БАТА́ЛЬНЫЙ ЖАНР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАТА́ЛЬНЫЙ ЖАНР (от итал. battaglia – битва), изображение битвы, войны, воен. быта в искусстве. Б. ж. при воссоздании воен. эпизодов прошлого или мифологич. событий смыкается с историческим жанром и с мифологическим жанром; иногда сближается с бытовым жанром и портретом (образ полководца на фоне сражения), нередко содержит элементы пейзажа (в т. ч. марины), анималистического жанра (конница, боевые слоны и т. п.) и натюрморта (доспехи, трофеи и др.).
Самые ранние изображения сражений – в наскальных росписях эпохи неолита. Войны Древнего Востока запечатлены в многочисл. рельефах и росписях. В др.-егип. храмах и гробницах изображались фараон-полководец, осады городов, шествия пленных и т. д. Подобные сюжеты культивируются и в иск-ве Междуречья («Битва на верблюдах», рельеф из дворца Ашшурбанапала в Ниневии, сер. 7 в. до н. э., Брит. музей, Лондон). В др.-греч. иск-ве воспевается воинская доблесть мифологич. персонажей (амазономахия, кентавромахия, титаномахия), героев и реальных полководцев (см. описания батальных картин у Плиния Старшего; «Битва Александра с Дарием», рим. мозаичная копия 2 в. до н. э. с эллинистич. образца 4–3 вв. до н. э., Нац. музей, Неаполь). Специфич. разновидность Б. ж. в иск-ве Древнего Рима – батальные рельефы триумфальных арок и колонн (арка Тита, 81 н. э.; колонна Траяна, нач. 2 в.; обе – в Риме).
В ср.-век. искусстве Б. ж. представлен в европ. книжной миниатюре и ковроткачестве (т. н. Ковёр из Байё со сценами битвы при Гастингсе, ок. 1080), скульптуре погребальных сооружений Китая, япон. графике, инд. живописи, иран. миниатюре. В живописи итал. Возрождения Б. ж. развивается с сер. 15 в. в творчестве П. Уччелло и Пьеро делла Франчески. Мастера Высокого Возрождения в Б. ж. создают идеальные героич. образы (несохранившиеся картоны «Битва при Кашине» Микеланджело и «Битва при Ангиари» Леонардо да Винчи, 1500-е гг.), в т. ч. полководцев на фоне битвы («Карл V в сражении при Мюльберге» Тициана, 1548, Прадо, Мадрид); Тинторетто в Б. ж. привлекала возможность изобразить большие массы людей («Битва при Заре», ок. 1585, Дворец дожей, Венеция). Своеобразное звучание Б. ж. получил в иск-ве Сев. Возрождения: в картине А. Альтдорфера «Битва Александра Македонского с Дарием» (1529, Старая пинакотека, Мюнхен) сражение показано на фоне космич. пейзажа; П. Брейгель Старший использовал Б. ж. для аллегорич. отображения исп. террора в картине «Триумф смерти» (1562–63, Прадо).
В 17–18 вв. в рамках Б. ж. трактуются библейские и мифологич. сюжеты («Битва израильтян с амалекитянами» Н. Пуссена, ок. 1625, Эрмитаж, С.-Петербург, и др.). Батальный сюжет раскрывается как историч. событие в живописи Д. Веласкеса («Сдача Бреды», 1634–35) и Ф. Сурбарана («Освобождение Кадиса», 1634; обе – в Прадо). П. П. Рубенс создаёт ряд динамичных произведений Б. ж. («Битва греков с амазонками», ок. 1618, Старая пинакотека, Мюнхен; аллегорич. картина «Последствия войны», ок. 1637–38, галерея Питти, Флоренция), под влиянием которых складывается тип батальной картины в иск-ве барокко (С. Роза в Италии, Ф. Вауэрман в Голландии, Ж. Бургиньон во Франции). Сцены воен. быта у флам. живописцев (Д. Тенирс Младший) при всей достоверности деталей содержат также иносказания (солдаты, играющие в карты или кости, – аллегория превратностей судьбы). Острое трагич. звучание Б. ж. получил в офортах Ж. Калло (две серии «Бедствий войны», 1632–33).
