ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИСТОРИ́ЧЕСКИЙ ЖАНР, жанр изобразит. иск-ва, посвящённый историч. событиям и деятелям. Обращённый в осн. к прошлому, И. ж. включает также изображения недавних событий, историч. значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно И. ж. и произведения на историч. темы, близкие бытовому жанру.
Осн. виды произведений И. ж. – историч. картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. И. ж. часто переплетается с др. жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-историч. композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тесно с И. ж. смыкается батальный жанр – в тех случаях, когда раскрывается историч. смысл воен. событий. Изображаемые реальные историч. события насыщались мифологич., библейскими, аллегорич. персонажами, получали легендарное истолкование. Эволюция И. ж. обусловлена не только сменой худож. стилей, но и развитием историч. воззрений, социально-политич. взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, нац. и гос. конфликтов, возникновением новых обществ. движений.
Истоки И. ж. восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных историч. событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, гocударств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям И. ж. можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах – гробницах и храмах. В Древнем Египте и Месопотамии историч. события изображались либо в условных символич. композициях (апофеоз воен. побед монарха, передача ему власти божеством и т. п.), либо в циклах, повествующих гл. обр. о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п.). В Древней Греции представления об историч. событиях, как правило, воплощались в мифологич. темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных историч. сцен и героев (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477–476 до н. э.; см. илл. к ст. Греция Древняя). С распадом мифологич. мировоззрения и формированием иск-ва портрета стало возможным и изображение недавнего историч. события с реальными героями (картина греч. живописца Филоксена из Эретрии со сценой битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе, 4–3 вв. до н. э.; известна по рим. мозаичной копии 2 в. до н. э., Нац. археологич. музей, Неаполь). Идеи могущества гocударства и культ императоров нашли выражение в др.-рим. историч. рельефах со сценами воен. триумфов (рельефы арки Тита в Риме, 81 н. э.) и в документально-повествоват. фризах с эпизодами воен. походов (колонна Траяна в Риме, 111–114). В ср.-век. Европе историч. сюжеты широко представлены в миниатюрах хроник и кодексов, мозаиках и витражах, в произведениях декоративно-прикладного иск-ва (эпизоды нормандского завоевания Англии 1066, запечатлённые на т. н. Ковре из Байё, ок. 1080, Музей королевы Матильды, Байё; см. илл. к ст. Байё).
Изображения историко-батального и историко-бытового характера часто встречаются в древнем и ср.-век. иск-ве Азии. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в пров. Шаньдун, эпоха Хань, 147–163; свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, 7 в., и др.). Историко-бытовые сюжеты появляются с 11–12 вв. в япон. живописи, с 15–16 вв. в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра 16–17 вв.), Ср. Азии и др. Черты историч. действительности отражаются преим. в мифологич. форме в ср.-век. росписях и рельефах Индии, стран Юго-Вост. Азии.
Собственно И. ж. начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Культура гуманизма, пробуждение интереса к историч. знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного Писания как фактах общечеловеческой истории. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также лит. сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и совр. (Данте, А. Полициано и др.) авторов. Картины на лит. и мифологич. сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Создавались и изображения на темы актуальных совр. событий, служившие уже в 14 в. средством пропаганды новых обществ. идей. В 15 – нач. 16 вв. выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Уччелло), торжеств. событий совр. жизни, развёртывающихся на фоне реальных архит. фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др.); нередко они включались в композиции на религ. сюжеты. А. Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к событиям античной истории как к героич. идеалу, образцу для современности. Создавались и собственно историч. композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). В работах мастеров Позднего Возрождения находят место подробное, документально точное отражение совр. быта (П. Веронезе), представления о людской массе как об одном из гл. героев историч. событий (Я. Тинторетто). Известны и анонимные картины 16 в. с острыми историч. сюжетами («Казнь Савонаролы» и др.). В иск-ве Северного Возрождения отражение совр. историч. событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551–56, церковь аббатства Сен-Дени, Париж); в живописи П. Брейгеля Старшего. К античной теме обращался А. Альтдорфер.
В 17–18 вв. академизм и классицизм выдвинули И. ж. на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологич. и собственно историч. сюжеты. Оформился и тип торжеств., идеально-обобщённой по построению многофигурной историч. картины. Собственно историч. сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов 17 в. (Доменикино и др.), в картинах С. Розы. Помпезные историко-аллегорич. композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш. Лебрен и П. Миньяр). Однако важнейшие искания, наметившие будущие пути И. ж., связаны с творчеством крупнейших художников 17 в. – Н. Пуссена, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса, Рембрандта. В скульптуре 17–18 вв. историч. тематика была представлена рельефами П. Пюже, памятниками и надгробиями с портретными и аллегорич. фигурами (Ф. Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
Для иск-ва 18 в. в Италии характерны эффектные монументально-декоративные решения историч. тем (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитат. значение И. ж. Поступки древних и совр. героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности, историч. точности деталей. Получает широкое развитие жанр историч. портрета (скульптура Ж. А. Гудона во Франции, живопись Дж. Рейнолдса в Великобритании и др.). Накануне Франц. революции 18 в. мужественно-строгие картины крупнейшего мастера классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражд. долга; в годы революции он в героически-приподнятых образах представил её реальные события. Дальнейший ход франц. истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро).
