Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАТА́ЛЬНЫЙ ЖАНР

Авторы: А. М. Муратов

БАТА́ЛЬНЫЙ ЖАНР (от итал. battaglia – бит­ва), изо­бра­же­ние бит­вы, вой­ны, во­ен. бы­та в ис­кус­ст­ве. Б. ж. при вос­соз­да­нии во­ен. эпи­зо­дов про­шло­го или ми­фо­ло­гич. со­бы­тий смы­ка­ет­ся с ис­то­ри­че­ским жан­ром и с ми­фо­ло­ги­че­ским жан­ром; ино­гда сбли­жа­ет­ся с бы­то­вым жан­ром и порт­ре­том (об­раз пол­ко­вод­ца на фо­не сра­же­ния), не­ред­ко со­дер­жит эле­мен­ты пей­за­жа (в т. ч. ма­ри­ны), ани­ма­ли­сти­че­ско­го жан­ра (кон­ни­ца, бое­вые сло­ны и т. п.) и на­тюр­мор­та (дос­пе­хи, тро­феи и др.).

П. Уччелло. «Битва при Сан-Романо». 1456. Лувр (Париж).

Са­мые ран­ние изо­бра­же­ния сра­же­ний – в на­скаль­ных рос­пи­сях эпо­хи нео­ли­та. Вой­ны Древ­не­го Вос­то­ка за­пе­чат­ле­ны в мно­го­числ. рель­е­фах и рос­пи­сях. В др.-егип. хра­мах и гроб­ни­цах изоб­ра­жа­лись фа­ра­он-пол­ко­во­дец, оса­ды го­ро­дов, ше­ст­вия плен­ных и т. д. По­доб­ные сю­же­ты куль­ти­ви­ру­ют­ся и в иск-ве Ме­ж­ду­ре­чья («Бит­ва на верб­лю­дах», рель­еф из двор­ца Аш­шур­ба­на­па­ла в Ни­не­вии, сер. 7 в. до н. э., Брит. му­зей, Лон­дон). В др.-греч. иск-ве вос­пе­ва­ет­ся во­ин­ская доб­лесть ми­фо­ло­гич. пер­со­на­жей (ама­зо­но­ма­хия, кен­тав­ро­ма­хия, ти­та­но­ма­хия), ге­ро­ев и ре­аль­ных пол­ко­вод­цев (см. опи­са­ния ба­таль­ных кар­тин у Пли­ния Стар­ше­го; «Бит­ва Алек­сан­д­ра с Да­ри­ем», рим. мо­за­ич­ная ко­пия 2 в. до н. э. с эл­ли­ни­стич. об­раз­ца 4–3 вв. до н. э., Нац. му­зей, Не­а­поль). Спе­ци­фич. раз­но­вид­ность Б. ж. в иск-ве Древ­не­го Ри­ма – ба­таль­ные рель­е­фы три­ум­фаль­ных арок и ко­лонн (ар­ка Ти­та, 81 н. э.; ко­лон­на Трая­на, нач. 2 в.; обе – в Ри­ме).

В ср.-век. ис­кус­ст­ве Б. ж. пред­став­лен в ев­роп. книж­ной ми­ниа­тю­ре и ков­ро­тка­че­ст­ве (т. н. Ко­вёр из Байё со сце­на­ми бит­вы при Гас­тинг­се, ок. 1080), скульп­ту­ре по­гре­баль­ных со­ору­же­ний Ки­тая, япон. гра­фи­ке, инд. жи­во­пи­си, иран. ми­ниа­тю­ре. В жи­во­пи­си итал. Воз­ро­ж­де­ния Б. ж. раз­ви­ва­ет­ся с сер. 15 в. в твор­че­ст­ве П. Уч­чел­ло и Пье­ро дел­ла Фран­че­ски. Мас­те­ра Вы­со­ко­го Воз­ро­ж­де­ния в Б. ж. соз­да­ют иде­аль­ные ге­ро­ич. об­ра­зы (не­сох­ра­нив­шие­ся кар­то­ны «Бит­ва при Ка­ши­не» Ми­ке­ланд­же­ло и «Бит­ва при Ан­гиа­ри» Ле­о­нар­до да Вин­чи, 1500-е гг.), в т. ч. пол­ко­вод­цев на фо­не бит­вы («Карл V в сра­же­нии при Мюль­бер­ге» Ти­циа­на, 1548, Пра­до, Мад­рид); Тин­то­рет­то в Б. ж. при­вле­ка­ла воз­мож­ность изо­бра­зить боль­шие мас­сы лю­дей («Бит­ва при За­ре», ок. 1585, Дво­рец до­жей, Ве­не­ция). Свое­об­раз­ное зву­ча­ние Б. ж. по­лу­чил в иск-ве Сев. Воз­ро­ж­де­ния: в кар­ти­не А. Альт­дор­фе­ра «Бит­ва Алек­сан­д­ра Ма­ке­дон­ско­го с Да­ри­ем» (1529, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен) сра­же­ние по­ка­за­но на фо­не кос­мич. пей­за­жа; П. Брей­гель Стар­ший ис­поль­зо­вал Б. ж. для ал­ле­го­рич. ото­бра­же­ния исп. тер­ро­ра в кар­ти­не «Три­умф смер­ти» (1562–63, Пра­до).

