Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О'ГО́РМАН ХУАН

Х. О’Горман (совместно с архитекторами Г. Сааведрой и Х. Мартинесом де Веласко). Центральная библиотека Университетского городка в Мехико. 1951–53.

ОГО́РМАН (O’Gorman) Ху­ан (6.7.1905, Ме­хи­ко – ян­варь 1982, там же), мекс. ар­хи­тек­тор и жи­во­пи­сец. Ро­дил­ся в се­мье ирл. жи­во­пис­ца Се­си­ла Кро­фор­да О’Гормана (1874–1943). В 1927 окон­чил ар­хит. от­де­ле­ние Нац. шко­лы изо­бра­зит. ис­кусств в Ме­хи­ко. Ра­бо­тая под влия­ни­ем Ле Кор­бю­зье и в рус­ле функ­цио­на­лиз­ма, О’Г. спро­ек­ти­ро­вал неск. ча­ст­ных до­мов в рай­оне Ме­хи­ко Сан-Ан­хель (дом С. К. О’Гормана, 1929; дом и мас­тер­ская Ф. Ка­ло и Д. Ри­ве­ры, 1930–32; собств. дом, 1931–32). В долж­но­сти гл. ар­хи­тек­то­ра Мин-ва об­ра­зо­ва­ния О’Г. ре­кон­ст­руи­ро­вал 33 и по­стро­ил 20 но­вых школ в Ме­хи­ко и его ок­ре­ст­но­стях (1933–34), ис­поль­зо­вав стан­дарти­зи­ро­ван­ную пла­ни­ров­ку с класс­ной ком­на­той в ка­че­ст­ве мо­ду­ля. В сер. 1930-х гг. ос­та­вил ар­хи­тек­ту­ру, за­няв­шись жи­во­пи­сью. Спец. ху­дож. об­ра­зо­ва­ния О’Г. не по­лу­чил; пер­вые уро­ки ему дал отец, за­тем он учил­ся у Ри­ве­ры, Ка­ло, А. Руи­са и др. Ра­бо­тая в рус­ле му­ра­лиз­ма, О. соз­дал трип­тих из пан­но для аэ­ро­пор­та Ме­хи­ко на ан­ти­фа­ши­ст­ские и ан­ти­кле­ри­каль­ные те­мы (1937–38, сохр. толь­ко центр. часть «По­ко­ре­ние че­ло­ве­ком воз­ду­ха»), на­стен­ную рос­пись «Ис­то­рия Ми­чоа­ка­на» в Б-ке Хер­тру­дис Бо­ка­не­гра в Пац­куа­ро, штат Ми­чоа­кан (1941), се­рию рос­пи­сей на ис­то­рич. сю­же­ты в Нац. му­зее ис­то­рии в Ме­хи­ко (во двор­це Ча­пуль­те­пек; 1960–61 и 1968–69), рос­пись «Кре­дит пре­об­ра­жа­ет Мек­си­ку» в зда­нии Ме­ж­ду­нар. бан­ка в Ме­хи­ко (1965).

В кон. 1940-х гг. О’Г. вер­нул­ся к ар­хит. прак­ти­ке, но ото­шёл от прин­ци­пов мо­дер­низ­ма. Фа­са­ды по­стро­ен­ной по его про­ек­ту Центр. б-ки Уни­вер­си­тет­ско­го го­род­ка в Ме­хи­ко (1951–53, совм. с ар­хи­тек­то­ра­ми Г. Саа­вед­рой и Х. Мар­ти­не­сом де Ве­ла­ско) поч­ти пол­но­стью по­кры­ты мо­заи­ка­ми из при­род­но­го кам­ня, ил­лю­ст­ри­рую­щи­ми ис­то­рию Мек­си­ки: их под­чёрк­ну­тая де­ко­ра­тив­ность и ор­га­нич­ность, по­черп­ну­тые О’Г. из нац. ху­дож. на­сле­дия, от­те­ня­ют пра­виль­ный гео­мет­рич. объ­ём зда­ния. Син­те­за зод­че­ст­ва и иск-ва в рус­ле ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­ры О’Г. дос­тиг в про­ек­те собств. жи­ли­ща в Ме­хи­ко (1953–56, не сохр.), где при­род­ные пе­ще­ры бы­ли ук­ра­ше­ны рель­е­фа­ми и мо­заи­ка­ми. В об­лас­ти стан­ко­вой жи­во­пи­си соз­да­вал пей­за­жи («Пес­ча­ный карь­ер в Те­тель­пе», 1942, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк; «Ме­хико», 1947, Му­зей совр. иск-ва, Ме­хи­ко), порт­ре­ты (Ав­то­порт­рет, 1950, Му­зей совр. иск-ва, Ме­хи­ко), фан­та­стич. по­лот­на («Над­гро­бие про­мыш­лен­но­го ка­пи­та­лиз­ма», 1943, со­б­ра­ние П. Гуть­ер­ре­са Роль­да­на, Ме­хи­ко) с под­чёрк­ну­тым вни­ма­ни­ем к де­та­лям и ис­поль­зо­ва­ни­ем нар. тра­ди­ции (над­пи­сей и пр.). По­кон­чил жизнь са­мо­убий­ст­вом; най­ден мёрт­вым 18.1.1982.

Лит.: Luna Arroyo A. J. О’Gorman. Méx., 1973; Rodríguez Prampolini I. J. O’Gorman: arquitecto y pintor. Méx., 1982; Homenaje a J. O’Gorman. (Cat.). Méx., 1983; J. О’Gor­man, 100 años: temples, dibujos y estudios pre­paratorios. (Cat.). Méx., 2005; Guzmán Ur­bio­la X. J. О’Gorman: sus primeras casas funcio­nales. Méx., 2007.

Вернуться к началу