События совр. истории нашли отражение в И. ж. в нач. 19 в.: коронационные торжества во Франции (картины Ж. Л. Давида), драматизм революц. битв и сопротивление народов наполеоновской агрессии и др. (живопись и графика Ф. Гойи). В И. ж. проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности. Франц. романтики Т. Жерико, Э.Делакруа, А. Г. Декан насытили И. ж. эмоциональным восприятием историч. и совр. обществ. конфликтов. В композициях Ф. Рюда и О.Домье на темы революц. событий жизненно выразительны и аллегорич. фигуры, и типические образы нар. героев.
С подъёмом нац.-освободит. движения в сер. 19 в. связано развитие И. ж. в Бельгии (Г. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (П. Михаловский), Румынии (К. Д. Розенталь). В Германии к сюжетам нац. истории обращались Ю. Шнорр фон Каросфельд, П. фон Корнелиус, К. Ф. Лессинг, В. фон Каульбах; сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы, свой историч. и эстетич. идеал в ср.-век. прошлом искали назарейцы. И. ж. позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. О. Д. Энгр), сменился салонно-академич. псевдоисторич. композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др.). В Великобритании популярностью пользовались картины на историч. темы Л. Альма-Тадемы и прерафаэлитов.
Вместе с тем в сер. 19 в. обращение к И. ж. представителей реалистич. направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Мейссонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Новый тип историч. картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Во 2-й пол. 19 в. идеи нац. возрождения воплощались в произведениях И. ж. в Польше (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи).
К кон. 19 в. в И. ж. наметился поворот к символико-обобщённым образам (героич. композиция франц. скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885–1889). Вневременная символика и стилизация характерны для историч. живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). В скульптуре нач. 20 в. получил широкое распространение жанр историч. портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др.). «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к И. ж. обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867, Кунстхалле, Мангейм).
Социальные движения 20 в. нашли отражение в историко-революц. живописи, скульптуре, графике разных стран мира (К. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Мн. художники 20 в. придают своим историч. произведениям совр. политич. звучание, прибегают к острой трагич. экспрессии (антифашистские работы нем. художников О. Дикса, Г. Гроса, X. Грундига; фрески мекс. художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, X. К. Ороско). Наряду со сложными условно-символич. формами («Герника» П. Пикассо, 1937) появляются произведения, тяготеющие к политич. отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Большую роль И. ж. играл в иск-ве нацистской Германии и фашистской Италии. В середине – 2-й пол. 20 в. античную тему переосмысливают в живописи М.Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Среди др. мастеров И. ж. – Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Андреевич-Кун (Сербия).
В России основой развития И. ж., его предысторией стали иконопись и ср.-век. храмовая монументальная живопись, осн. содержанием которых были сюжеты Священного Писания и Священного Предания. В др.-рус. иск-ве изредка получали отражение события нац. истории в иконах [«Чудо от иконы "Знамение"» («Битва новгородцев с суздальцами»), 1460-е гг.; «Церковь воинствующая», после 1552], миниатюрах [Радзивилловская летопись, кон. 15 в.; Лицевой летописный свод, 2-я пол. 16 в.; житийные циклы (в т. ч. Сергия Радонежского)] и фресках (росписи Золотой палаты Кремлёвского дворца, 1547–1552, не сохр.). Собственно И. ж. начал развиваться в 1-й пол. – сер. 18 в. с появлением светского иск-ва и историч. науки: документально точные гравюры А. Ф. Зубова (изображения битв и празднеств Петра I), рельефы для Триумфального столпа памяти Петра I и Северной войны 1700–21, созданные при участии К. Б. Растрелли; мозаика мастерской М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» (1762–64), картины на евангельские (Г. И. Козлов) и античные (М. И. Пучинов) сюжеты.
И. ж. в рус. иск-ве 2-й пол. 18 в. связан с просветительскими идеалами и классицизмом, пропагандистом которого выступала петерб. АХ. Ведущую роль играли крупная по размерам тематич. картина (И. А. Акимов, А. П. Лосенко, П. И. Соколов, Г. И. Угрюмов) и скульптурная композиция (Ф. Ф. Щедрин), в т. ч. портретная (М. И. Козловский), посвящённые не только античной, но и нац. истории. Отеч. война 1812 привлекла внимание художников к героич. подвигам рус. людей (картины А. И. Иванова и В. К. Шебуева). События 1812 непосредственно отразились в картинах В. К. Сазонова и М. Тихонова, в скульптурных медальонах Ф. П. Толстого (1814–36), косвенно – в памятнике Минину и Пожарскому в Москве работы И. П. Мартоса (1804–18).
