Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АМА́Н ТЕОДОР

Авторы: Л. И. Тананаева
Т. Аман. «Влад Успеш и турецкие послы». 1862–63. Музей искусств (Бухарест).

АМА́Н (Aman) Тео­дор (20.3.1831, Кым­пу­лунг-Мус­чел, у. Пи­теш­ти – 19.8.1891, Бу­ха­рест), рум. жи­во­пи­сец и гра­фик. Один из ос­но­во­по­лож­ни­ков совр. рум. иск-ва. Обу­чал­ся в Край­о­ве и в Бу­ха­ресте у К. Лек­ки и К. Валь­штей­на, с 1850 – в Па­ри­же у М. М. Дрол­лин­га и Ф. Э. Пи­ко. В 1855 уча­ст­во­вал во Все­мир­ной вы­став­ке в Па­ри­же («Бит­ва при Аль­ме»). В 1854 по­се­тил Стам­бул, Крым и Ва­ла­хию (где кн. Бар­бу Штир-бей при­сво­ил А. дво­рян­ский ти­тул). По­сле по­езд­ки в Ита­лию (1856) жил в Бу­ха­ре­сте, ак­тив­но уча­ст­вуя в куль­тур­ной жиз­ни стра­ны. По его ини­циа­ти­ве в 1864 бы­ла от­кры­та Шко­ла изящ­ных ис­кусств (А. – пер­вый её ди­рек­тор до 1874, пре­по­да­вал до 1891). Осн. ра­бо­ты А. по­свя­ще­ны нац. ис­то­рии: «Хо­ра един­ст­ва в Край­о­ве» (1857), «Пре­сле­до­ва­ние ту­рок при Ке­лу­гэ­ре­ни» (1872), «Хо­ра в Ани­ноа­се» (1890) и др. В пей­за­же – по­ис­ки пле­нэр­ных эф­фек­тов («Вид за­го­род­но­го до­ма», 1888); ра­бо­тал так­же в бы­то­вом жан­ре. Порт­рет­ная жи­во­пись А. от­ли­ча­ет­ся соч­ным ко­ло­ри­том, пси­хо­ло­гиз­мом и, в жен­ских об­раз­ах, осо­бым ли­риз­мом: «Ав­то­порт­рет» (1853), порт­ре­ты Т. Вла­ди­ми­ре­ску (1874–76), З. Бран­ко­вя­ну (1859), же­ны (Аны Аман, 1863). Впер­вые в Ру­мы­нии об­ра­тил­ся к офор­ту, соз­дав се­рии на нар. те­мы. Так­же ис­пол­нял ак­ва­рель­ные цве­точ­ные на­тюр­мор­ты, леп­ные ра­бо­ты (воск) и эс­ки­зы для вит­ра­жей. Его про­из­ве­де­ния на­хо­дят­ся в Му­зее ис­кусств (А. – один из ос­но­ва­те­лей) и в Му­зее Ама­на в Бу­ха­ре­сте.

Лит.: Кузь­ми­на М. Т. Аман. М., 1962; Flo­rea V. Th. Aman. Buc., 1972; Dan C. Th. Aman. Buc., 1984.

Вернуться к началу