Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СИНО́Д

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 30. Москва, 2015, стр. 233-234

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей Владислав Цыпин; М. В. Никулин (Синод в России в 18 – нач. 20 вв.)

СИНО́Д (от греч. σύνοδος – со­б­ра­ние, со­бор), ру­ко­во­дя­щий или со­ве­ща­тель­ный кол­ле­ги­аль­ный ор­ган по­ме­ст­ных пра­вослав­ных и др. церк­вей. В Ви­зан­тии синодами называли Все­лен­ские, по­ме­ст­ные и др. со­б­ра­ния епи­ско­пов, как, напр., по­сто­ян­но дей­ст­вую­щий «си­нод эн­ди­му­са» (σύνοδος ἐνδήμουσα), со­сто­яв­ший из на­хо­дя­щих­ся по де­лам в Кон­стан­ти­но­по­ле ми­тро­по­ли­тов и епи­ско­пов, по­зво­ляв­ший его пред­се­да­те­лю, пат­ри­ар­ху, в лю­бое вре­мя со­брать дос­та­точ­ное чис­ло ар­хие­ре­ев для при­ня­тия со­бор­но­го ре­ше­ния.

В РПЦ Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ст­вую­щий Си­нод уч­ре­ж­дён Ду­хов­ным рег­ла­мен­том 1721 по об­раз­цу соз­дан­ных ца­рём Пет­ром I кол­ле­гий (в 1726–30 Свя­тей­ший Си­нод, или Ду­хов­ное Со­б­ра­ние, Ду­хов­ный Си­нод) и до 1918 ос­та­вал­ся выс­шим ор­га­ном цер­ков­но-гос. управ­ле­ния по внут­рен­ним и внеш­ним цер­ков­ным де­лам (в 1723 все­лен­ские пат­ри­ар­хи при­зна­ли его «рав­но­пат­ри­ар­шее дос­то­ин­ст­во»). Им­пе­ра­то­ра в С. пред­став­лял обер-про­ку­рор Си­но­да (с 1722). Чле­нов при­сут­ст­вия С. вы­би­рал мо­нарх (до нач. 19 в. – по пред­став­ле­нию Се­на­та) из чис­ла ми­тро­по­ли­тов, ар­хи­епи­ско­пов, ар­хи­ман­д­ри­тов (до 1802), игу­ме­нов, а так­же имп. ду­хов­ни­ка (с 1774) и про­то­по­пов (про­то­прес­ви­те­ров). В 1883 уча­стие в С. бе­ло­го ду­хо­вен­ст­ва пре­кра­ще­но, за ис­клю­че­ни­ем (с 1905) для про­то­прес­ви­те­ров во­ен. и при­двор­но­го ду­хо­вен­ст­ва. Долж­ность чле­на при­сут­ст­вия С. бы­ла по­жиз­нен­ной. В С. вхо­ди­ли 12 чел. в 1721, за­тем от 3 до 7 чел., в 19 – нач. 20 вв. 7 по­сто­ян­ных (3 ми­тро­по­ли­та, 2 епи­ско­па и 2 про­то­прес­ви­те­ра в 1860, 3 ми­тро­по­ли­та и 4 ар­хи­епи­ско­па в 1917) и неск. врем. чле­нов из чис­ла епар­хи­аль­ных ар­хие­ре­ев, вы­зы­вав­ших­ся на срок от 1 до 3 лет. Пер­во­при­сут­ст­вую­щим (с 1763 пер­вен­ст­вую­щим) чле­ном С. пре­им. был ми­тро­по­лит С.-Пе­тер­бург­ский. Еже­год­но со­зы­ва­лись 2 сес­сии С. Еди­но­глас­но при­ня­тые оп­ре­де­ле­ния ут­вер­жда­лись им­пе­ра­то­ром, при раз­но­гла­си­ях ре­ше­ние пре­дос­тав­ля­лось мо­нар­ху. С. за­се­дал в С.-Пе­тер­бур­ге, в осо­бых слу­ча­ях и с авг. 1917 – в Мо­ск­ве.

