КОМИТЕ́Т МИНИ́СТРОВ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОМИТЕ́Т МИНИ́СТРОВ, высший совещательный и распорядительный орган при рос. императоре в 1802–1906. Учреждён 8(20).9.1802, одновременно с созданием министерств, для рассмотрения дел, решение которых выходило за пределы компетенции отд. министров и требовало взаимодействия нескольких центр. ведомств.
В состав К. м. входили: министры и главноуправляющие центр. гос. учреждений (в их отсутствие в заседаниях К. м. участвовали их товарищи); обер-прокурор Синода (с 1835); председатели департаментов Государственного совета (с 1812, в 1810–12 – только по важным делам); главноуправляющие отделениями Собственной Е. И. В. канцелярии (с 1880 – только главноуправляющий Ведомством учреждений императрицы Марии, с 1882 – также главноуправляющий Собств. Е. И. В. канцелярией); главнокомандующий в столице (до 1825); государственный секретарь (с 1893); особо назначенные императором лица. До 1812 в К. м. председательствовал император, а в его отсутствие – члены по старшинству (с 1810 – гос. канцлер), c 1812 – особо назначенный императором председатель (эта должность до 1865 являлась высшей, а затем одной из высших должностей в Рос. империи). В разные периоды председатель К. м. являлся одновременно председателем Гос. совета (1812–65), Кавказского комитета (1865–82) и Совета министров [19.10 (1.11).1905–23.4(6.5).1906], а также вице-председателем Комитета Сибирской железной дороги (1892–1905).
К. м. рассматривал проекты законов и распоряжений, которые предполагалось ввести в виде врем. правил, а также проекты новых учреждений, которые создавались временно и должны были быть опробованы на практике. Формально не имея права обсуждать законопроекты, на практике К. м. неоднократно рассматривал их в обход Гос. совета.
Компетенция К. м. менялась. Он выносил предварит. заключения по ежегодным всеподданнейшим отчётам министров (до 1858). Рассматривал: дела, касавшиеся «общего спокойствия и безопасности», чрезвычайных происшествий, обеспечения населения продовольствием, о назначении чиновникам пенсий и единовременных пособий в случаях, превышавших компетенцию отд. министра (с 1803), о наградах за служебные и неслужебные отличия (в 1804–92); высшие адм. дела о раскольниках, уставы акционерных обществ, не предусматривавшие предоставления им особых привилегий (с 1811); представления министров и определения Сената о выговорах губернаторам и губернским правлениям (с 1816); дела по Воен. мин-ву, требовавшие содействия гражд. ведомств или затрагивавшие правила по гражд. управлению (с 1830); дела по Вел. кн-ву Финляндскому, касавшиеся др. частей Рос. империи (с 1834); дела об изменении уставов и размеров осн. капитала акционерных обществ, о разрешении иностр. обществам производить свои операции в России, о разрешении постройки железных дорог и по вопросам их эксплуатации (с 1858); представления министров о пожертвованиях частных лиц, заслуживавших (благодаря размеру или цели пожертвования) внимания императора, а также об изменении назначения пожертвования (с 1866); дела о запрете сообществ (в 1874–1905); дела об объявлении отд. местностей на положении усиленной или чрезвычайной охраны (с 1881); списки гос. должностей, несовместимых с участием в частных пром. обществах (с 1884); представления министров об отмене или изменении постановлений земских собраний (с 1890) и городских дум (с 1892), не соответствовавших интересам населения или государства; списки должностей, освобождавших от призыва на действит. воен. службу из запаса (с 1894); дела о назначении следствия над губернаторами и предании их суду, а также об отстранении их от должности (с 1897); дела о назначении мест ссылки (с 1900).
Заключения К. м. подлежали утверждению императора. Исключение составляли постановления К. м. по второстепенным вопросам: о назначении пенсий в соответствии с общими правилами; о сложении безнадёжных недоимок; о снятии медалей и почётных кафтанов с осуждённых лиц, не принадлежавших к дворянскому сословию; об учреждении акционерных обществ на точном основании закона; о выделении пособий населению, пострадавшему от стихийных бедствий, и др. К. м. имел также право самостоятельно отклонять ходатайства земств (с 1867) и приостанавливать распространение книг и периодич. изданий, освобождённых от предварит. цензуры (с 1872). До 1841 в случае отсутствия императора в столице К. м. решал дела в чрезвычайном порядке «именем Его Величества» (затем его решения утверждались наследником престола).
Реальная роль К. м. зависела от степени доверия императора Гос. совету и от влияния и инициативности председателя К. м. Наибольшее значение он имел при императорах Александре III и Николае II и при председателях П. А. Валуеве, М. Х. Рейтерне, Н. Х. Бунге и С. Ю. Витте.
После создания объединённого правительства – Совета министров [19.10 (1.11).1905] К. м. рассматривал только текущие адм. дела. Упразднён 23.4(6.5). 1906 в связи с принятием Основных государственных законов 1906.
Председатели К. м.: Н. И. Салтыков (1812–16), П. В. Лопухин (1816–27), В. П. Кочубей (1827–34), Н. Н. Новосильцов (1834–38), И. В. Васильчиков (1838–47), В. В. Левашов (1847–48), А. И. Чернышёв (1848–56), А. Ф. Орлов (1856–61), Д. Н. Блудов (1861–64), П. П. Гагарин (1864–72), П. Н. Игнатьев (1872–79/80), П. А. Валуев (1879/80–1881), М. Х. Рейтерн (1881–86/87), Н. Х. Бунге (1887–95), И. Н. Дурново (1895–1903), С. Ю. Витте (1903–06).