Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДУХО́ВНО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 4398-439

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. В. Вальков, С. П. Зверев

ДУХО́ВНО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ, спе­циа­ли­зи­ро­ван­ные учеб­ные за­ве­де­ния, го­то­вят слу­жи­те­лей ре­лиг. куль­тов и да­ют бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние. Раз­де­ля­ют­ся на три ка­те­го­рии. К выс­шим ду­хов­ным учеб­ным за­ве­де­ни­ям от­но­сят­ся тео­ло­ги­че­ские (бо­го­слов­ские) уни­вер­си­те­ты и ин­сти­ту­ты, ака­де­мии; к сред­ним – ду­хов­ные се­ми­на­рии, бо­го­слов­ские кол­лед­жи и ли­цеи (хри­сти­ан­ские), мед­ре­се (бы­ва­ют так­же выс­ши­ми), ие­ши­бо­ты и ие­ши­вы (иу­даи­ст­ские) и др.; к низ­шим – Д.-у. з. разл. на­име­но­ва­ний.

Пер­вые Д.-у. з. воз­ник­ли при хра­мах Древ­не­го Егип­та и Древ­ней Ва­ви­ло­нии (2-е тыс. до н. э.). В 1-м тыс. до н. э. в Ин­дии су­ще­ст­во­ва­ли осо­бые шко­лы брах­ма­нов, чья дея­тель­ность бы­ла свя­за­на с под­го­тов­кой к ис­пол­не­нию ри­ту­аль­ных дей­ст­вий. С рас­про­стра­не­ни­ем буд­диз­ма в Ин­дии, а позд­нее и в стра­нах Центр. и Юго-Вост. Азии роль Д.-у. з. бы­ла вос­при­ня­та мо­на­сты­ря­ми, осу­ще­ст­в­ляю­щи­ми её по­ны­не (напр., в Ти­бе­те, Мон­го­лии). С воз­ник­но­ве­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва поя­ви­лись Д.-у. з. но­во­го ти­па: в Алек­сан­д­рии (Еги­пет) – пер­вая ка­те­хи­зи­че­ская шко­ла (кон. 2 в.), в Ие­ру­са­ли­ме, Ри­ме и др. го­ро­дах Рим. им­пе­рии – епи­скоп­ские шко­лы и шко­лы эк­зе­ге­тов (ис­тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Пи­са­ния). По­сте­пен­но сло­жи­лась сис­те­ма хри­сти­ан­ских Д.-у. з.: ар­хие­рей­ские (епи­скоп­ские), ка­те­хи­зи­че­ские, мо­на­стыр­ские пас­тор­ско-мо­на­ше­ские шко­лы, шко­лы-об­ще­жи­тия при мо­на­сты­рях. С ор­га­ни­за­ци­ей в Зап. Ев­ро­пе ун-тов (12 в.) в них ста­ли уч­ре­ж­дать­ся бо­го­слов­ские ф-ты. Ка­то­лич. цер­ковь соз­да­ла сеть тео­ло­гич. ун-тов – в Сор­бон­не, Бо­ло­нье, Окс­фор­де, Кёль­не, Лу­ве­не и др. Позд­нее сло­жи­лись сле­дую­щие ти­пы Д.-у. з.: бо­го­слов­ские ун-ты и ака­де­мии, тео­ло­гич. ф-ты при свет­ских ун-тах, се­ми­на­рии, кол­лед­жи, кол­ле­гиу­мы. В Ри­ме бы­ли ос­но­ва­ны Гри­го­ри­ан­ский (16 в.), Ур­ба­ни­ан­ский (17 в.) и др. ун-ты, Пап­ская АН (1603), Цер­ков­ная ака­де­мия (1701). На Ру­си пер­вое упо­ми­на­ние о Д.-у. з. от­но­сит­ся ко вре­ме­ни прав­ле­ния Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го. В по­сле­дую­щие сто­ле­тия под­го­тов­ка кли­ри­ков осу­ще­ст­в­ля­лась при мо­на­сты­рях и ар­хие­рей­ских дво­рах, а со 2-й пол. 16 в. в брат­ских шко­лах. В 1-й пол. 17 в. по­яв­ля­ет­ся пер­вая бо­го­слов­ская шко­ла – Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия. В кон. 17 в. в Мо­ск­ве ос­но­ва­на Сла­вя­но-гре­ко-ла­тин­ская ака­де­мия. Во 2-й четв. 18 в. ар­хие­рей­ские шко­лы с 8-лет­ней про­грам­мой обу­че­ния ста­ли на­зы­вать­ся се­ми­на­рия­ми. С кон. 18 в. под­го­тов­ка слу­жи­те­лей куль­та осу­ще­ст­в­ля­лась в С.-Пе­тер­бург­ской и Ка­зан­ской ду­хов­ных ака­де­ми­ях (обе ос­но­ва­ны в 1797). С 1814 ста­ла дей­ст­во­вать Моск. ду­хов­ная ака­де­мия. В 1913 функ­цио­ни­ро­ва­ли 4 ака­де­мии (Мо­с­ков­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Санкт-Пе­тер­бург­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия и Ка­зан­ская ду­хов­ная ака­де­мия), 57 ду­хов­ных се­ми­на­рий, 186 ду­хов­ных учи­лищ. До 1917 в Рос­сии су­ще­ст­во­ва­ли рим­ско-ка­то­лич. ака­де­мия, ка­то­лич. кол­ле­гии и се­ми­на­рии, а так­же про­тес­тант­ский бо­го­слов­ский ф-т Юрь­ев­ско­го уни­вер­си­те­та.