В 18 в. С. фак­ти­че­ски под­чи­нял­ся Се­на­ту. В 19 в. рос­ла под­чи­нён­ность С. обер-про­ку­ро­ру С.: С. и ме­ст­ные ор­ганы цер­ков­но­го управ­ле­ния в офиц. до­ку­мен­тах име­но­ва­лись «ве­дом­ст­вом пра­во­слав­но­го ис­по­ве­да­ния». В 1817–24 под­чи­нял­ся ми­ни­ст­ру ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния. Имел пра­во за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы по де­лам цер­ков­но­го управ­ле­ния: за­ко­но­про­ек­ты, под­го­тов­лен­ные С., рас­смат­ри­ва­лись в Гос. со­ве­те (с 1906 – в Гос. ду­ме), толь­ко ес­ли они ка­са­лись др. ве­домств и тре­бо­ва­ли гос. рас­хо­дов, в др. слу­ча­ях ут­вер­жда­лись им­пе­ра­то­ром.

С. ведал делами бывших Пат­ри­ар­ше­го дворцового при­ка­за, Патриаршего казённого приказа; управлял став­ро­пи­ги­аль­ны­ми мо­на­сты­ря­ми, епар­хи­аль­ны­ми ор­га­на­ми управ­ле­ния, пра­во­слав­ны­ми ду­хов­но-учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми (с 1808 ими ру­ко­во­ди­ла Ко­мис­сия ду­хов­ных учи­лищ при С., с 1839 – Ду­хов­но-учеб­ное управ­ле­ние при С., с 1867 – Учеб­ный к-т при С.) и цер­ков­но-при­ход­ски­ми шко­ла­ми (с 1885 в ве­де­нии Учи­лищ­но­го со­ве­та при С.); ду­хов­но-цен­зур­ны­ми ко­ми­те­та­ми в епар­хи­ях и мо­на­сты­рях (1804–08; в 1808 под­чи­не­ны ака­де­мич. кон­фе­рен­ци­ям ду­хов­ных ака­де­мий). Для под­го­тов­ки к со­зы­ву Все­рос. по­ме­ст­но­го со­бо­ра при С. дей­ст­во­ва­ли Пред­со­бор­ное при­сут­ст­вие (1906) и Пред­со­бор­ное со­ве­ща­ние (1912–14). С. управ­лял ду­хо­вен­ст­вом (в 19 – нач. 20 вв. во­ен­ное и флот­ское ду­хо­вен­ст­во под­чи­ня­лось так­же Во­ен. мин-ву и Мор. мин-ву), из­би­рал и пред­став­лял на ут­вер­жде­ние им­пе­ра­то­ру кан­ди­да­тов на ка­фед­ры, ут­вер­ждал и уволь­нял на­стоя­те­лей мо­на­сты­рей, от­кры­вал мо­на­сты­ри, при­хо­ды, брат­ст­ва, раз­ре­шал по­стри­же­ние в мо­на­ше­ст­во, сло­же­ние са­на и др. Ре­шал во­про­сы цер­ков­но­го иму­ще­ст­ва и цер­ков­но­го строи­тель­ст­ва. Имел ис­клю­чит. пра­во из­да­ния бо­го­слу­жеб­ной лит-ры, цен­зу­ры ду­хов­ной и свет­ской лит-ры, за­тра­ги­вав­шей ре­лиг. те­мы. Вёл мис­сио­нер­скую дея­тель­ность, де­ла не­пра­во­слав­ных хри­сти­ан­ских кон­фес­сий (в 19 – нач. 20 вв. – на­ря­ду с МВД и Мин-вом нар. про­све­ще­ния) и уни­ат­ст­ва (с 1839).

Рас­смат­ри­вал цер­ков­ные су­деб­ные де­ла (бра­ко­раз­вод­ные, про­ступ­ки ду­хо­вен­ст­ва, жа­ло­бы ду­хо­вен­ст­ва на ар­хие­ре­ев, пре­да­ние ана­фе­ме), ино­гда про­во­дил суд над кре­сть­я­на­ми и долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми цер­ков­ных и мо­на­стыр­ских вот­чин (1721–63), над ста­ро­об­ряд­ца­ми и др. Пе­чат­ны­ми ор­га­на­ми С. бы­ли жур­на­лы «Ду­хов­ная бе­се­да» (1858–76), «Цер­ков­ный вест­ник» (1875–88), «Цер­ков­ные ве­до­мо­сти» (1888–1918).