Наполеоновские войны питали Б. ж. 1-й пол. 19 в.: патетич. картины А. Гро и Ж. Л. Давида, посвящённые Наполеону; романтич. образы Т. Жерико, О. Верне, поляка П. Михаловского, нем. художников П. Хесса, А. Адама и Ф. Крюгера. Героич. сопротивление испанцев франц. интервенции получило отражение в творчестве Ф. Гойи (серия офортов «Бедствия войны», 1810–20). Один из гл. мастеров франц. романтизма Э. Делакруа создал ряд батальных картин на сюжеты истории и современности («Свобода, ведущая народ», 1830, Лувр, Париж), в позднеромантич. живописи Б. ж. сближается с историзмом (Я. Матейко). Развитие реализма во 2-й пол. 19 – нач. 20 вв. привело к усилению жанровых мотивов в Б. ж. (А. фон Менцель в Германии, Ф. фон Дефреггер в Австрии, Дж. Фаттори в Италии, У. Хомер в США). Франко-прусская война 1870–71 получила реалистич. отображение в картинах Э. Детая и А. Нёвиля; события мекс. истории – в творчестве Э. Мане. Б. ж. процветал и в салонном искусстве (картины П. Делароша, Х. Макарта, Э. Мейссонье).
В кон. 19 – нач. 20 вв. тема войны получила мистико-символич. трактовку (Ф. фон Штук, М. Клингер, А. Кубин, О. Дикс). С Б. ж. связаны антивоенные по сути произведения П. Пикассо («Герника», 1937, Центр искусств королевы Софии, Мадрид) и С. Дали («Предчувствие гражданской войны», 1936, Музей искусств, Филадельфия). Б. ж. в нацистской Германии был ориентирован на стилистику позднего романтизма, культивировал пафосную героику. В Б. ж. 2-й пол. 20 в. преобладала историческая и антивоенная тематика.
В иск-ве России Б. ж. появляется в ср.-век. книжной миниатюре, иконописи. В 18 в. зап.-европ. баталисты привлекаются в Россию для прославления побед Петра I («Полтавская битва» Л. Каравака, Эрмитаж, и др.). В Б. ж. работали мастера гравюры (А. Ф. Зубов) и мозаики (М. В. Ломоносов). С основанием петерб. АХ Б. ж. преподаётся в двух классах – батальном и историческом. Историч. живописцы создают портреты полководцев (Г. И. Угрюмов), изображают подвиги героев (А. И. Иванов). К документальной точности тяготеют А. И. Зауервейд, Б. П. Виллевальде, А. Е. Коцебу; аллегорич. изображение Отеч. войны 1812 – в рельефах Ф. П. Толстого. Романтич. версию историч. Б. ж. создал К. П. Брюллов (неоконченное полотно «Осада Пскова», 1839–43, ГТГ), морских баталий – И. К. Айвазовский и А. П. Боголюбов. Вне академич. традиции – работы М. Н. Воробьёва, «казачьи сцены» А. О. Орловского, произведения Г. Г. Гагарина и М. Ю. Лермонтова на темы кавказской войны. Бытовой элемент привнёс в Б. ж. П. О. Ковалевский, в реалистич. духе трактовались историч. темы у В. И. Сурикова, И. М. Прянишникова, А. Д. Кившенко. Большую роль в развитии Б. ж. в рус. иск-ве сыграли обличительные произведения В. В. Верещагина. С Б. ж. связано появление панорам и диорам: работы Ф. А. Рубо («Оборона Севастополя», 1902–04, Севастополь; «Бородино», 1911, Москва) послужили образцом для ряда позднейших произведений такого рода.
В сов. период Б. ж. претворился в графике периода Гражд. войны 1918–1922 (Окна РОСТА), работах членов Ассоциации художников революционной России и Общества художников-станковистов. Особое значение для развития сов. Б. ж. имеет творчество М. Б. Грекова («Трубачи Первой конной», 1934, ГТГ). Великая Отеч. война стала гл. темой Б. ж. 1940-х гг. и 2-й пол. 20 в. Наиболее значителен вклад мастеров Студии военных художников имени М. Б. Грекова; серии фронтовых зарисовок и графич. циклы создали Н. И. Дормидонтов, А. Ф. Пахомов, Л. В. Сойфертис. Событиям войны посвящены работы Кукрыниксов, А. А. Дейнеки, Г. Г. Нисского, Я. Д. Ромаса, Ф. С. Богородского, В. Н. Яковлева и др. В рус. иск-ве с сер. 20 в. возрождается интерес к историко-батальным темам: Куликовской битве (М. И. Авилов, А. П. Бубнов, И. С. Глазунов, С. Н. Присекин), Отеч. войне 1812 (Н. П. Ульянов).
C Б. ж. связаны памятники героям и полководцам, воен. мемориалы и т. п. – произведения архитектуры и скульптуры, содержащие воен. атрибутику (см. Арматура), украшенные рельефами со сценами сражений и побед.