ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ в архитектуре, направление 1-й пол. 20 в., утверждающее прямую зависимость формальных и эстетич. характеристик сооружения от его функции; одно из течений модернизма. Несмотря на то что «польза» (лат. utilitas) была названа одним из основополагающих качеств архит. произведения ещё Витрувием, определение эстетич. формы постройки её назначением обозначилось лишь в эпоху Просвещения. Идеи Ф. предвосхитил Х. Гриноу; с сер. 19 в. Дж. Рёскин, Э. Виолле-ле-Дюк, Х. П. Берлаге развивали принцип соответствия функции и формы постройки, ориентируясь на романский стиль и готику, этот принцип был развит движением «Искусства и ремёсла», объединениями «Немецкий Веркбунд», «Венский Сецессион» (см. Сецессион). Л. Салливен разработал ключевую для Ф. формулу «форма должна следовать функции». Повлиял на формирование Ф. стиль модерн, мастера которого стремились преодолеть характерное для эклектизма противоречие между худож. и утилитарным началом, придать эстетич. смысл новым строит. материалам и конструктивным системам. Достижения в проектировании пром. сооружений (инженеры Э. Фрейсине, Ф. Эннебик, А. Г. Эйфель), новые технологии (сборное строительство, железобетон) стали основой новой, функционалистской эстетики – альтернативы эклектизму и стилю бозар.
В нач. 20 в. осн. положения Ф. формулируются в работах и воплощаются в постройках А. Лоза, О. Перре, П. Беренса. Их последователи, архитекторы В. Гропиус, Л. Мис Ван дер Роэ и Ле Корбюзье, – ключевые фигуры Ф. В качестве образцов мастера Ф. рассматривали разл. течения худож. авангардизма (супрематизм, конструктивизм, неопластицизм), архитектуру античной Греции, традиц. архитектуру Японии и Средиземноморья, рус. и сканд. дерев. зодчество. Ф. сближался с архит. рационализмом, конструктивизмом, органической архитектурой. Положения Ф. во многом определили развитие архит. авангарда в Германии, СССР, Чехословакии, Италии, Франции, Сев. Европе и др. Ф. оказал влияние на преподавание в 1920-е гг. архит.-худож. специальностей (Баухауз, Вхутемас), заложив осн. принципы совр. дизайна. Из идей Ф. в 1950-е гг. развились направления послевоенного модернизма, брутализм, позднее – хай-тек и неофункционализм (Р. Колхас, см. в ст. ОМА). Термин «Ф.» иногда используется как синоним модернизма, современного движения, интернационального стиля.