О'ГО́РМАН ХУАН
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О’ГО́РМАН (O’Gorman) Хуан (6.7.1905, Мехико – январь 1982, там же), мекс. архитектор и живописец. Родился в семье ирл. живописца Сесила Крофорда О’Гормана (1874–1943). В 1927 окончил архит. отделение Нац. школы изобразит. искусств в Мехико. Работая под влиянием Ле Корбюзье и в русле функционализма, О’Г. спроектировал неск. частных домов в районе Мехико Сан-Анхель (дом С. К. О’Гормана, 1929; дом и мастерская Ф. Кало и Д. Риверы, 1930–32; собств. дом, 1931–32). В должности гл. архитектора Мин-ва образования О’Г. реконструировал 33 и построил 20 новых школ в Мехико и его окрестностях (1933–34), использовав стандартизированную планировку с классной комнатой в качестве модуля. В сер. 1930-х гг. оставил архитектуру, занявшись живописью. Спец. худож. образования О’Г. не получил; первые уроки ему дал отец, затем он учился у Риверы, Кало, А. Руиса и др. Работая в русле мурализма, О. создал триптих из панно для аэропорта Мехико на антифашистские и антиклерикальные темы (1937–38, сохр. только центр. часть «Покорение человеком воздуха»), настенную роспись «История Мичоакана» в Б-ке Хертрудис Боканегра в Пацкуаро, штат Мичоакан (1941), серию росписей на историч. сюжеты в Нац. музее истории в Мехико (во дворце Чапультепек; 1960–61 и 1968–69), роспись «Кредит преображает Мексику» в здании Междунар. банка в Мехико (1965).
В кон. 1940-х гг. О’Г. вернулся к архит. практике, но отошёл от принципов модернизма. Фасады построенной по его проекту Центр. б-ки Университетского городка в Мехико (1951–53, совм. с архитекторами Г. Сааведрой и Х. Мартинесом де Веласко) почти полностью покрыты мозаиками из природного камня, иллюстрирующими историю Мексики: их подчёркнутая декоративность и органичность, почерпнутые О’Г. из нац. худож. наследия, оттеняют правильный геометрич. объём здания. Синтеза зодчества и иск-ва в русле органической архитектуры О’Г. достиг в проекте собств. жилища в Мехико (1953–56, не сохр.), где природные пещеры были украшены рельефами и мозаиками. В области станковой живописи создавал пейзажи («Песчаный карьер в Тетельпе», 1942, Музей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Мехико», 1947, Музей совр. иск-ва, Мехико), портреты (Автопортрет, 1950, Музей совр. иск-ва, Мехико), фантастич. полотна («Надгробие промышленного капитализма», 1943, собрание П. Гутьерреса Рольдана, Мехико) с подчёркнутым вниманием к деталям и использованием нар. традиции (надписей и пр.). Покончил жизнь самоубийством; найден мёртвым 18.1.1982.