РИВЕ́РА РИВЕРА-И-БАРРИЕНТОС-АКОСТА-И-РОДРИГЕС ДИЕГО
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РИВЕ́РА, Ривера-и-Барриентос-Акоста-и-Родригес (Rivera y Barrientos Acosta y Rodríguez) Диего (Диего Мария де ла Консепсьон Хуан Непомусено Эстанислао) (8.12.1886, Гуанахуато – 25.11.1957, Мехико), мекс. живописец, график. Муж Ф. Кало. Учился в академии Сан-Карлос в Мехико (1896–1902). В 1907–22 жил в Европе (преим. в Париже), посетил Испанию, Бельгию, Великобританию. В 1910 был свидетелем Мексиканской революции 1910–17, но вернулся в Европу; в Париже сблизился с П. Пикассо и др. художниками-авангардистами. Первые значит. произведения создал в русле кубизма. После поездки в Италию (1920–21) и знакомства с монументальными росписями Возрождения выполнил роспись «Созидание» во дворе Нац. подготовит. школы в Мехико (энкаустика, 1922–23), став одним из основоположников мекс. мурализма. Совм. с Д. Сикейросом, Х. Герреро, Х. К. Ороско и др. участвовал в создании «Синдиката революц. живописцев, скульпторов и гравёров». Чл. Мекс. КП в 1922–29 (исключён из партии). В кон. 1930-х гг. сблизился с Л. Д. Троцким. В 1927–28 и 1955–56 посетил СССР. В 1920-е гг. создал свои лучшие работы: фрески в Мин-ве просвещения (1923–29), в Нац. с.-х. школе в Чапинго (1926–27), во дворце Кортеса в Куэрнаваке (1929–30). В 1929–51 (с перерывами) работал над циклом фресок «История Мексики» для Нац. дворца в Мехико. Исполнял заказы в США – фрески в Детройтском ин-те искусств (1932–33) и Рокфеллеровском центре в Нью-Йорке (1933; уничтожена заказчиком, т. к. в её центре Р. поместил изображение В. И. Ленина). В Мехико исполнил фрески в отелях «Реформа» (1936) и «Прадо» (1947–48), мозаику и фреску на фасаде театра «Инсурхентес» (1951–53), мозаичный рельеф на фасаде Олимпийского стадиона (1952–53). В 1964 было закончено строительство Музея «Анаукальи» в Мехико по совместному проекту Р. и Х. О’Гормана. Р. соединил в своём иск-ве традиции древней мекс. и нар. культуры с классич. европ. традициями и приёмами авангардизма; его творчество отмечено революц. пафосом, эпичностью, лаконизмом повествоват. языка.