МЕ́ШТРОВИЧ ИВАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕ́ШТРОВИЧ (Mešrović) Иван (15.8.1883, Врполе, Триединое королевство, ныне Хорватия – 16.1.1962, Саут-Бенд, штат Индиана, США), хорв. скульптор. Сын резчика по камню; работал в мастерской каменотёса в Сплите (1900). Учился в венской АХ (1901–05) у Э. фон Хелльмера, Х. Биттерлиха и О. Вагнера, оказавшего влияние (наряду с О. Роденом и Э. А. Бурделем) на раннее творчество М. Участвовал в выставках венского Сецессиона. Работал в Париже (1908–1909, 1916–17), Риме (1911–14), Лондоне (1915), Женеве (1916), Кане (1917). После 1-й мировой войны вернулся на родину. Преподавал в АХ в Загребе (проф. с 1922, ректор в 1923–42). В 1942 из-за преследований хорв. националистов-усташей уехал в Рим, затем в Швейцарию. С 1947 работал в США – в г. Сиракузы (штат Нью-Йорк, до 1955), затем в Саут-Бенде; также преподавал.
Ранние работы отмечены близостью к символизму и стилистике модерна («Фонтан Жизни» в Загребе, бронза, 1905). В зрелом творчестве М., пронизанном пафосом нац. возрождения, неоклассицистич. целостность и монументальность объёмов, обобщённость линейных ритмов сочетаются порой с чертами декоративной стилизации. Самым значит. созданием М. до 1-й мировой войны был проект храма-монумента в память битвы на Косовом Поле (1908–10; отд. фигуры – бронза, камень, Нар. музей, Белград). В 1920-е гг. создал памятники деятелям отеч. истории и культуры – М. Маруличу в Сплите (1924) и Й. Ю. Штросмайеру в Загребе (1925–26), носившие камерный характер; грандиозный памятник хорв. епископу 10 в. Григорию Нинскому в Сплите (бронза, 1926–27) и ряд мемориальных комплексов (в т. ч. родителей скульптора в Отавице, 1927–30). Гармонич. синтезом скульптуры, архитектуры и пейзажного окружения, строгой простотой форм отличается созданный М. памятник Неизвестному Солдату на вершине горы Авала близ Белграда (гранит, бронза, 1934–38) – подъём к нему представляет собой лестницу, обрамлённую чередой стел с траурными факелами. Обращался также к жанру станковой пластики, создавая обобщённые образы («Воспоминание», 1908, Нар. музей, Белград; «Моя мать», 1909; «Дитя обетованное», 1927; «Иов», 1946, все – галерея Мештровича, Сплит). Оказал большое влияние на создание югосл. скульптурной школы 20 в.
Занимался также живописью. В 1952 в Сплите, в Доме-мастерской М., построенном им по собств. проекту, была открыта галерея скульптора.