Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУРДЕ́ЛЬ ЭМИЛЬ АНТУАН

Авторы: А. М. Муратов
Э. А. Бурдель. «Стреляющий Геракл». Бронза. 1909. Национальный музей современного искусства (Париж).

БУРДЕ́ЛЬ (Bourdelle) Эмиль Ан­ту­ан (30.10.1861, Мон­то­бан – 1.10.1929, Ле-Ве­зи­не), франц. скульп­тор. Учил­ся в Ту­лу­зе (1876–84), в па­риж­ской Шко­ле изящ­ных ис­кусств у А. Фаль­гье­ра (1884–86); в 1886–90 поль­зо­вал­ся со­ве­та­ми Ж. Да­лу, в 1893–1908 ра­бо­тал ас­си­стен­том в мас­тер­ской О. Ро­де­на. Уча­ст­ник вы­ста­вок па­риж­ско­го Са­ло­на с 1884. От­вер­гая им­прес­сио­низм О. Ро­де­на, стре­мил­ся к мо­ну­мен­таль­но­сти и син­те­зу ис­кусств, воз­ро­ж­дал ис­кус­ст­во рель­е­фа, ори­ен­ти­ру­ясь на ан­тич­ную клас­си­ку и ар­хаи­ку. Что­бы пе­ре­дать па­фос, ду­хов­ное и фи­зич. на­пря­же­ние сво­их ге­ро­ев, Б. сме­ло обоб­щал фор­му, ди­на­мич­но раз­ме­щал объ­ём в про­стран­ст­ве, вы­яв­лял ар­хи­тек­то­ни­ку ком­по­зи­ции, дос­ти­гая по­вы­шен­ной экс­прес­сии об­раза («Стре­ляю­щий Ге­ракл», брон­за, 1909, Нац. му­зей совр. иск-ва, Па­риж). При­да­вал сим­во­ли­ко-ал­ле­го­рич. ха­рак­тер мо­ну­мен­таль­ным про­из­ве­де­ни­ям (па­мят­ник ген. К. М. Аль­веа­ру в Бу­энос-Ай­ре­се, брон­за, 1913–23; ста­туя «Фран­ция», брон­за, 1925, Па­риж). Как и в мо­ну­мен­тах, в мно­го­чис­л. (ок. 100) порт­ре­тах вы­даю­щих­ся дея­те­лей соз­да­вал ге­рои­зи­ро­ван­ный об­раз «ге­ния», «сверх­че­ло­ве­ка»: Л. ван Бет­хо­вен (брон­за, 1887–1929; 21 ва­ри­ант, Му­зей Бур­де­ля, Па­риж), А. Франс (брон­за, 1919, там же) и др. Вы­пол­нил в ду­хе ар­хаи­зи­рую­ще­го не­оклас­си­циз­ма ба­рель­е­фы Те­ат­ра Ели­сей­ских По­лей (гипс, 1912). Ра­бо­тал так­же как жи­во­пи­сец-мо­ну­мен­та­лист (фре­ски Те­ат­ра Ели­сей­ских По­лей, 1910–1912) и гра­фик (ил­лю­ст­ра­ции к кни­гам Ж. Кле­ман­со и Г. Фло­бе­ра). В позд­ний пе­ри­од за­мет­ны при­зна­ки ку­би­сти­че­ской гео­мет­ри­за­ции объ­ё­мов [па­мят­ник А. Миц­ке­ви­чу, брон­за, 1909–29, Па­риж; Ав­то­порт­рет (мас­ка), 1925; Са­фо, 1924–1925; оба – гипс, Му­зей Бур­де­ля]. В твор­че­ст­ве Б., близ­ком не­ои­деа­лиз­му и мо­дер­ну, со­еди­ни­лись нео­ро­ман­тич. и не­оклас­сич. тен­ден­ции. Круп­ней­ший вая­тель ру­бе­жа 19–20 вв., Б. ока­зал зна­чит. влия­ние на даль­ней­шее раз­ви­тие скульп­ту­ры, став од­ним из пред­ше­ст­вен­ни­ков мо­ну­мен­таль­но­го иск-ва Гер­ма­нии и СССР 1930–40-х гг. Пре­по­да­вал в Па­ри­же в сту­дии «Ла Гранд-Шомь­ер» (1909–1929), уче­ни­ки Б. – А. Джа­ко­мет­ти, В. И. Му­хи­на, И. Д. Шадр. Сре­ди по­сле­до­ва­те­лей Б. – А. Ав­гу­стин­чич, Е. В. Ву­че­тич, А. Бре­кер, И. Меш­тро­вич.

Соч.: Ecrits sur l’art et sur la vie. P., 1955; Ис­кус­ст­во скульп­ту­ры. М., 1968.

Лит.: Kemeri S. Visage de Bourdelle. P., 1931; Varenne G. Bourdelle par lui-même. P., 1937; Ста­ро­ду­бо­ва В. В. Бур­дель. М., 1970; Ва­ле­ри­ус С. Про­грес­сив­ная скульп­ту­ра ХХ в. М., 1973; Jianou I., Dufet M. Bourdelle. P., 1984; Lavrillier C. M., Dufet M. Bourdelle et la criti­que de son temps. P., 1992.

Вернуться к началу