Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РИВЕ́РА РИВЕРА-И-БАРРИЕНТОС-АКОСТА-И-РОДРИГЕС ДИЕГО

Авторы: В. С. Шарина
Д. Ривера. Фреска из цикла «История Мексики» для Национального дворца в Мехико. Между 1929–51. Фото Д. В. Соловьёва

РИВЕ́РА, Ри­ве­ра-и-Бар­ри­ен­тос-Ако­ста-и-Родригес (Rivera y Barrientos Acosta y Ro­dríguez) Дие­го (Дие­го Ма­рия де ла Кон­сеп­сь­он Ху­ан Не­по­му­се­но Эс­та­нис­лао) (8.12.1886, Гуа­нахуа­то – 25.11.1957, Ме­хи­ко), мекс. жи­во­пи­сец, гра­фик. Муж Ф. Ка­ло. Учил­ся в ака­де­мии Сан-Кар­лос в Ме­хи­ко (1896–1902). В 1907–22 жил в Ев­ро­пе (пре­им. в Па­ри­же), по­се­тил Ис­па­нию, Бель­гию, Ве­ли­ко­бри­та­нию. В 1910 был сви­де­те­лем Мек­си­кан­ской ре­во­лю­ции 1910–17, но вер­нул­ся в Ев­ро­пу; в Па­ри­же сбли­зил­ся с П. Пи­кас­со и др. ху­дож­ни­ка­ми-аван­гар­ди­ста­ми. Пер­вые зна­чит. про­из­ве­де­ния соз­дал в рус­ле ку­биз­ма. По­сле по­езд­ки в Ита­лию (1920–21) и зна­ком­ст­ва с мо­ну­мен­таль­ны­ми рос­пи­ся­ми Воз­ро­ж­де­ния вы­пол­нил рос­пись «Со­зи­да­ние» во дво­ре Нац. под­го­то­вит. шко­лы в Ме­хи­ко (эн­кау­сти­ка, 1922–23), став од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков мекс. му­ра­лиз­ма. Совм. с Д. Си­кей­ро­сом, Х. Гер­ре­ро, Х. К. Оро­ско и др. уча­ст­во­вал в соз­да­нии «Син­дика­та ре­во­люц. жи­во­пис­цев, скульп­торов и гра­вё­ров». Чл. Мекс. КП в 1922–29 (ис­клю­чён из пар­тии). В кон. 1930-х гг. сбли­зил­ся с Л. Д. Троц­ким. В 1927–28 и 1955–56 по­се­тил СССР. В 1920-е гг. соз­дал свои луч­шие ра­бо­ты: фре­ски в Мин-ве про­све­ще­ния (1923–29), в Нац. с.-х. шко­ле в Ча­пин­го (1926–27), во двор­це Кор­те­са в Ку­эр­нава­ке (1929–30). В 1929–51 (с пе­ре­ры­ва­ми) ра­бо­тал над цик­лом фре­сок «Ис­то­рия Мек­си­ки» для Нац. двор­ца в Ме­хи­ко. Ис­пол­нял за­ка­зы в США – фре­ски в Дет­ройт­ском ин-те ис­кусств (1932–33) и Рок­фел­ле­ров­ском цен­тре в Нью-Йор­ке (1933; унич­то­же­на за­каз­чи­ком, т. к. в её цен­тре Р. по­мес­тил изо­бра­же­ние В. И. Ле­ни­на). В Ме­хи­ко ис­пол­нил фре­ски в оте­лях «Ре­фор­ма» (1936) и «Пра­до» (1947–48), мо­заи­ку и фре­ску на фа­са­де те­ат­ра «Ин­сур­хен­тес» (1951–53), мо­за­ич­ный рель­еф на фа­са­де Олим­пий­ско­го ста­дио­на (1952–53). В 1964 бы­ло за­кон­че­но строи­тель­ст­во Му­зея «Анау­ка­льи» в Ме­хи­ко по со­вме­ст­но­му про­ек­ту Р. и Х. О’Гормана. Р. со­еди­нил в сво­ём иск-ве тра­ди­ции древ­ней мекс. и нар. куль­ту­ры с клас­сич. ев­роп. тра­ди­ция­ми и приё­ма­ми аван­гар­диз­ма; его твор­че­ст­во от­ме­че­но ре­во­люц. па­фосом, эпич­но­стью, ла­ко­низ­мом по­ве­ст­во­ват. язы­ка.

Соч.: Memoria y razon. Méx., 1959. Vol. 1–2; Confesiones. Méx., 1962; My art, my life. N. Y., 1991.

Лит.: Ка­рет­ни­ко­ва И. Д. Ри­ве­ра. М., 1966; Marnham P. Dreaming with his eyes open: A life of D. Rivera. L., 1998; Кет­тен­манн А. Д. Ри­ве­ра. М., 2007; Ше­леш­не­ва-Со­ло­дов­ни­ко­ва Н. Ла­ти­но­аме­ри­кан­ское ис­кус­ст­во XVI–XX вв. М., 2008; Loza­no L.-M. D. Rivera: The com­plete murals. Köln; Los Ang., 2008.

Вернуться к началу