Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ

Авторы: А. Г. Вяземцева

ФУНКЦИОНАЛИ́ЗМ в ар­хи­тек­ту­ре, на­прав­ле­ние 1-й пол. 20 в., ут­вер­ждаю­щее пря­мую за­ви­си­мость фор­маль­ных и эс­те­тич. ха­рак­те­ри­стик со­ору­же­ния от его функ­ции; од­но из те­че­ний мо­дер­низ­ма. Не­смот­ря на то что «поль­за» (лат. utilitas) бы­ла на­зва­на од­ним из ос­но­во­по­ла­гаю­щих ка­честв ар­хит. про­из­ве­де­ния ещё Вит­ру­ви­ем, оп­ре­де­ле­ние эс­те­тич. фор­мы по­строй­ки её на­зна­че­ни­ем обо­зна­чи­лось лишь в эпо­ху Про­све­ще­ния. Идеи Ф. пред­вос­хи­тил Х. Гри­ноу; с сер. 19 в. Дж. Рёс­кин, Э. Ви­ол­ле-ле-Дюк, Х. П. Бер­ла­ге раз­ви­ва­ли прин­цип со­от­вет­ст­вия функ­ции и фор­мы по­строй­ки, ори­ен­ти­ру­ясь на ро­ман­ский стиль и го­ти­ку, этот прин­цип был раз­вит дви­же­ни­ем «Ис­кус­ст­ва и ре­мёс­ла», объ­е­ди­не­ния­ми «Не­мец­кий Вер­кбунд», «Вен­ский Се­цес­си­он» (см. Се­цес­си­он). Л. Сал­ли­вен раз­ра­бо­тал клю­че­вую для Ф. фор­му­лу «фор­ма долж­на сле­до­вать функ­ции». По­вли­ял на фор­ми­ро­ва­ние Ф. стиль мо­дерн, мас­те­ра ко­то­ро­го стре­мились пре­одо­леть ха­рак­тер­ное для эк­лек­тиз­ма про­ти­во­ре­чие ме­ж­ду ху­дож. и ути­ли­тар­ным на­ча­лом, при­дать эс­те­тич. смысл но­вым стро­ит. ма­те­риа­лам и кон­ст­рук­тив­ным сис­те­мам. Дос­ти­же­ния в про­ек­ти­ро­ва­нии пром. со­ору­же­ний (ин­же­не­ры Э. Фрей­си­не, Ф. Эн­небик, А. Г. Эй­фель), но­вые тех­но­ло­гии (сбор­ное строи­тель­ст­во, же­ле­зо­бе­тон) ста­ли ос­но­вой но­вой, функ­цио­на­ли­ст­ской эс­те­ти­ки – аль­тер­на­ти­вы эк­лек­тиз­му и сти­лю бо­зар.

В нач. 20 в. осн. по­ло­же­ния Ф. фор­му­ли­ру­ют­ся в ра­бо­тах и во­пло­ща­ют­ся в по­строй­ках А. Ло­за, О. Пер­ре, П. Бе­ренса. Их по­сле­до­ва­те­ли, ар­хи­тек­то­ры В. Гро­пи­ус, Л. Мис Ван дер Роэ и Ле Кор­бю­зье, – клю­че­вые фи­гу­ры Ф. В ка­че­ст­ве об­раз­цов мас­те­ра Ф. рас­смат­ри­ва­ли разл. те­че­ния ху­дож. аван­гар­диз­ма (су­пре­ма­тизм, кон­ст­рук­ти­визм, не­опла­сти­цизм), ар­хи­тек­ту­ру ан­тич­ной Гре­ции, тра­диц. ар­хи­тек­ту­ру Япо­нии и Сре­ди­зем­но­мо­рья, рус. и сканд. де­рев. зод­че­ст­во. Ф. сбли­жал­ся с ар­хит. ра­цио­на­лиз­мом, кон­ст­рук­ти­виз­мом, ор­га­ни­че­ской ар­хи­тек­ту­рой. По­ло­же­ния Ф. во мно­гом оп­ре­де­ли­ли раз­ви­тие ар­хит. аван­гар­да в Гер­ма­нии, СССР, Че­хо­сло­ва­кии, Ита­лии, Фран­ции, Сев. Ев­ро­пе и др. Ф. ока­зал влия­ние на пре­по­да­ва­ние в 1920-е гг. ар­хит.-ху­дож. спе­ци­аль­но­стей (Бау­ха­уз, Вху­те­мас), за­ло­жив осн. прин­ци­пы совр. ди­зай­на. Из идей Ф. в 1950-е гг. раз­ви­лись на­прав­ле­ния по­сле­во­ен­но­го мо­дер­низ­ма, бру­та­лизм, позд­нее – хай-тек и не­офунк­цио­на­лизм (Р. Кол­хас, см. в ст. ОМА). Тер­мин «Ф.» ино­гда ис­поль­зу­ет­ся как си­но­ним мо­дер­низ­ма, со­вре­мен­но­го дви­же­ния, ин­тер­на­цио­наль­но­го сти­ля.

Лит.: Functionalism: Utopia or the way forward? Jyväskylä, 1992; The cultural phenomenon of functionalism. Zlín, 1995.

Вернуться к началу