МУРАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУРАЛИ́ЗМ (исп. muralisme, от muro – стена), направление в монументальной живописи Сев. и Юж. Америки 20 в., преим. в мексиканском иск-ве. Стенные росписи на фасадах и в интерьерах обществ. зданий, основанные на нар. и нац. мотивах, опирающиеся на традиции доколумбовой настенной живописи, европ. иск-ва Возрождения, а также совр. модернистской живописи, с которой мастера М. познакомились во время путешествий в Европу. Темы нац. истории постепенно сменились героич. сюжетами, связанными с Мексиканской революцией 1910–17. Коммунистич. и социалистич. идеалы, идеи социального протеста мастера М. воплощали в произведениях, рассчитанных на массовое воздействие на зрителя; в 1930-е гг. они разрабатывали антифашистскую тематику.
Начало лат.-амер. М. положили художники «Революционного синдиката работников техники и искусства» (создан в Мексике в 1922) Х. К. Ороско, Д. Ривера, Д. Сикейрос и др., исполнив фрески в Нац. подготовит. школе в Мехико (1923–27). Среди мастеров М. также Х. О’Горман, Р. Монтенегро, П. О’Хиггинс, Х. Герреро, Ж. Шарло, Ф. Леаль, Ф. Ревуэльтас, Л. Мендес, Р. Тамайо, Х. Чавес Морадо, позднее – Э. Г. Кабраль, Х. К. Бретон. Первоначально художники использовали традиц. технику аль-фреско, экспериментировали с энкаустикой и темперой, с 1930-х гг. обратились к разработанной Сикейросом пироксилинной технике и др. синтетич. краскам. М. распространился и в др. странах Лат. Америки; аргент. и чилийские художники 1960-х – нач. 1970-х гг. широко использовали его агитационно-политич. возможности. В США с 1970-х гг. нар. стенная живопись связана с движением за равноправие негров и индейцев.