РЕ́ПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ
-
Рубрика: Изобразительное искусство
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РЕ́ПИН Илья Ефимович [24.7(5.8).1844, Чугуев Харьковской губ. – 29.9.1930, пос. Куоккала, Финляндия, ныне пос. Репино в составе С.-Петербурга], рос. живописец и график, академик (1876), проф. (1892), д. чл. (1893) петерб. АХ. Родился в семье воен. поселенца. Учился в С.-Петербурге – в Рисовальной школе ОПХ (кон. 1863) у И. Н. Крамского и в АХ (1864–71) у П. В. Басина, Ф. А. Бруни и Т. А. Неффа. На формирование художника большое влияние оказали Крамской и др. члены Артели художников, а также В. В. Стасов. Наблюдательность, умение использовать позу, жест для образно-эмоциональной характеристики модели проявились уже в ранних портретах (арх. Ф. Д. Хлобощин, 1868; В. А. Шевцова, будущая жена художника, 1869, оба – в ГРМ) и религ. композициях Р. («Воскрешение дочери Иаира», 1871, ГРМ). Будучи пенсионером АХ в Италии и Франции (1873–76), Р. познакомился с совр. зап.-европ. иск-вом; в большой многофигурной композиции «Парижское кафе» (1873–75, собрание М. Монсона, Стокгольм) синтезировал свои впечатления от совр. франц. живописи. Одним из первых рус. художников Р. овладел иск-вом живописи на пленэре («Морской берег. Пейзаж в Нормандии», 1874; «Дорога на Монмартр в Париже», 1875 или 1876, обе – в ГТГ); влияние импрессионизма ощутимо в ряде работ, написанных по возвращении из Франции («На дерновой скамье», 1876, ГРМ, и др.). Отзвуки франц. символизма можно найти в большой картине «Садко» (1876, ГРМ), представляющей собой редкий для Р. пример обращения к сказочной тематике. С 1877 жил в Москве, где сблизился с членами Абрамцевского художественного кружка; с 1882 – в С.-Петербурге; с 1903 – в пос. Куоккала, в усадьбе Пенаты, принадлежавшей второй жене Р., писательнице Н. Б. Нордман-Северовой (1863–1914). Чл. ТПХВ (1878–91 и с 1898).
Р. – одна из ключевых фигур рус. худож. культуры 2-й пол. 19 в.; его творчество вобрало в себя важнейшие устремления реализма в рус. иск-ве. Работал во многих жанрах (бытовой, историч., портрет, пейзаж), виртуозно владел иск-вом графики (помимо станковых листов исполнял также иллюстрации). Острое чувство времени, худож. интуиция, общение со многими выдающимися деятелями рус. культуры, поездки по стране позволили Р. отразить в своём творчестве всё самое характерное и значимое в жизни России тех лет. Тяжёлой жизни простых тружеников, социальным противоречиям в жизни пореформенной деревни посвящены картины «Бурлаки на Волге» (1870–73), «В волостном правлении» (1877), «Проводы новобранца» (1879; все – в ГРМ), «Крестный ход в Курской губернии» (1880–83, ГТГ). В этих произведениях каждый из героев наделён индивидуальной характеристикой; вместе с тем им свойственны внутр. монументальность, совершенство композиции, пластич. мощь и широта живописи. Высокой степенью обобщения наделены и репинские портреты-типы, близкие В. Г. Перову («Мужичок из робких», Худож. музей, Нижний Новгород; «Мужик с дурным глазом», «Протодиакон», оба – в ГТГ; все 1877).
Познакомившись с эстетикой революц. демократов, Р. стал её убеждённым приверженцем. Сочувствуя революционерам, создал ряд известных картин, ярко отразив и силу, и слабость народовольч. движения [«Арест пропагандиста» (1878, вариант – 1880–92; см. илл. к ст. Народничество), «Отказ от исповеди» (1879–1885), «Не ждали» (1884–88), все – в ГТГ]. Изображая героическое и возвышенное в жизни рядовых людей, Р. придавал бытовому жанру то высокое значение, которое до него имела лишь историч. живопись. Драматич. моменты истории России Р. запечатлел в картинах «Царевна Софья Алексеевна» (1879), «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» (1885, обе – в ГТГ); стихийной мощью и жизнеутверждающим пафосом пронизано историч. полотно «Запорожцы» (1880–91, ГРМ; варианты в др. музеях).
По заказу двора исполнена картина «Приём волостных старшин Александром III» (1886, ГТГ); заказным является и огромное полотно «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года» (1901–03, ГРМ, написано при участии учеников Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова; см. илл. к ст. Государственный совет), для которого Р. создал большое количество портретов-этюдов, впечатляющих остротой социальных характеристик при скупости живописных средств. В совершенстве владея умением раскрыть личность и в психологич., и в социальном плане, Р. оставил блистательную галерею современников, прежде всего – деятелей отеч. культуры: В. В. Стасов (1873, ГТГ; 1883, ГРМ; 1889, ГТГ; 1900, ГРМ), И. С. Тургенев (1874, ГТГ), И. И. Шишкин (1876), А. И. Куинджи (1877; оба – в ГРМ), И. С. Аксаков (1878; см. илл. к статье о нём), А. Ф. Писемский (1880), Н. Н. Ге (1880; все – в ГТГ), А. Г. Рубинштейн (1881, ГТГ; 1887, ГРМ), М. П. Мусоргский (1881; см. илл. к статье о нём), П. А. Стрепетова (1882), И. Н. Крамской (1882), В. М. Гаршин (1883; см. илл. к статье о нём), П. М. Третьяков (1883, вариант – 1901), В. И. Суриков (1885; все – в ГТГ), М. П. Беляев (1886; см. илл. к статье о нём), А. К. Глазунов (1887; оба – в ГРМ), Л. Н. Толстой (в т. ч. 1887, ГТГ; 1901, ГРМ), А. П. Бородин (1888; см. илл. к статье о нём), Н. А. Римский-Корсаков (1893), имп. Николай II (1895, вариант – 1896), М. Горький (1899; все – в ГРМ), Л. Н. Андреев (1904; см. илл. к статье о нём), В. Г. Короленко (1912, оба – в ГТГ) и др.; также автопортреты (1878, ГРМ; 1887, ГТГ, и др.) и многочисл. изображения членов семьи художника. К лучшим произведениям Р. 1880–1900-х гг. относятся графич. портреты (карандаш, уголь, акварель): «Девочка Ада» (1882), актриса Элеонора Дузе (1891), В. А. Серов (1901, все – в ГТГ), также пейзажи («Невский проспект», 1887, ГРМ).
В 1890–1900-е гг. Р. опубликовал «Письма из-за границы» где отстаивал самоценность живописной формы в иск-ве, что привело к кратковременному разрыву отношений с передвижниками. Преподавал в петерб. АХ (1893–1907) и в школе-мастерской кн. М. К. Тенишевой (1895–98); среди учеников – В. А. Серов,И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, Д. Н. Кардовский.
С 1918 Р., остававшийся в усадьбе Пенаты, оказался за рубежом, но не принял финского гражданства, отказавшись также от офиц. приглашения (1926) вернуться в СССР. Продолжал работать в осн. над портретами. С 1940 усадьба превращена в мемориальный музей художника. Его сын – живописец Юрий (Георгий) Ильич Репин (1877–1954), после 1917 жил в Финляндии.