ОРО́СКО ХОСЕ КЛЕМЕНТЕ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ОРО́СКО (Orozco) Хосе Клементе (23.11.1883, Сьюдад-Гусман, штат Халиско – 7.9.1949, Мехико), мекс. живописец, график, один из основателей национального мурализма. Учился в Академии Сан-Карлос в Мехико (1908–14). Участник Мексиканской революции 1910–17; в 1917–1919 и 1927–34 жил в США. Чл. «Синдиката революц. живописцев, скульпторов и гравёров». Начинал как карикатурист и график (серия «Мексика в революции», 1913–17). В первых монументальных росписях О. (двор Нац. подготовит. школы, 1922–24, 1926–27; совм. с Д. Риверой, Д. Сикейросом и др.; «Дом изразцов», 1925, оба – в Мехико) наметились осн. темы и тенденции его творчества – стремление философски осмыслить мекс. действительность и судьбы Лат. Америки в целом, показать драматизм революции. Во фресках О. прослеживается влияние итал. Проторенессанса, их отличают лаконизм и экспрессия образов, обобщённость форм, ясность композиции; вместе с тем они продолжают тематику его ранней графики. На протяжении всего творчества О. продолжал обличать ложь и насилие, будучи убеждённым, что «добро должно быть воинственным». Во фреске «Прометей» (1930, Помона-колледж в Клэрмонте, штат Калифорния, США) складывается характерный для О. композиц. приём сопоставления увеличенной в масштабе фигуры-символа и мятущейся массы людей.
В это время несколько меняется и живописная манера художника: мазок становится более экспрессивным. После поездки в Европу в 1931 О. возвращается в США. В цикле росписей в Б-ке Бейкера Дартмут-колледжа в Хановере (штат Нью-Гэмпшир, 1932–34), развивая идеи своих ранних фресок, О. даёт своё истолкование социально-историч. проблем Лат. Америки. В росписи «Катарсис» во Дворце изящных искусств в Мехико (1934) О. развивает тему совр. машинерии. Полемизируя с Риверой и др. художниками, воспевающими технич. прогресс, он уподобляет машину колоссальной мясорубке, перемалывающей человека. Название фрески как бы даёт ключ к её прочтению: очищение посредством осмысления и сопереживания. В кон. 1930-х гг. О. работает в Гвадалахаре, создаёт росписи в здании Ун-та, во Дворце правительства (1936–37) и в капелле госпиталя еп. Кабаньяса (Каваньяса; 1938–39). Композиц. основа фрескового ансамбля капеллы – навеянные реальностью драматич. сцены, которые становятся как бы «подножием» для расположенных в купольном пространстве символов стихий и композиции «Человек огня»; в этом эпич. произведении сплавились воедино символы жизни, события современности и историч. панорама Мексики. Для поздних работ О. характерны мощная динамика живописных масс, предельная насыщенность колорита, образный гротеск [фрески в зданиях Верховного суда (1936–41), госпиталя Хесус-Насарено (1942–44, на темы Апокалипсиса), Нац. музея истории во дворце Чапультепек (1948, все – в Мехико)]. Во фреске «Национальная аллегория» (1947–48) на внешней стене Нац. школы учителей в Мехико О. впервые применяет новый для монументальной живописи материал – силикон; вслед за Сикейросом он использует в станковой живописи пироксилин. Также создавал многочисл. литографии, рисунки, иллюстрации (к роману «Те, кто внизу» М. Асуэлы, 1929, и др.). В 1951 в Гвадалахаре открыт Музей-мастерская художника.