Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РЕ́ПИН ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ

И. Е. Репин. «Крестный ход в Курской губернии». 1880–83. Третьяковская галерея (Москва).

РЕ́ПИН Илья Ефи­мо­вич [24.7(5.8).1844, Чу­гу­ев Харь­ков­ской губ. – 29.9.1930, пос. Ку­ок­ка­ла, Фин­лян­дия, ны­не пос. Ре­пи­но в со­ста­ве С.-Пе­тер­бур­га], рос. жи­во­пи­сец и гра­фик, ака­де­мик (1876), проф. (1892), д. чл. (1893) пе­терб. АХ. Ро­дил­ся в се­мье во­ен. по­се­лен­ца. Учил­ся в С.-Пе­тер­бур­ге – в Ри­со­валь­ной шко­ле ОПХ (кон. 1863) у И. Н. Крам­ско­го и в АХ (1864–71) у П. В. Ба­си­на, Ф. А. Бру­ни и Т. А. Неф­фа. На фор­ми­ро­ва­ние ху­дож­ни­ка боль­шое влия­ние ока­за­ли Крам­ской и др. чле­ны Ар­те­ли ху­дож­ни­ков, а так­же В. В. Ста­сов. На­блю­да­тель­ность, уме­ние ис­поль­зо­вать по­зу, жест для об­раз­но-эмо­цио­наль­ной харак­те­ри­сти­ки мо­де­ли про­яви­лись уже в ран­них порт­ре­тах (арх. Ф. Д. Хло­бо­щин, 1868; В. А. Шев­цо­ва, бу­ду­щая же­на ху­дож­ни­ка, 1869, оба – в ГРМ) и ре­лиг. ком­по­зи­ци­ях Р. («Вос­кре­ше­ние до­че­ри Иа­и­ра», 1871, ГРМ). Бу­ду­чи пен­сио­не­ром АХ в Ита­лии и Фран­ции (1873–76), Р. по­зна­ко­мил­ся с совр. зап.-ев­роп. иск-вом; в боль­шой мно­го­фи­гур­ной ком­по­зи­ции «Па­риж­ское ка­фе» (1873–75, со­б­ра­ние М. Мон­со­на, Сток­гольм) син­те­зи­ро­вал свои впе­чат­ле­ния от совр. франц. жи­во­пи­си. Од­ним из пер­вых рус. ху­дож­ни­ков Р. ов­ла­дел иск-вом жи­во­пи­си на пле­нэ­ре («Мор­ской бе­рег. Пей­заж в Нор­ман­дии», 1874; «До­ро­га на Мон­мартр в Па­ри­же», 1875 или 1876, обе – в ГТГ); влия­ние им­прес­сио­низ­ма ощу­ти­мо в ря­де ра­бот, на­пи­сан­ных по воз­вра­ще­нии из Фран­ции («На дер­но­вой ска­мье», 1876, ГРМ, и др.). От­зву­ки франц. сим­во­лиз­ма мож­но най­ти в боль­шой кар­ти­не «Сад­ко» (1876, ГРМ), пред­став­ляю­щей со­бой ред­кий для Р. при­мер об­ра­ще­ния к ска­зоч­ной те­ма­ти­ке. С 1877 жил в Мо­ск­ве, где сбли­зил­ся с чле­на­ми Аб­рам­цев­ско­го ху­до­же­ст­вен­но­го круж­ка; с 1882 – в С.-Пе­тер­бур­ге; с 1903 – в пос. Ку­ок­ка­ла, в усадь­бе Пе­на­ты, при­над­ле­жав­шей вто­рой же­не Р., пи­са­тель­ни­це Н. Б. Норд­ман-Се­ве­ро­вой (1863–1914). Чл. ТПХВ (1878–91 и с 1898).

И. Е. Репин. Портрет писателя и юриста А. В. Жиркевича. Карандаш. 1891. Русский музей (С.-Петербург).

