Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т

Авторы: Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин /2007/. Актуализация: редакция БРЭ /2021/

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т, 1) в ря­де го­су­дарств на­зва­ние выс­ших гос. ор­га­нов – ис­пол­ни­тель­ной вла­сти (КНР), адм. юс­ти­ции (Фран­ция), пред­ста­ви­тель­ных ор­га­нов (Ку­ба).

2) В Рос. им­пе­рии в 1810–1906 со­веща­тель­ное гос. уч­ре­ж­де­ние при им­пера­то­ре, в 1906–17 за­ко­но­дат. ор­ган, фак­ти­че­ски верх­няя па­ла­та пар­ла­мен­та (су­ще­ст­во­вал на­ря­ду с ниж­ней па­ла­той – Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мой). Уч­ре­ж­дён по про­ек­ту М. М. Спе­ран­ско­го ука­зом имп. Алек­сан­д­ра I от 1(13).1.1810, за­ме­нил уп­разд­нён­ный Не­пре­мен­ный со­вет. Пред­се­да­тель Г. с. (в 1812–65 яв­лял­ся од­новре­мен­но пред­се­да­те­лем Ко­ми­те­та ми­ни­ст­ров) и его чле­ны на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром из чис­ла наи­бо­лее опыт­ных гос. и во­ен. дея­те­лей; ми­ни­ст­ры вхо­дили в состав Г. с. по сво­ей долж­но­сти. Член­ст­во в Г. с. фак­ти­че­ски бы­ло по­жиз­нен­ным. В 1810 в Г. с. на­зна­че­но 35 чле­нов, в 1890 их на­счи­ты­ва­лось 60. Г. с. со­сто­ял из Об­ще­го со­б­ра­ния и де­пар­та­мен­тов: за­ко­нов; гос. эко­но­мии; гражд. и ду­хов­ных дел (все 1810–1906); во­ен. дел (1810–54); дел Цар­ст­ва Поль­ско­го (1832–62); пром-сти, на­ук и тор­гов­ли (1900–06). Обыч­но по­сту­пав­шие в Г. с. де­ла пер­во­на­чаль­но рас­смат­ри­ва­лись в од­ном из де­пар­та­мен­тов по при­над­леж­но­сти (или в со­еди­нён­ных со­б­ра­ни­ях двух де­пар­та­мен­тов), а за­тем по­сту­па­ли в Об­щее со­б­ра­ние; в осо­бо важ­ных или чрез­вы­чай­ных слу­ча­ях они по­сту­па­ли пря­мо в Об­щее со­б­ра­ние. За­се­да­ния Г. с. бы­ли за­кры­ты­ми.

«Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения». Картина И. Е. Репина (при участии Б. М. Кустодиева и И. С. Куликова). 1903. Русский м...

