Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МЕ́ШТРОВИЧ ИВАН

Авторы: Л. С. Алёшина

МЕ́ШТРОВИЧ (Mešrović) Иван (15.8.1883, Врпо­ле, Трие­ди­ное ко­ро­лев­ст­во, ны­не Хор­ва­тия – 16.1.1962, Са­ут-Бенд, штат Ин­диа­на, США), хорв. скульп­тор. Сын рез­чи­ка по кам­ню; ра­бо­тал в мас­тер­ской ка­ме­но­тё­са в Спли­те (1900). Учил­ся в вен­ской АХ (1901–05) у Э. фон Хелль­ме­ра, Х. Бит­тер­ли­ха и О. Ваг­не­ра, ока­зав­ше­го влия­ние (на­ря­ду с О. Ро­де­ном и Э. А. Бур­де­лем) на ран­нее твор­че­ст­во М. Уча­ст­во­вал в вы­став­ках вен­ско­го Се­цес­сио­на. Ра­бо­тал в Па­ри­же (1908–1909, 1916–17), Ри­ме (1911–14), Лон­до­не (1915), Же­не­ве (1916), Ка­не (1917). По­сле 1-й ми­ро­вой вой­ны вер­нул­ся на ро­ди­ну. Пре­по­да­вал в АХ в За­гре­бе (проф. с 1922, рек­тор в 1923–42). В 1942 из-за пре­сле­до­ва­ний хорв. на­цио­на­ли­стов-ус­та­шей уе­хал в Рим, за­тем в Швей­ца­рию. С 1947 ра­бо­тал в США – в г. Си­ра­ку­зы (штат Нью-Йорк, до 1955), за­тем в Са­ут-Бен­де; так­же пре­по­да­вал.

И. Мештрович. «Фонтан Жизни» перед зданием Хорватского национального театра в Загребе. Бронза. 1905.

Ран­ние ра­бо­ты от­ме­че­ны бли­зо­стью к сим­во­лиз­му и сти­ли­сти­ке мо­дер­на («Фон­тан Жиз­ни» в За­гре­бе, брон­за, 1905). В зре­лом твор­че­ст­ве М., про­ни­зан­ном па­фо­сом нац. воз­ро­ж­де­ния, не­оклас­си­ци­стич. це­ло­ст­ность и мо­ну­мен­таль­ность объ­ё­мов, обоб­щён­ность ли­ней­ных рит­мов со­че­та­ют­ся по­рой с чер­та­ми де­ко­ра­тив­ной сти­ли­за­ции. Са­мым зна­чит. соз­да­ни­ем М. до 1-й ми­ро­вой вой­ны был про­ект хра­ма-мо­ну­мен­та в па­мять бит­вы на Ко­со­вом По­ле (1908–10; отд. фи­гу­ры – брон­за, ка­мень, Нар. му­зей, Бел­град). В 1920-е гг. соз­дал па­мят­ни­ки дея­те­лям отеч. ис­то­рии и куль­ту­ры – М. Ма­ру­ли­чу в Спли­те (1924) и Й. Ю. Штрос­май­е­ру в За­гре­бе (1925–26), но­сив­шие ка­мер­ный ха­рак­тер; гран­ди­оз­ный па­мят­ник хорв. епи­ско­пу 10 в. Гри­го­рию Нин­ско­му в Спли­те (брон­за, 1926–27) и ряд ме­мо­ри­аль­ных ком­плек­сов (в т. ч. ро­ди­те­лей скульп­то­ра в Ота­ви­це, 1927–30). Гар­мо­нич. син­те­зом скульп­ту­ры, ар­хи­тек­ту­ры и пей­заж­но­го ок­ру­же­ния, стро­гой про­сто­той форм от­ли­ча­ет­ся соз­дан­ный М. па­мят­ник Не­из­вест­но­му Сол­да­ту на вер­ши­не го­ры Ава­ла близ Бел­гра­да (гра­нит, брон­за, 1934–38) – подъ­ём к не­му пред­став­ля­ет со­бой ле­ст­ни­цу, об­рам­лён­ную че­ре­дой стел с тра­ур­ны­ми фа­ке­ла­ми. Об­ра­щал­ся так­же к жан­ру стан­ко­вой пла­сти­ки, соз­да­вая обоб­щён­ные об­ра­зы («Вос­по­ми­на­ние», 1908, Нар. му­зей, Бел­град; «Моя мать», 1909; «Ди­тя обе­то­ван­ное», 1927; «Иов», 1946, все – га­ле­рея Меш­тро­ви­ча, Сплит). Ока­зал боль­шое влия­ние на соз­да­ние югосл. скульп­тур­ной шко­лы 20 в.

За­ни­мал­ся так­же жи­во­пи­сью. В 1952 в Спли­те, в До­ме-мас­тер­ской М., по­стро­ен­ном им по собств. про­ек­ту, бы­ла от­кры­та га­ле­рея скульп­то­ра.

Соч.: Razgovori s Michelangelom. Zagreb, 2007.

Лит.: Schmeckebier L. I. Meštrović, sculptor and patriot. Syracuse, 1959; Grum Z. I. Meš­tro­vić. Zagreb, 1962; Ту­пи­цын И. К. И. Меш­тро­вич. М., 1967; Kečkemet D. I. Meštrović. Beograd, 1983; Gagro B. I. Meštrović. Zag­reb, 1987; I. Meš­tro­vić: Skulpturen. (Kat.). B., 1987; Plazibat D. Od doma do muzeja: I. Meš­t­rović u Zagrebu. Zagreb, 2004.

Вернуться к началу