В 17–18 вв. в рам­ках Б. ж. трак­ту­ют­ся биб­лей­ские и ми­фо­ло­гич. сю­же­ты («Бит­ва из­ра­иль­тян с ама­ле­ки­тя­на­ми» Н. Пус­се­на, ок. 1625, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург, и др.). Ба­таль­ный сю­жет рас­кры­ва­ет­ся как ис­то­рич. со­бы­тие в жи­во­пи­си Д. Ве­ла­ске­са («Сда­ча Бре­ды», 1634–35) и Ф. Сур­ба­ра­на («Ос­во­бо­ж­де­ние Ка­ди­са», 1634; обе – в Пра­до). П. П. Ру­бенс соз­да­ёт ряд ди­на­мич­ных про­из­ве­де­ний Б. ж. («Бит­ва гре­ков с ама­зон­ка­ми», ок. 1618, Ста­рая пи­на­ко­те­ка, Мюн­хен; ал­ле­го­рич. кар­ти­на «По­след­ст­вия вой­ны», ок. 1637–38, га­ле­рея Пит­ти, Фло­рен­ция), под влия­ни­ем ко­то­рых скла­ды­ва­ет­ся тип ба­таль­ной кар­ти­ны в иск-ве ба­рок­ко (С. Ро­за в Ита­лии, Ф. Вау­эр­ман в Гол­лан­дии, Ж. Бур­гинь­он во Фран­ции). Сце­ны во­ен. бы­та у флам. жи­во­пис­цев (Д. Те­нирс Млад­ший) при всей дос­то­вер­но­сти де­та­лей со­дер­жат так­же ино­ска­за­ния (сол­да­ты, иг­раю­щие в кар­ты или кос­ти, – ал­ле­гория пре­врат­но­стей судь­бы). Ост­рое тра­гич. зву­ча­ние Б. ж. по­лу­чил в офор­тах Ж. Кал­ло (две се­рии «Бед­ст­вий вой­ны», 1632–33).

Ж. Л. Давид. «Бонапарт на Сен-Бернарском перевале». 1800. Художественно-исторический музей (Вена).