Г. с. дол­жен был об­су­ж­дать или по ука­зу им­пе­ра­то­ра го­то­вить все за­ко­но­про­ек­ты (для это­го при Г. с. уч­ре­ж­да­лись осо­бые со­ве­ща­ния и ко­мис­сии). На прак­ти­ке не­ко­то­рые про­ек­ты, со­став­лен­ные ми­ни­ст­ра­ми, на­прав­ля­лись им­пе­ра­то­ру ми­нуя Г. с. Со­вет рас­смат­ри­вал про­ек­ты рос­пи­си гос. до­хо­дов и рас­хо­дов (до 1862 – смет об­щих гос. при­хо­дов и рас­хо­дов) и сме­ты отд. ве­домств, тре­бо­ва­ния о не­об­хо­ди­мо­сти вы­де­ле­ния сверх­смет­ных кре­ди­тов, от­чё­ты гос. кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний и др. фи­нан­со­вые во­про­сы; де­ла об уч­ре­ж­де­нии ак­цио­нер­ных ком­па­ний, в слу­чае ес­ли им пред­по­ла­га­лось пре­дос­та­вить осо­бые пре­иму­ще­ст­ва; про­ек­ты рас­по­ря­же­ний, ка­сав­шие­ся от­чу­ж­де­ния гос. иму­ществ и воз­на­гра­ж­де­ний ча­ст­ным ли­цам за от­чу­ж­дён­ные у них иму­ще­ст­ва для гос. и об­ществ. нужд; де­ла о воз­ве­де­нии в дво­рян­ст­во (в 1842–69); с 1842 – о воз­ве­де­нии в кня­же­ское, граф­ское, ба­рон­ское дос­то­ин­ст­во, пе­ре­да­че дво­ря­нам фа­ми­лий, гер­бов и ти­ту­лов их род­ст­вен­ни­ков; в 1842–69 – о ли­ше­нии дво­рян­ст­ва и чи­нов за пре­сту­п­ле­ния. С 1842 в Деп-т ду­хов­ных и гражд. дел по­сту­па­ли по рас­по­ря­же­нию им­пе­ра­то­ра со­об­ще­ния о долж­но­ст­ных пре­сту­п­ле­ни­ях чле­нов Г. с., глав­но­управ­ляю­щих и ге­не­рал-гу­бер­на­то­ров. Рас­смот­рев со­об­ще­ние, Деп-т мог ре­шить пре­кра­тить де­ло за от­сут­ст­ви­ем пре­сту­п­ле­ния ли­бо пе­ре­дать его на пред­ва­рит. след­ст­вие Се­на­ту и мин. юс­ти­ции. По по­лу­че­нии ре­зуль­та­тов след­ст­вия Деп-т ду­хов­ных и гражд. дел мог по­ста­но­вить ли­бо пре­кра­тить де­ло, ли­бо на­ло­жить на об­ви­няе­мо­го взы­ска­ние без су­да, ли­бо пре­дать об­ви­няе­мо­го су­ду. С 1842 Г. с. пред­став­лял им­пе­ра­то­ру за­клю­че­ния по де­лам, при ре­ше­нии ко­то­рых в Об­щем со­б­ра­нии Се­на­та не на­бра­лось боль­шин­ст­ва го­ло­сов или не бы­ло дос­тиг­ну­то со­гла­сия Се­на­та с мин. юс­ти­ции, а так­же по де­лам, ко­то­рые вы­зы­ва­ли раз­но­гла­сия Се­на­та с Во­ен. со­ве­том и Ад­ми­рал­тейств-со­ве­том. По ус­мот­ре­нию им­пе­ра­то­ра Г. с. мог так­же об­су­ж­дать разл. во­про­сы внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ки.

Все ре­зуль­та­ты об­су­ж­де­ния за­ко­но­про­ек­тов и др. во­про­сов пред­став­ля­лись го­су­дар­ст­вен­ным сек­ре­та­рём (воз­глав­лял Го­су­дар­ст­вен­ную кан­це­ля­рию, ко­то­рая за­ни­ма­лась ор­га­ни­за­ци­ей ра­бот Г. с.) им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог ут­вер­дить мне­ние лю­бо­го чис­ла чле­нов Г. с. или на­ло­жить собств. ре­зо­лю­цию.

В 1815–41 и 1861–67 су­ще­ст­во­вал так­же ре­гио­наль­ный Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет Цар­ст­ва Поль­ско­го, кон­тро­ли­ро­вав­ший и ко­ор­ди­ни­ро­вав­ший дея­тель­ность осн. ве­домств Цар­ст­ва Поль­ско­го.

