Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУАЗЕВО́КС КУАЗВО АНТУАН

А. Куазевокс. Портрет живописца Ш. Лебрена. Терракота. 1676. Собрание Уоллес (Лондон).

КУАЗЕВО́КС, Ку­аз­во (Coyzevox, Coyse­vox, Quoizevaux) Ан­ту­ан (кре­щён 29.9.1640, Ли­он – 10.10.1720, Па­риж), франц. скульп­тор. Учил­ся в Па­ри­же у Л. Ле­рам­бе­ра (с 1657). С 1666 скульп­тор ко­ро­ля. Ра­бо­тал в зам­ке епи­ско­па Страс­бург­ско­го в Са­вер­не в Эль­за­се (1667–71), в Лио­не (1675–77), где соз­дал ста­тую «Бо­го­ма­терь с Мла­ден­цем» (мра­мор, 1675–76, ц. Сен-Ни­зье). В 1671–74 и с 1677 ра­бо­тал в Па­ри­же и Вер­са­ле. Ве­ду­щий мас­тер скульп­ту­ры «боль­шо­го сти­ля» 17 в., К. об­ла­дал безу­преч­ным чув­ст­вом взаи­мо­дей­ст­вия скульп­ту­ры с ар­хи­тек­ту­рой и при­род­ным ок­ру­же­ни­ем; со­че­тал в сво­ём твор­че­ст­ве пла­стич. бо­гат­ст­во и изы­скан­ность с внеш­ней па­те­ти­кой, экс­прес­сию ба­рок­ко – с клас­си­ци­стич. идеа­ли­за­ци­ей. Ис­пол­нял де­ко­ра­тив­ные рель­е­фы для двор­ца в Вер­са­ле (в Зер­каль­ной га­ле­рее, 1679–82, и за­ле Вой­ны, 1683; все – стук­ко, брон­за), скульп­ту­ру для Вер­саль­ско­го пар­ка и для пар­ка зам­ка Мар­ли близ Па­ри­жа (груп­пы «Сла­ва на Пе­га­се» и «Мер­ку­рий на Пе­га­се», мра­мор, 1701–02, в 1719–1986 ук­ра­ша­ли вход в сад Тю­иль­ри в Па­ри­же, ны­не – в Лув­ре), над­гро­бия (кар­ди­на­ла Дж. Ма­за­ри­ни, мра­мор, брон­за, 1689–93, Ка­пел­ла Ин-та Фран­ции, Па­риж, и др.), мо­ну­мен­таль­ные ста­туи («Три­умф Лю­до­ви­ка XIV» для парижской Ра­ту­ши, брон­за, 1689, Му­зей Кар­на­ва­ле, Па­риж, и ста­туя Кар­ла Ве­ли­ко­го для со­бо­ра Св. Лю­до­ви­ка До­ма ин­ва­ли­дов, мра­мор, 1695–1706; обе – в Па­ри­же) и па­мят­ни­ки (кон­ная ста­туя Лю­до­ви­ка XIV для г. Ренн, брон­за, 1695–96; раз­ру­ше­на во вре­мя Франц. ре­во­лю­ции кон. 18 в.).

К. был так­же од­ним из луч­ших порт­ре­ти­стов сво­его вре­ме­ни; соз­дал бюс­ты Ш. Леб­ре­на (тер­ра­ко­та, 1676, Соб­ра­ние Уол­лес, Лон­дон), Ж. Б. Коль­бе­ра (мра­мор, 1677, Лувр, Па­риж), ко­ро­ля Лю­до­ви­ка XIV (ок. 1680, мра­мор, Вер­саль­ский дво­рец), прин­ца Кон­де (брон­за, 1688, Лувр), П. Минь­я­ра (тер­ра­ко­та, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), Ж. Од­ра­на (тер­ра­ко­та, 1790-е гг., Лувр) и др. Пре­по­да­вал в Ко­ро­лев­ской ака­де­мии жи­во­пи­си и скульп­ту­ры (проф. с 1678; рек­тор с 1694, ди­рек­тор в 1702–05); сре­ди уче­ни­ков – Н. и Г. Кус­ту.

Лит.: Keller-Dorian G. A. Coysevox: Catalogue raisonné de son œuvre. P., 1920. Vol. 1–2; Benoist L. A. Coysevox. P., 1930; Ма­цу­ле­вич Ж. Фран­цуз­ская порт­рет­ная скульп­ту­ра XV–XVIII вв. в Эр­ми­та­же. Л.; М., 1940.

Вернуться к началу