Р. – од­на из клю­че­вых фи­гур рус. худож. куль­ту­ры 2-й пол. 19 в.; его твор­че­ст­во во­бра­ло в се­бя важ­ней­шие уст­рем­ле­ния реа­лиз­ма в рус. иск-ве. Ра­бо­тал во мно­гих жан­рах (бы­то­вой, ис­то­рич., порт­рет, пей­заж), вир­ту­оз­но вла­дел иск-вом гра­фи­ки (по­ми­мо стан­ко­вых лис­тов ис­пол­нял так­же ил­лю­ст­ра­ции). Ост­рое чув­ст­во вре­ме­ни, ху­дож. ин­туи­ция, об­ще­ние со мно­ги­ми вы­даю­щи­ми­ся дея­те­ля­ми рус. куль­ту­ры, по­езд­ки по стра­не по­зво­ли­ли Р. от­ра­зить в сво­ём твор­че­ст­ве всё са­мое ха­рак­тер­ное и зна­чи­мое в жиз­ни Рос­сии тех лет. Тя­жё­лой жиз­ни про­стых тру­же­ни­ков, со­ци­аль­ным про­ти­во­ре­чи­ям в жиз­ни по­ре­фор­мен­ной де­рев­ни по­свя­ще­ны кар­ти­ны «Бур­ла­ки на Вол­ге» (1870–73), «В во­ло­ст­ном прав­ле­нии» (1877), «Про­во­ды но­во­бран­ца» (1879; все – в ГРМ), «Кре­ст­ный ход в Кур­ской гу­бер­нии» (1880–83, ГТГ). В этих про­из­ве­де­ни­ях ка­ж­дый из ге­ро­ев на­де­лён ин­ди­ви­ду­аль­ной ха­рак­те­ри­сти­кой; вме­сте с тем им свой­ст­вен­ны внутр. мо­ну­мен­таль­ность, со­вер­шен­ст­во ком­по­зи­ции, пла­стич. мощь и ши­ро­та жи­во­пи­си. Вы­со­кой сте­пе­нью обоб­ще­ния на­де­ле­ны и ре­пин­ские порт­ре­ты-ти­пы, близ­кие В. Г. Пе­ро­ву («Му­жи­чок из роб­ких», Ху­дож. му­зей, Ниж­ний Нов­го­род; «Му­жик с дур­ным гла­зом», «Про­то­диа­кон», оба – в ГТГ; все 1877).

По­зна­ко­мив­шись с эс­те­ти­кой ре­во­люц. де­мо­кра­тов, Р. стал её убе­ж­дён­ным при­вер­жен­цем. Со­чув­ст­вуя ре­во­лю­цио­не­рам, соз­дал ряд из­вест­ных кар­тин, яр­ко от­ра­зив и си­лу, и сла­бость на­ро­до­вольч. дви­же­ния [«Арест про­па­ган­ди­ста» (1878, ва­ри­ант – 1880–92; см. илл. к ст. На­род­ни­че­ст­во), «От­каз от ис­по­ве­ди» (1879–1885), «Не жда­ли» (1884–88), все – в ГТГ]. Изо­бра­жая ге­рои­че­ское и воз­вышен­ное в жиз­ни ря­до­вых лю­дей, Р. при­да­вал бы­то­во­му жан­ру то вы­со­кое зна­че­ние, ко­то­рое до него име­ла лишь ис­то­рич. жи­во­пись. Дра­ма­тич. мо­мен­ты ис­то­рии Рос­сии Р. за­пе­чат­лел в кар­ти­нах «Ца­рев­на Со­фья Алек­се­ев­на» (1879), «Иван Гроз­ный и сын его Иван 16 но­яб­ря 1581 го­да» (1885, обе – в ГТГ); сти­хий­ной мо­щью и жиз­не­ут­вер­ждаю­щим па­фо­сом про­ни­за­но ис­то­рич. по­лот­но «За­по­рож­цы» (1880–91, ГРМ; ва­ри­ан­ты в др. му­зе­ях).