В нач. 21 в. в РПЦ дей­ст­ву­ют 5 ду­хов­ных ака­де­мий (Моск. ду­хов­ная ака­де­мия, С.-Пе­терб. ду­хов­ная ака­де­мия, Ки­ев­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Мин­ская ду­хов­ная ака­де­мия, Ки­ши­нёв­ская ду­хов­ная ака­де­мия; срок обу­че­ния 4 го­да), 2 бо­го­слов­ских ун-та (Пра­во­слав­ный Свя­то-Ти­хо­нов­ский гу­ма­ни­тар­ный ун-т, Ио­ан­но-Бо­го­слов­ский пра­во­слав­ный ун-т; Мо­ск­ва, срок обу­че­ния 6 лет), 37 се­ми­на­рий (срок обу­че­ния 4 го­да), 38 ду­хов­ных учи­лищ (срок обу­че­ния от 2 до 4 лет), од­ни пас­тыр­ские кур­сы (срок обу­че­ния 2 го­да).

За ру­бе­жом пра­во­слав­ных слу­жи­те­лей куль­та го­то­вят в Выс­шей бо­го­слов­ской шко­ле на о. Хал­ки, на бо­го­слов­ских ф-тах уни­вер­си­те­тов (Афи­ны, Са­ло­ни­ки) и в се­ми­на­ри­ях; в Фин­лян­дии дей­ст­ву­ет ду­хов­ная се­ми­на­рия в Куо­пио, в Ли­ва­не – Бель­мент­ская се­ми­на­рия в Три­по­ли, на Ки­пре – се­ми­на­рия в Ни­ко­сии, в США – греч. бо­го­слов­ская шко­ла в Брук­ли­не, пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин-т в Гре­ст­ву­де и се­ми­на­рии в Джонс­тау­не и Джор­дан­вил­ле. Кро­ме то­го, под юрис­дик­ци­ей Кон­стан­ти­но­поль­ско­го пат­ри­ар­ха­та дей­ст­ву­ет ряд Д.-у. з.: на Кри­те – Выс­шая цер­ков­ная шко­ла в Ирак­лио­не, Пра­во­слав­ная ака­де­мия Кри­та (в Ка­лим­ба­ри); Пра­во­слав­ный Свя­то-Сер­ги­ев­ский бо­го­слов­ский ин­сти­тут в Па­ри­же; в Амер. ар­хи­епи­ско­пии – бо­го­слов­ский кол­ледж Св. Кре­ста (Брук­лин, Мас­са­чу­сетс), Греч. кол­ледж (Брук­лин, Мас­са­чу­сетс); в Ав­ст­рал. ар­хи­епи­ско­пии – кол­ледж Ап. Ан­д­рея (Сид­ней); при Мюн­хен­ском ун-те су­ще­ст­ву­ет от­дел пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия; при Пра­во­слав­ном цен­тре Все­лен­ско­го пат­ри­ар­ха­та в Шам­бе­зи (Же­не­ва, Швей­ца­рия) дей­ст­ву­ет ас­пи­ран­ту­ра пра­во­слав­но­го бо­го­сло­вия; в Ми­ла­не – Ин-т пра­во­слав­ных ис­сле­до­ва­ний Св. Гри­го­рия Па­ла­мы; при Ка­над. ми­тро­по­лии – Пра­во­слав­ная бо­го­слов­ская ака­де­мия (То­рон­то).