Пре­об­ра­зо­ва­ние Г. с. Рос. им­пе­рии в за­ко­но­дат. ор­ган со­стоя­лось со­глас­но ука­зу имп. Ни­ко­лая II от 20.2(5.3).1906 и бы­ло за­кре­п­ле­но в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. По­ло­ви­на или ме­нее по­ло­ви­ны чле­нов Г. с. еже­год­но на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром (чле­ны по на­зна­че­нию; из них им­пе­ра­тор на­зна­чал пред­се­да­те­ля Г. с.), др. чле­ны Г. с. из­би­ра­лись пу­тём двух­сте­пен­ных или пря­мых вы­бо­ров на срок 9 лет (чле­ны по вы­бо­рам). По­след­ние из­би­ра­лись: дво­рян­ски­ми об­ще­ст­ва­ми (18 чел.); Со­ве­том тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, ко­ми­те­та­ми тор­гов­ли и ма­ну­фак­тур, бир­же­вы­ми ко­ми­те­та­ми и ку­пе­че­ски­ми упра­ва­ми (12 чел.); Пе­терб. АН и уни­вер­си­те­та­ми (6 чел.); Сей­мом Вел. кн-ва Фин­лянд­ско­го (2 чел.); гу­берн­ски­ми зем­ст­ва­ми (по од­но­му че­ло­ве­ку); зем­ле­вла­дель­ца­ми тех гу­бер­ний Ев­роп. Рос­сии, где от­сут­ст­во­ва­ли зем­ст­ва, а так­же зем­ле­вла­дель­ца­ми Об­лас­ти вой­ска Дон­ско­го (по од­но­му че­ло­ве­ку от ка­ж­дой гу­бер­нии); зем­ле­вла­дель­ца­ми гу­бер­ний При­вис­лин­ско­го края (6 чел.). К чле­нам по вы­бо­рам от­но­си­лись 6 чел. из чис­ла пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва, на­зна­чав­ших­ся Си­но­дом. Ка­ж­дые 3 го­да треть вы­бор­ных чле­нов Г. с. пе­ре­из­би­ра­лась по жре­бию. В 1914 Г. с. со­сто­ял из 188 чле­нов.

Г. с. имел рав­ные за­ко­но­дат. пра­ва с Гос. ду­мой. На рас­смот­ре­ние Г. с. по­сту­па­ли за­ко­но­про­ек­ты, одоб­рен­ные Гос. ду­мой или вне­сён­ные са­ми­ми чле­на­ми Со­ве­та. При­ня­тый в Г. с. за­ко­но­про­ект пе­ре­да­вал­ся на рас­смот­ре­ние или им­пе­ра­то­ру (ес­ли по­сту­пил в Г. с. из Гос. ду­мы), или в Гос. ду­му (ес­ли был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве са­мих чле­нов Гос. со­ве­та). И им­пе­ра­тор, и Гос. ду­ма мог­ли от­кло­нить или ут­вер­дить за­ко­но­про­ект Со­ве­та. Как и Гос. ду­ма, Г. с. мог об­ра­щать­ся к ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим с за­про­са­ми по по­во­ду не­за­кон­ных дей­ст­вий под­ве­дом­ст­вен­ных им уч­ре­ж­де­ний или долж­но­ст­ных лиц.

Ос­нов­ной фор­мой ра­бо­ты Г. с. ста­ло Об­щее со­б­ра­ние. Для пред­ва­рит. рас­смот­ре­ния за­ко­но­про­ек­тов в со­ста­ве Г. с. уч­ре­ж­да­лись ко­мис­сии, из ко­то­рых важ­ней­шую роль иг­ра­ла по­сто­ян­ная Фи­нан­со­вая ко­мис­сия, рас­смат­ри­вав­шая про­ек­ты рос­пи­си гос. до­хо­дов и рас­хо­дов, смет и чрез­вы­чай­ных рас­хо­дов.

По­дав­ляю­щая часть чле­нов Г. с. ор­га­ни­зо­вы­ва­лась по по­ли­тич. при­над­леж­но­сти в груп­пы (фрак­ции) – пра­вых, цен­тра, а так­же ака­де­ми­че­скую (с 1913 на­зы­ва­лась про­грес­сив­ной груп­пой), ко­то­рая объ­е­ди­ня­ла ли­бе­раль­ных чле­нов Г. с. Пер­во­на­чаль­но пре­об­ла­да­ла груп­па цен­тра, с нач. 1910-х гг. – груп­па пра­вых (в 1911 из неё вы­шла груп­па пра­во­го цен­тра); в 1915 зна­чит. часть чле­нов Г. с. во­шла в «Про­грес­сив­ный блок», к осе­ни 1916 его сто­рон­ни­ки ста­ли пре­об­ла­дать в Со­ве­те. Часть чле­нов Г. с. ос­та­ва­лась вне групп.