На­по­ле­о­нов­ские вой­ны пи­та­ли Б. ж. 1-й пол. 19 в.: па­те­тич. кар­ти­ны А. Гро и Ж. Л. Да­ви­да, по­свя­щён­ные На­по­лео­ну; ро­ман­тич. об­ра­зы Т. Же­ри­ко, О. Вер­не, по­ля­ка П. Ми­ха­лов­ско­го, нем. ху­дож­ни­ков П. Хес­са, А. Ада­ма и Ф. Крю­ге­ра. Ге­ро­ич. со­про­тив­ле­ние ис­пан­цев франц. ин­тер­вен­ции по­лу­чи­ло от­ра­же­ние в твор­че­ст­ве Ф. Гойи (се­рия офор­тов «Бед­ст­вия вой­ны», 1810–20). Один из гл. мас­те­ров франц. ро­ман­тиз­ма Э. Де­лак­руа соз­дал ряд ба­таль­ных кар­тин на сю­же­ты ис­то­рии и со­вре­мен­но­сти («Сво­бо­да, ве­ду­щая на­род», 1830, Лувр, Па­риж), в позд­не­ро­ман­тич. жи­во­пи­си Б. ж. сбли­жа­ет­ся с ис­то­риз­мом (Я. Ма­тей­ко). Раз­ви­тие реа­лиз­ма во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. при­ве­ло к уси­ле­нию жан­ро­вых мо­ти­вов в Б. ж. (А. фон Мен­цель в Гер­ма­нии, Ф. фон Деф­рег­гер в Ав­ст­рии, Дж. Фат­то­ри в Ита­лии, У. Хо­мер в США). Фран­ко-прус­ская вой­на 1870–71 по­лу­чи­ла реа­ли­стич. ото­бра­же­ние в кар­ти­нах Э. Де­тая и А. Нё­ви­ля; со­бы­тия мекс. ис­то­рии – в твор­че­ст­ве Э. Ма­не. Б. ж. про­цве­тал и в са­лон­ном ис­кус­ст­ве (кар­ти­ны П. Де­ла­ро­ша, Х. Ма­кар­та, Э. Мейс­со­нье).

В кон. 19 – нач. 20 вв. те­ма вой­ны полу­чи­ла мис­ти­ко-сим­во­лич. трак­тов­ку (Ф. фон Штук, М. Клин­гер, А. Ку­бин, О. Дикс). С Б. ж. свя­за­ны ан­ти­во­ен­ные по су­ти про­из­ве­де­ния П. Пи­кас­со («Гер­ни­ка», 1937, Центр ис­кусств ко­ро­ле­вы Со­фии, Мад­рид) и С. Да­ли («Пред­чув­ст­вие гра­ж­дан­ской вой­ны», 1936, Му­зей ис­кусств, Фи­ла­дель­фия). Б. ж. в на­ци­ст­ской Гер­ма­нии был ори­ен­ти­ро­ван на сти­ли­сти­ку позд­не­го ро­ман­тиз­ма, куль­ти­ви­ро­вал па­фос­ную ге­рои­ку. В Б. ж. 2-й пол. 20 в. пре­об­ла­да­ла ис­то­ри­че­ская и ан­ти­во­ен­ная те­ма­ти­ка.

В иск-ве Рос­сии Б. ж. по­яв­ля­ет­ся в ср.-век. книж­ной ми­ни­а­тю­ре, ико­но­пи­си. В 18 в. зап.-ев­роп. ба­та­ли­сты при­вле­ка­ют­ся в Рос­сию для про­слав­ления по­бед Пет­ра I («Пол­тав­ская бит­ва» Л. Ка­ра­ва­ка, Эр­ми­таж, и др.). В Б. ж. ра­бо­та­ли мас­те­ра гра­вю­ры (А. Ф. Зу­бов) и мо­заи­ки (М. В. Ло­мо­но­сов). С ос­но­ва­ни­ем пе­терб. АХ Б. ж. пре­по­да­ёт­ся в двух клас­сах – ба­таль­ном и ис­то­ри­че­ском. Ис­то­рич. жи­во­пис­цы соз­да­ют порт­ре­ты пол­ко­вод­цев (Г. И. Уг­рю­мов), изо­бра­жа­ют под­ви­ги ге­ро­ев (А. И. Ива­нов). К до­ку­мен­таль­ной точ­но­сти тя­го­те­ют А. И. За­уер­вейд, Б. П. Вил­ле­валь­де, А. Е. Ко­це­бу; ал­ле­го­рич. изо­бра­же­ние Отеч. вой­ны 1812 – в рель­е­фах Ф. П. Тол­сто­го. Ро­ман­тич. вер­сию ис­то­рич. Б. ж. соз­дал К. П. Брюл­лов (не­окон­чен­ное по­лот­но «Оса­да Пско­ва», 1839–43, ГТГ), мор­ских ба­та­лий – И. К. Ай­ва­зов­ский и А. П. Бо­го­лю­бов. Вне ака­де­мич. тра­ди­ции – ра­бо­ты М. Н. Во­робь­ё­ва, «ка­за­чьи сце­ны» А. О. Ор­лов­ско­го, про­из­ве­де­ния Г. Г. Га­га­ри­на и М. Ю. Лер­мон­то­ва на те­мы кав­каз­ской вой­ны. Бы­то­вой эле­мент прив­нёс в Б. ж. П. О. Ко­ва­лев­ский, в реа­ли­стич. ду­хе трак­то­ва­лись ис­то­рич. те­мы у В. И. Су­ри­ко­ва, И. М. Пря­ниш­ни­ко­ва, А. Д. Кив­шен­ко. Боль­шую роль в раз­ви­тии Б. ж. в рус. иск-ве сыг­ра­ли об­ли­чи­тель­ные про­из­ве­де­ния В. В. Ве­ре­ща­ги­на. С Б. ж. свя­за­но по­яв­ле­ние па­но­рам и дио­рам: ра­бо­ты Ф. А. Ру­бо («Обо­ро­на Се­ва­сто­по­ля», 1902–04, Се­ва­сто­поль; «Бо­ро­ди­но», 1911, Мо­ск­ва) по­слу­жи­ли об­раз­цом для ря­да позд­ней­ших про­из­ве­де­ний та­ко­го ро­да.