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 С. всту­пил в кон­фликт с Врем. пра­ви­тель­ст­вом; в ап­ре­ле обер-про­ку­рор В. Н. Львов уво­лил всех чле­нов С., кро­ме митр. Сер­гия (Стра­го­род­ско­го), и на­зна­чил но­вый со­став. 29 апр. (12 мая) С. объ­я­вил о со­зы­ве Все­рос. по­ме­ст­но­го со­бо­ра. По­сле со­зда­ния 5(18) авг. Мин-ва ис­по­ве­да­ний и уп­разд­не­ния долж­но­сти обер-про­ку­ро­ра С. по­лу­чил ав­то­но­мию. 31.1(13.2).1918 Все­рос. по­ме­ст­ный со­бор пре­об­ра­зо­вал С. в Свя­щен­ный Си­нод во гла­ве с пат­ри­ар­хом (дей­ст­вует с пе­ре­ры­ва­ми в 1922–1923, 1925–27, 1935–44) как ор­ган выс­ше­го управ­ле­ния РПЦ, под­чи­нён­ный По­ме­ст­но­му со­бо­ру.

Со­глас­но Ус­та­ву РПЦ, в со­став Свя­щен­но­го Си­но­да под пред­се­да­тель­ст­вом пат­ри­ар­ха вхо­дят 9 по­сто­ян­ных чле­нов: ми­тро­по­ли­ты Ки­ев­ский, С.-Пе­терб., Кру­тиц­кий, Мин­ский, Ки­ши­нёв­ский, Ас­та­най­ский и Таш­кент­ский, пред. От­де­ла внеш­них цер­ков­ных свя­зей и управ­ляю­щий де­ла­ми Моск. пат­ри­ар­хии. Для уча­стия в по­лу­го­до­вой сес­сии вы­зы­ва­ют­ся ар­хие­реи по од­но­му из 5 групп епар­хий по оче­ре­ди в по­ряд­ке стар­шин­ст­ва хи­ро­то­нии. С. при­ни­ма­ет ре­ше­ния по во­про­сам жиз­ни Церк­ви, на­зна­че­нию и пе­ре­ме­ще­нию епи­ско­пов, на­стоя­те­лей мо­на­сты­рей, ра­бо­те си­но­даль­ных ко­мис­сий. С. от­чи­ты­ва­ет­ся пе­ред Ар­хие­рей­ским со­бо­ром.

Си­но­ды су­ще­ст­ву­ют в др. пра­во­слав­ных и про­тес­тант­ских Церк­вах. В ка­то­лич. Церк­ви уч­ре­ж­дён Синод епископов.

Лит.: По­лу­нов А. Ю. Под вла­стью обер-про­ку­ро­ра: Го­су­дар­ст­во и цер­ковь в эпо­ху Алек­сан­д­ра III. М., 1996; Фир­сов C. Л. Пра­во­слав­ная Цер­ковь и го­су­дар­ст­во в по­след­нее де­ся­ти­ле­тие су­ще­ст­во­ва­ния са­мо­дер­жа­вия в Рос­сии. СПб., 1996; Рим­ский С. В. Рос­сий­ская цер­ковь в эпо­ху Ве­ли­ких ре­форм: (Цер­ков­ные ре­фор­мы в Рос­сии 1860–1870-х го­дов). М., 1999; Кон­да­ков Ю. Е. Го­су­дар­ст­во и пра­во­слав­ная цер­ковь в Рос­сии: Эво­лю­ция от­но­ше­ний в пер­вой по­ло­ви­не XIX в. СПб., 2003; Фе­до­ров В. А. Рус­ская пра­во­слав­ная цер­ковь и го­су­дар­ст­во: Си­но­даль­ный пе­ри­од (1700–1917). М., 2003; Алек­сее­ва С. И. Свя­тей­ший Си­нод в сис­те­ме выс­ших и цен­траль­ных го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний по­ре­фор­мен­ной Рос­сии, 1856–1904 гг. 2-е изд. СПб., 2006; Ус­тав Русской Православной Церкви: Собр. до­ку­мен­тов. М., 2013. Т. 1.

Вернуться к началу