Фото Ю. М. Инякина Заседание Государственного совета при Президенте РФ в Александровском зале Большого Кремлёвского дворца. Москва. Фото. 2005.

Ре­фор­ми­ро­ван­ный Г. с. со­хра­нил ряд преж­них функ­ций: он про­дол­жал рас­смат­ри­вать де­ла о долж­но­ст­ных пре­сту­п­ле­ни­ях выс­ших чи­нов­ни­ков, воз­ве­де­нии в кня­же­ское, граф­ское и ба­рон­ское дос­то­ин­ст­во, от­чё­ты фи­нан­со­во-кре­дит­ных уч­ре­ж­де­ний и не­ко­то­рые др. во­про­сы. Они об­су­ж­да­лись в двух вновь соз­дан­ных де­пар­та­мен­тах (1-м и 2-м), со­сто­яв­ших из чле­нов Г. с. по на­зна­че­нию. Их за­клю­че­ния пред­став­ля­лись не­по­сред­ст­вен­но на ус­мот­ре­ние им­пе­ра­то­ра.

С 1906 пуб­ли­ко­ва­лись про­то­ко­лы от­кры­тых за­се­да­ний Г. с. (за­се­да­ние Г. с. мог­ло быть и за­кры­тым по ре­ше­нию его пред­се­да­те­ля или Об­ще­го со­б­ра­ния).

По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 дея­тель­ность Г. с. пре­кра­ти­лась. Г. с. уп­разд­нён дек­ре­том СНК от 14(27).12.1917.

Пред­се­да­те­ли Г. с.: Н. П. Ру­мян­цев (1810–12), Н. И. Сал­ты­ков (1812–16), П. В. Ло­пу­хин (1816–27), В. П. Ко­чу­бей (1827–34), Н. Н. Но­во­силь­цов (1834–38), И. В. Ва­силь­чи­ков (1838–47), В. В. Ле­ва­шов (1847–48), А. И. Чер­ны­шёв (1848–1856), А. Ф. Ор­лов (1856–61), Д. Н. Блу­дов (1861–64), П. П. Га­га­рин (1864–65), вел. кн. Кон­стан­тин Ни­ко­лае­вич (1865–1881), вел. кн. Ми­ха­ил Ни­ко­лае­вич (1881–1905), Д. М. Соль­ский (1905–06), Э. В. Фриш (1906–07), М. Г. Аки­мов (1907–14), И. Я. Го­лу­бев (и. д. в 1914–1915), А. Н. Ку­лом­зин (1915–17), И. Г. Щег­ло­ви­тов (1917).

3) В РФ конституционный государственный орган при Президенте РФ, образованный в 2000 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (см. в ст. Государственный совет РФ).

4) За­ко­но­дательные ор­га­ны государ­ственной вла­сти ря­да рес­пуб­лик в со­ста­ве РФ – Уд­мурт­ской Рес­пуб­ли­ки, Чу­ваш­ской Рес­пуб­ли­ки, Рес­пуб­ли­ки Та­тар­стан и др.

Ис­точн.: От­че­т по де­ло­про­из­вод­ст­ву Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. СПб., 1870–1906. [Т. 1–38]; Сте­но­гра­фи­че­ские от­че­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го со­ве­та. [Сес­сия 1–13]. СПб., 1906–1916. [Т. 1–221].
Лит.: Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет: 1801–1901. СПб., 1901; Бо­ро­дин А. П. Го­су­дар­ст­вен­ный со­вет Рос­сии (1906–1917). Ки­ров, 1999; Де­мин В. А. Верхняя палата Российской им­пе­рии. 1906–1917. М., 2006; Государственный совет Российской империи, 19061917: Энциклопедия. М., 2008.

  • ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т 1) в ряде государств название высших гос. органов; 2) в Рос. империи в 1810–1906 совещательное гос. учреждение при императоре, в 1906–17 законодат. орган, фактически верхняя палата парламента (2007)
Вернуться к началу