В нач. 21 в. са­мую боль­шую сеть Д.-у. з. всех ти­пов име­ет ка­то­лич. цер­ковь: се­ми­на­рии и ли­цеи; тео­ло­гич. ун-ты и ф-ты при гос. ун-тах, даю­щие выс­шее бо­го­слов­ское об­ра­зо­ва­ние, не обя­за­тель­но свя­зан­ное с при­ня­ти­ем са­на; пап­ские ака­де­мии и учеб­ные за­ве­де­ния спе­ци­аль­но­го (выс­ше­го) ти­па, го­то­вя­щие пре­ла­тов выс­ше­го ран­га, цер­ков­ных ди­пло­ма­тов, ру­ко­во­дя­щие и на­уч. кад­ры Церк­ви и др. Круп­ней­ший центр под­го­тов­ки слу­жи­те­лей куль­та – Ва­ти­кан, где дей­ст­ву­ют 11 бо­го­слов­ских пап­ских ун-тов и ин-тов. Наи­бо­лее из­вест­ны пап­ские ун-ты: Гри­го­ри­ан­ский, Ур­ба­ни­ан­ский, Ла­те­ран­ский. В Ва­ти­ка­не 9 пон­ти­фи­каль­ных ака­де­мий, 29 се­ми­на­рий и 94 кол­лед­жа. Во мно­гих учеб­ных за­ве­де­ни­ях ве­дёт­ся под­го­тов­ка мис­сио­не­ров. Кро­ме то­го, в Ита­лии бо­лее 60 Д.-у. з. разл. мо­на­ше­ских ор­де­нов, де­сят­ки мо­на­стыр­ских школ и ре­гио­наль­ных се­ми­на­рий.

В нач. 21 в. в Рос­сии су­ще­ст­ву­ет выс­шая ка­то­лич. ду­хов­ная се­ми­на­рия «Ма­рия – Ца­ри­ца Апо­сто­лов» (ос­но­ва­на в 1993 в Мо­ск­ве, с 1995 – в С.-Пе­тер­бур­ге), це­лью ко­то­рой яв­ля­ет­ся под­го­тов­ка к свя­щен­ст­ву кан­ди­да­тов из 4 рос. ка­то­лич. епар­хий, а так­же из др. ка­то­лич. епар­хий и мо­на­ше­ских ор­де­нов и кон­гре­га­ций (срок обу­че­ния 6 лет). Кро­ме то­го, в Мо­ск­ве дей­ст­ву­ет Ин-т фи­ло­со­фии, тео­ло­гии и ис­то­рии Св. Фо­мы Ак­вин­ско­го, го­то­вя­щий спе­циа­ли­стов в об­лас­ти ре­ли­гио­ве­де­ния (срок обу­че­ния 5,5 лет).

В кон. 20 в. про­тес­тант­ские церк­ви име­ли Д.-у. з. разл. ти­пов: в Зап. Ев­ро­пе на­счи­ты­ва­лось св. 100 ду­хов­ных се­ми­на­рий, тео­ло­гич. кол­лед­жей, бо­го­слов­ских учи­лищ и школ, до 70 ду­хов­ных ака­де­мий, ун-тов и тео­ло­гич. фа­куль­те­тов.

Пер­вые упо­ми­на­ния о му­сульм. Д.-у. з. (мед­ре­се) от­но­сят­ся к 9 в. Сис­те­ма об­ра­зо­ва­ния в мед­ре­се в те­че­ние мно­гих ве­ков вклю­ча­ет как тео­ло­гич., язы­ко­вые и ре­лиг.-юри­дич. пред­ме­ты, так и фи­ло­со­фию, при­клад­ные нау­ки. В ря­де стран име­ют­ся ис­лам­ские ун-ты: Аз­хар (Еги­пет) и Зей­тун (Ту­нис), го­то­вя­щие кад­ры ду­хо­вен­ст­ва для мно­гих араб­ских стран и му­сульм. Аф­ри­ки; Али­гарх­ский (Ин­дия), Пенд­жаб­ский (Па­ки­стан), Ан­кар­ский (Тур­ция) и др. В ря­де нац. ун-тов су­ще­ст­ву­ют ис­лам­ские тео­ло­гич. ф-ты, спец. ф-ты по изу­че­нию ис­лам­ских дог­ма­тов, ве­ро­уче­ния ша­риа­та, фи­ло­со­фии и ре­лиг. мыс­ли. В нач. 21 в. в Рос­сии сло­жи­лись 2 осн. ти­па мед­ре­се: свет­ско­го ха­рак­те­ра, пред­став­ляю­щие со­бой сред­нюю или выс­шую об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ную шко­лу, и на­чаль­но-ре­ли­ги­оз­но­го. В Рос­сии за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­но 130 му­сульм. ду­хов­ных об­ра­зо­ва­тель­ных уч­ре­ж­де­ний (2005). Моск. ис­лам­ский ун-т го­то­вит спе­циа­ли­стов в об­лас­ти тео­ло­гии и лин­гвис­ти­ки (срок обу­че­ния 4 го­да).