В 19 в. новый этап в развитии рус. И. ж. начался с возникновением романтизма, влияние которого проявилось в историч. живописи Ф. А. Бруни, П. В. Басина, Н. П. Ломтева и др. К. П. Брюллов внёс в рус. историч. живопись размах и пафос трагедии, героем которой является не отдельная личность, а людская масса («Последний день Помпеи», 1830–33). А. А. Иванов также сыграл большую роль в развитии рус. И. ж., стремясь представить в своих произведениях эпизоды Священной истории как главные события истории человечества.
В 1860-х гг. рост революц.-демократич. движения и развитие историч. науки обусловили подъём рус. И. ж. В нём сочетались мелодраматич. картины (К. Д. Флавицкий, П. П. Чистяков, П. Ф. Плешанов), «костюмированные» изображения др.-рус. быта (К. Е. Маковский, Г. С. Седов, А. Д. Литовченко) и парадные, внешне эффектные салонно-академич. композиции на античные сюжеты (Г. И. Семирадский, В. С. Смирнов). Но гл. путь рус. И. ж. был связан с реализмом; он определялся интересом художников к отеч. истории, её драматич. социальным противоречиям и кризисным эпохам, к судьбам крупнейших историч. деятелей и нар. масс. Вслед за В. Г. Шварцем, воссоздавшим облик Руси 16–17 вв., живописцы-передвижники (Н. Н. Ге, Н. В. Неврев, А. Д. Кившенко, И. М. Прянишников, В. И. Якоби, Г. Г. Мясоедов, латв. худ. К. Т. Гун и др.) и близкий к ним скульптор М. М. Антокольский утвердили в своём творчестве убедительность и достоверность образов историч. персонажей. Яркой жизненной выразительности и эмоциональной силы в изображении историч. характеров и народных масс достигли живописцы И. Е. Репин, В. И. Суриков; тема войны составляет гл. содержание творчества В. В. Верещагина.
На рубеже 19–20 вв. художники символизма видели в истории прежде всего воплощение вечных тайн бытия, души народа, его надежд и верований (В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, М. А. Врубель). В иск-ве нач. 20 в. обостряется интерес к старине как к источнику красоты и поэзии, лирических и гротескных образов (А. М. Васнецов, В. А. Серов, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, художники группы «Мир искусства» – А. Н. Бенуа, К. А. Сомов, Е. Е. Лансере, Н. К. Рерих, Л. С. Бакст; скульптор С. Т. Конёнков). С нач. 20 в. переживала расцвет рус. панорамная (см. Панорама) батальная живопись (работы Ф. А. Рубо). В Москве было создано «Общество художников исторической живописи» (1895–1906), в которое вошли А. А. Карелин, К. В. Лебедев, К. Н. Горский, С. В. Бакалович, Ф. А. Бронников, П. А. Сведомский, Г. И. Семирадский, А. П. Рябушкин, В. В. Беляев, М. П. Боткин и др.
Важное место в отеч. иск-ве после 1917 заняла историко-революц. тематика, нередко в символико-аллегорич. воплощении (картины Б. М. Кустодиева, К. С. Петрова-Водкина, К. Ф. Юона). Позднее эти сюжеты у художников социалистического реализма нередко превращались в однообразные «представления» с вождями и «народными массами». Зачинателями такого типа сов. историч. картины выступили деятели АХРР, и прежде всего И. И. Бродский. Героич. путь Красной Армии в годы Гражд. войны запечатлел М. Б. Греков. Значит. произведения в этом жанре создали также Г. К. Савицкий, В. С. Сварог, Г. Н. Горелов, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, П. М. Шухмин, укр. худ. Ф. Г. Кричевский; в скульптуре – Н. А. Андреев, И. Д. Шадр, А. Т. Матвеев и др. Во время Вел. Отеч. войны рос. художники работали над многочисл. произведениями, отражающими борьбу народа против фашизма, героич. прошлое России (А. А. Дейнека, П. Д. Корин, Д. А. Шмаринов, Кукрыниксы, А. П. Бубнов, М. И. Авилов, Н. П. Ульянов, мастера Студии военных художников им. М. Б. Грекова и др.).
В послевоенный период большую популярность приобретают жанры историч. портрета и историч. композиции, посвящённые жизни великих историч. деятелей. К И. ж. обращаются Ю. Н. Тулин, М. А. Савицкий, Н. В. Томский, Е. В. Вучетич, В. А. Фаворский, Е. А. Кибрик и др. В 1960–70-х гг. делались попытки обновить И. ж. романтикой образов (Г. М. Коржев, Е. Е. Моисеенко, Т. Г. Назаренко). Героич. и трагич. образы отеч. истории воплощаются в станковой живописи Ю. П. Кугача, И. С. Глазунова и художников его школы, монументальной живописи (мозаики А. К. Быстрова, С. Н. Репина и др.), скульптуре А. А. Бичукова, В. М. Клыкова, З. К. Церетели, М. М. Шемякина и др. С 1980–90-х гг. темы и образы отеч. истории получают иронич. истолкование в произведениях художников соц-арта и постмодернизма. В кон. 20 в. источниками сюжетов И. ж. вновь становятся Священное Предание, античная мифология.