По за­ка­зу дво­ра ис­пол­не­на кар­ти­на «При­ём во­ло­ст­ных стар­шин Алек­сан­дром III» (1886, ГТГ); за­каз­ным яв­ля­ет­ся и ог­ром­ное по­лот­но «Тор­же­ст­вен­ное за­се­да­ние Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та 7 мая 1901 го­да» (1901–03, ГРМ, на­пи­са­но при уча­стии уче­ни­ков Б. М. Кус­то­дие­ва и И. С. Ку­ли­ко­ва; см. илл. к ст. Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет), для ко­то­ро­го Р. со­з­дал боль­шое ко­ли­че­ст­во порт­ре­тов-этю­дов, впе­чат­ляю­щих ост­ро­той со­ци­аль­ных ха­рак­те­ри­стик при ску­по­сти жи­во­пис­ных средств. В со­вер­шен­ст­ве вла­дея уме­ни­ем рас­крыть лич­ность и в пси­хо­ло­гич., и в со­ци­аль­ном пла­не, Р. ос­та­вил бли­ста­тель­ную га­ле­рею со­вре­мен­ни­ков, пре­ж­де все­го – дея­те­лей отеч. куль­ту­ры: В. В. Ста­сов (1873, ГТГ; 1883, ГРМ; 1889, ГТГ; 1900, ГРМ), И. С. Тур­ге­нев (1874, ГТГ), И. И. Шиш­кин (1876), А. И. Ку­ин­джи (1877; оба – в ГРМ), И. С. Ак­са­ков (1878; см. илл. к ста­тье о нём), А. Ф. Пи­сем­ский (1880), Н. Н. Ге (1880; все – в ГТГ), А. Г. Ру­бин­штейн (1881, ГТГ; 1887, ГРМ), М. П. Му­сорг­ский (1881; см. илл. к ста­тье о нём), П. А. Стре­пе­то­ва (1882), И. Н. Крам­ской (1882), В. М. Гар­шин (1883; см. илл. к ста­тье о нём), П. М. Треть­я­ков (1883, ва­ри­ант – 1901), В. И. Су­ри­ков (1885; все – в ГТГ), М. П. Бе­ля­ев (1886; см. илл. к ста­тье о нём), А. К. Гла­зу­нов (1887; оба – в ГРМ), Л. Н. Тол­стой (в т. ч. 1887, ГТГ; 1901, ГРМ), А. П. Бо­ро­дин (1888; см. илл. к ста­тье о нём), Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков (1893), имп. Ни­ко­лай II (1895, ва­ри­ант – 1896), М. Горь­кий (1899; все – в ГРМ), Л. Н. Ан­д­ре­ев (1904; см. илл. к ста­тье о нём), В. Г. Ко­ро­лен­ко (1912, оба – в ГТГ) и др.; так­же ав­то­порт­ре­ты (1878, ГРМ; 1887, ГТГ, и др.) и мно­го­числ. изо­бра­же­ния чле­нов се­мьи ху­дож­ни­ка. К луч­шим про­из­ве­де­ни­ям Р. 1880–1900-х гг. от­но­сят­ся гра­фич. порт­ре­ты (ка­ран­даш, уголь, ак­ва­рель): «Де­воч­ка Ада» (1882), ак­три­са Эле­о­но­ра Ду­зе (1891), В. А. Се­ров (1901, все – в ГТГ), так­же пей­за­жи («Нев­ский про­спект», 1887, ГРМ).

В 1890–1900-е гг. Р. опуб­ли­ко­вал «Пись­ма из-за гра­ни­цы» где от­стаи­вал са­мо­цен­ность жи­во­пис­ной фор­мы в иск-ве, что при­ве­ло к крат­ко­вре­мен­но­му раз­ры­ву от­но­ше­ний с пе­ре­движ­ни­ка­ми. Пре­по­да­вал в пе­терб. АХ (1893–1907) и в шко­ле-мас­тер­ской кн. М. К. Те­ни­ше­вой (1895–98); сре­ди уче­ни­ков – В. А. Серов,И. И. Брод­ский, И. Э. Гра­барь, Д. Н. Кар­дов­ский.

С 1918 Р., ос­та­вав­ший­ся в усадь­бе Пе­на­ты, ока­зал­ся за ру­бе­жом, но не при­нял фин­ско­го гра­ж­дан­ст­ва, от­ка­зав­шись так­же от офиц. при­гла­ше­ния (1926) вер­нуть­ся в СССР. Про­дол­жал ра­бо­тать в осн. над порт­ре­та­ми. С 1940 усадь­ба пре­вра­ще­на в ме­мо­ри­аль­ный му­зей ху­дож­ни­ка. Его сын – жи­во­пи­сец Юрий (Ге­ор­гий) Иль­ич Ре­пин (1877–1954), по­сле 1917 жил в Фин­лян­дии.

Соч.: Из­бран­ные пись­ма, 1867–1930. М., 1969. Т. 1–2; Да­ле­кое близ­кое. М., 2002.

Лит.: Гра­барь И. Э. Ре­пин. М., 1963–1964. Т. 1–2; Но­вое о Ре­пи­не. [Л., 1969]; Не­ми­ров­ская М. А. Порт­ре­ты И. Е. Ре­пи­на. М., 1974; Ляс­ков­ская О. А. И. Е. Ре­пин: Жизнь и твор­че­ст­во. 3-е изд. М., 1982; Чу­ков­ский К. И. И. Ре­пин. 2-е изд. М., 1983; Стер­нин Г. Ю. И. Е. Ре­пин. Л., 1985; Фе­до­ров-Да­вы­дов А. А. И. Е. Ре­пин. 2-е изд. М., 1989; И. Е. Ре­пин. (Кат. вы­став­ки). М., 1994; Ле­ня­шин В. А. И. Ре­пин: Аль­бом. М., 2004.

Вернуться к началу