А. А. Дейнека. «Оборона Севастополя». 1942. Русский музей (С.-Петербург).

В сов. пе­ри­од Б. ж. пре­тво­рил­ся в гра­фи­ке пе­рио­да Гражд. вой­ны 1918–1922 (Ок­на РОСТА), ра­бо­тах чле­нов Ас­со­циа­ции ху­дож­ни­ков ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии и Об­ще­ст­ва ху­дож­ни­ков-стан­ко­вис­тов. Осо­бое зна­че­ние для раз­ви­тия сов. Б. ж. име­ет твор­че­ст­во М. Б. Гре­ко­ва («Тру­ба­чи Пер­вой кон­ной», 1934, ГТГ). Ве­ли­кая Отеч. вой­на ста­ла гл. те­мой Б. ж. 1940-х гг. и 2-й пол. 20 в. Наи­бо­лее зна­чи­те­лен вклад мас­те­ров Сту­дии во­ен­ных ху­дож­ни­ков име­ни М. Б. Гре­ко­ва; се­рии фрон­то­вых за­ри­со­вок и гра­фич. цик­лы соз­да­ли Н. И. Дор­ми­дон­тов, А. Ф. Па­хо­мов, Л. В. Сой­фер­тис. Со­бы­ти­ям вой­ны по­свя­ще­ны ра­бо­ты Ку­кры­ник­сов, А. А. Дей­не­ки, Г. Г. Нис­ско­го, Я. Д. Ро­ма­са, Ф. С. Бо­го­род­ско­го, В. Н. Яков­ле­ва и др. В рус. иск-ве с сер. 20 в. воз­ро­ж­да­ет­ся ин­те­рес к ис­то­ри­ко-ба­таль­ным те­мам: Ку­ли­ков­ской бит­ве (М. И. Ави­лов, А. П. Буб­нов, И. С. Гла­зу­нов, С. Н. При­се­кин), Отеч. вой­не 1812 (Н. П. Уль­я­нов).

C Б. ж. свя­за­ны па­мят­ни­ки ге­ро­ям и пол­ко­вод­цам, во­ен. ме­мо­риа­лы и т. п. – про­из­ве­де­ния ар­хи­тек­ту­ры и скульп­ту­ры, со­дер­жа­щие во­ен. ат­ри­бу­ти­ку (см. Ар­ма­ту­ра), ук­ра­шен­ные рель­е­фа­ми со сце­на­ми сра­же­ний и по­бед.

Лит.: Ту­генд­хольд Я. Про­бле­ма вой­ны в ми­ро­вом ис­кус­ст­ве. М., 1916; Са­до­вень В. В. Рус­ские ху­дож­ни­ки-ба­та­ли­сты XVIII–XIX вв. М., 1955; Hodgson P. The war illustrators. L., 1977; Зай­цев Е. В. Ху­до­же­ст­вен­ная ле­то­пись Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной. М., 1986; Мир и вой­на гла­за­ми ху­дож­ни­ков. (Кат. вы­став­ки). Б. м., 1988; Hale J. R. Artists and warfare in the Renaissance. New Haven, 1990.

Вернуться к началу