «Осквернение гостии» (между 1465 и 1468, Нац. галерея обл. Марке, Урбино). Путешествия У. в Падую (1445–46) и Урбино (1465–69) способствовали распространению принципов ренессансного иск-ва за пределами Флоренции.