ДЖАКОМЕ́ТТИ АЛЬБЕРТО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЖАКОМЕ́ТТИ (Giacometti) Альберто (10.10.1901, Боргоново, близ Стампы, кантон Граубюнден – 11.1.1966, Кур, там же), швейц. скульптор, живописец и график. Сын живописца Джованни Джакометти (1868–1933). Учился в Школе изящных искусств и в Школе искусств и ремёсел в Женеве (1919–20). В 1920–21 побывал в Италии, где изучал итал. иск-во, античную архитектуру, др.-егип. коллекции. С 1922 жил в Париже, до 1925 посещал мастерскую Э. А. Бурделя в академии «Ла Гранд-Шомьер». Под влиянием новейших направлений в скульптуре Д. появляются кубистич. формы («Торс», 1925, Кунстхаус, Цюрих, фонд Д.); в ряде работ отразилось его увлечение иск-вом Африки и доколумбовой Америки, кикладскими идолами («Голова», 1925, Нац. музей совр. иск-ва, Париж). С кон. 1920-х гг. Д. сблизился с представителями сюрреализма; в скульптуре этого периода формы упрощаются, приближаясь к абстракции («Голова, которая смотрит», 1927–28, Кунстхаус, Цюрих). В поисках «ирреальных» форм Д. обращается к решётчатым структурам («Дворец в 4 часа утра», 1932–33, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк), к скульптуре распластанной, стелющейся по горизонтали («Зарезанная женщина», 1932, там же). Порвав с кружком сюрреалистов (1934), Д. продолжал разрабатывать свой индивидуальный стиль, сохраняющий в качестве ведущей тему «незримого» [«Невидимый объект» («Руки, держащие пустоту»), 1934, Худож. галерея Йельского ун-та, Нью-Хейвен].
Во время 2-й мировой войны Д. находился в Женеве. К этому времени относятся бронзовые миниатюры («Человечек на цоколе», 1940–41, частное собрание, Париж) и живописные натюрморты, где внимание художника сосредоточено на мелком предмете, затерявшемся в обширном пространстве («Яблоко на буфете», 1937). В 1945 вернулся в Париж и активно включился в худож. жизнь; статьи Ж. П. Сартра и Ж. Жене о творчестве Д. принесли ему известность. В поздний период Д. работал почти исключительно в бронзе, которая точно воспроизводит формы глиняной или гипсовой модели, благодаря чему статуи уподобляются наброску тушью, внедрённому в трёхмерное пространство. В его сильно вытянутых фигурах, разрезающих пространство, скульптурный образ как бы развоплощается, акцент перемещён с объёма на пустоту («Сидящая женщина», 1946, Нац. музей совр. иск-ва, Париж; «Споткнувшийся человек», 1950, Кунстхаус, Цюрих).
Работы Д. выражают сложившееся под влиянием франц. экзистенциализма представление о хрупкости жизни, одиночестве и ненадёжности человеческого существования в чуждом ему мире. Изолированные фигуры, замкнутые в себе, уподобляются древесным стволам, приёмы совмещения разномасштабных персонажей и деталей обогащают скульптуру эффектами живописной перспективы [«Поляна» («Композиция с девятью фигурами», 1950, Кунстхаус, Цюрих), «Четыре фигуры на фундаменте» (1950, собрание А. Маг, Париж) и др.]. В живописных портретах позднего Д., выдержанных в строгой, сумрачной цветовой гамме, использованы эффекты перспективных сокращений, растяжения или сжатия пространства («Мать художника», 1951, Нац. музей совр. иск-ва, Париж); застывшие на пустом фоне портретные полуфигуры с тёмными лицами сближаются с иконописными образами («Аннет в жёлтой блузе», 1964, Кунстхаус, Цюрих).