ГЛАЗУНО́В ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЛАЗУНО́В Илья Сергеевич (10.6.1930, Ленинград – 9.7.2017, Москва), рос. живописец, сценограф и график, нар. худ. СССР (1980), д. чл. РАХ (2001). Учился в ИЖСА (1951–1957) у Б. В. Иогансона. В живописи и графике с сер. 1950-х гг. обращался к теме города, который нередко приобретал в его произведениях лирич., фантастически-одушевлённый, даже зловещий облик [«Ленинградская весна» (1955), «Петербург Достоевского» (1956, Музей истории С.-Петербурга), «Старое и новое (Новая Москва)» (1978)]. С гор. циклом созвучна тема человеческого одиночества («После спектакля», 1984). Создал цикл станковых полотен по мотивам произведений Ф. М. Достоевского (1956–83) и иллюстраций к его сочинениям, также к сочинениям П. И. Мельникова, А. И. Куприна и др. рус. писателей; для них характерны реалистич. точность, убедительность передачи историч. среды, драматичность ситуаций. Исполнил портреты мн. деятелей культуры (Г. А. Товстоногова, 1956; Ф. Феллини и Дж. Лоллобриджиды, оба 1963; И. М. Смоктуновского, 1974; Е. В. Образцовой, 1982; В. Г. Распутина, 1987), также Индиры Ганди, короля Хуана Карлоса I, папы Иоанна Павла II и др.; в них Г. стремился раскрыть духовность модели, точно отразить эпоху. В результате зарубежных поездок создал циклы работ (опубликованы в альбомах «Сражающийся Вьетнам», 1967; «Чили глазами художника», 1973; «Телеграммы из Никарагуа», 1984, и др.). Обратился к худож.-филос. осмыслению рус. истории (отчасти под влиянием иск-ва В. М. Васнецова и М. В. Нестерова): цикл «Поле Куликово» (1961–80); «Русский Икар» (1964), «Мистерия XX века» (1977–99), «Вечная Россия» (1988), «Великий эксперимент» (1990), «Россия, проснись» (1994) и др. Исполнил панно «Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию» (1980–81) для здания ЮНЕСКО в Париже.
Оформлял постановки рус. опер – «Князь Игорь» А. П. Бородина (1980, Берлинская опера), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (там же, 1982), «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. А. Римского-Корсакова (1983, ГАБТ); все – совм. с женой, Ниной Александровной Виноградовой-Бенуа (1936–86); его сценографии присущи историч. достоверность, худож. цельность. Худож. руководитель ряда архит. проектов (Музей нар. иск-ва в Палехе; интерьеры посольства СССР в Мадриде, 1989; нового корпуса Рос. академии живописи, ваяния и зодчества, 1992).
В публикациях и интервью нашли отражение взгляды Г. на историю мировой культуры, проблемы защиты памятников историч. наследия, совр. худож. жизни. Основатель Всесоюзного музея декоративно-прикладного иск-ва в Царицыне в Москве (1984), один из инициаторов создания Всерос. об-ва охраны памятников истории и культуры (1966). С 1978 преподавал в МХИ (проф. с 1981); в 1987 основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества (её бессрочный ректор с 1995). В 2004 в Москве открыт Музей Г., в котором находятся ок. 500 его работ, подаренных городу, и собранная Г. коллекция рус. икон. Гос. пр. РФ за реставрацию зданий Московского Кремля (1997). Награждён орденом «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени (2005).