В нач. 21 в. в Рос­сии, США, не­ко­то­рых стра­нах Зап. Ев­ро­пы и Ближ­не­го Вос­то­ка су­ще­ст­ву­ют ие­ши­бо­ты и ие­ши­вы, го­то­вя­щие слу­жи­те­лей иу­дей­ско­го куль­та и учё­ных-тал­му­ди­стов. В чис­ло наи­бо­лее из­вест­ных ев­рей­ских Д.-у. з. вхо­дят так­же ие­ши­ва «Мир» (Ие­ру­са­лим) и ие­ши­ва в г. Лейк­вуд (Нью-Джер­си, США). С 1990 в Мо­ск­ве дей­ст­ву­ет ие­ши­ва «То­рат Ха­им», го­то­вя­щая рав­ви­нов и спе­циа­ли­стов-тео­ло­гов (срок обу­че­ния 4 го­да).

В стра­нах буд­дий­ской ду­хов­ной тра­ди­ции (пре­ж­де все­го Ти­бет, Мон­го­лия, а так­же Бу­тан, Не­пал и др.) ду­хов­ное об­ра­зо­ва­ние реа­ли­зу­ет­ся пре­им. в буд­дий­ских мо­на­сты­рях и вклю­ча­ет «пять боль­ших на­ук» (ло­ги­ку, ти­бет­скую куль­ту­ру и ис­кус­ст­во, сан­ск­рит, ме­ди­ци­ну, фи­ло­со­фию) и «пять ма­лых на­ук» (по­эзию, му­зы­ку, дра­ма­тич. иск-во, ас­т­ро­ло­гию и сло­вес­ность). На­чаль­ный пе­ри­од об­ра­зо­ва­ния (с 6 лет) вклю­ча­ет изу­че­ние ти­бет­ской грам­ма­ти­ки, ос­нов буд­дий­ской ре­лиг. тра­ди­ции. По­сле ос­вое­ния этих пред­ме­тов по­сту­пив­шие в мо­на­стырь об­ра­ща­ют­ся к изу­че­нию бо­лее слож­ных дис­ци­п­лин, что сов­па­да­ет с пе­ре­хо­дом по­сту­пив­ших (ге­цу­лы) в соб­ст­вен­но мо­на­ше­ский ста­тус (ге­лон­ги). В Рос­сии сис­те­ма буд­дий­ско­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния воз­ро­ж­да­ет­ся лишь с кон. 1990-х гг. Круп­ны­ми цен­тра­ми буд­дий­ской учё­но­сти яв­ля­ют­ся Эли­ста (Кал­мы­кия), где дей­ст­ву­ют шко­ла по под­го­тов­ке лам, а так­же один из круп­ней­ших цен­тров ти­бет­ской ме­ди­ци­ны, и да­ца­ны Бу­ря­тии (Ивол­гин­ский и др.). В нач. 21 в. сис­те­ма буд­дий­ско­го ду­хов­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии сле­ду­ет ка­но­нам и пе­ре­ни­ма­ет струк­ту­ру ду­хов­ных школ Ти­бе­та и Мон­го­лии.

Лит.: Туч­чи Дж. Ре­ли­гии Ти­бе­та. СПб., 2005; Об­ра­ще­ние Свя­тей­ше­го Пат­ри­ар­ха Мо­с­ков­ско­го и всея Ру­си Алек­сия II к кли­ру, при­ход­ским со­ве­там хра­мов Мо­ск­вы, на­ме­ст­ни­кам и на­стоя­тель­ни­цам став­ро­пи­ги­аль­ных мо­на­сты­рей на Епар­хи­аль­ном со­б­ра­нии 5 дек. 2006 г. М., 2007.

Вернуться к началу