ДУХО́ВНО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУХО́ВНО-УЧЕ́БНЫЕ ЗАВЕДЕ́НИЯ, специализированные учебные заведения, готовят служителей религ. культов и дают богословское образование. Разделяются на три категории. К высшим духовным учебным заведениям относятся теологические (богословские) университеты и институты, академии; к средним – духовные семинарии, богословские колледжи и лицеи (христианские), медресе (бывают также высшими), иешиботы и иешивы (иудаистские) и др.; к низшим – Д.-у. з. разл. наименований.
Первые Д.-у. з. возникли при храмах Древнего Египта и Древней Вавилонии (2-е тыс. до н. э.). В 1-м тыс. до н. э. в Индии существовали особые школы брахманов, чья деятельность была связана с подготовкой к исполнению ритуальных действий. С распространением буддизма в Индии, а позднее и в странах Центр. и Юго-Вост. Азии роль Д.-у. з. была воспринята монастырями, осуществляющими её поныне (напр., в Тибете, Монголии). С возникновением христианства появились Д.-у. з. нового типа: в Александрии (Египет) – первая катехизическая школа (кон. 2 в.), в Иерусалиме, Риме и др. городах Рим. империи – епископские школы и школы экзегетов (истолкователей Священного Писания). Постепенно сложилась система христианских Д.-у. з.: архиерейские (епископские), катехизические, монастырские пасторско-монашеские школы, школы-общежития при монастырях. С организацией в Зап. Европе ун-тов (12 в.) в них стали учреждаться богословские ф-ты. Католич. церковь создала сеть теологич. ун-тов – в Сорбонне, Болонье, Оксфорде, Кёльне, Лувене и др. Позднее сложились следующие типы Д.-у. з.: богословские ун-ты и академии, теологич. ф-ты при светских ун-тах, семинарии, колледжи, коллегиумы. В Риме были основаны Григорианский (16 в.), Урбанианский (17 в.) и др. ун-ты, Папская АН (1603), Церковная академия (1701). На Руси первое упоминание о Д.-у. з. относится ко времени правления Ярослава Владимировича Мудрого. В последующие столетия подготовка клириков осуществлялась при монастырях и архиерейских дворах, а со 2-й пол. 16 в. в братских школах. В 1-й пол. 17 в. появляется первая богословская школа – Киевская духовная академия. В кон. 17 в. в Москве основана Славяно-греко-латинская академия. Во 2-й четв. 18 в. архиерейские школы с 8-летней программой обучения стали называться семинариями. С кон. 18 в. подготовка служителей культа осуществлялась в С.-Петербургской и Казанской духовных академиях (обе основаны в 1797). С 1814 стала действовать Моск. духовная академия. В 1913 функционировали 4 академии (Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Киевская духовная академия и Казанская духовная академия), 57 духовных семинарий, 186 духовных училищ. До 1917 в России существовали римско-католич. академия, католич. коллегии и семинарии, а также протестантский богословский ф-т Юрьевского университета.
В нач. 21 в. в РПЦ действуют 5 духовных академий (Моск. духовная академия, С.-Петерб. духовная академия, Киевская духовная академия, Минская духовная академия, Кишинёвская духовная академия; срок обучения 4 года), 2 богословских ун-та (Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т, Иоанно-Богословский православный ун-т; Москва, срок обучения 6 лет), 37 семинарий (срок обучения 4 года), 38 духовных училищ (срок обучения от 2 до 4 лет), одни пастырские курсы (срок обучения 2 года).
За рубежом православных служителей культа готовят в Высшей богословской школе на о. Халки, на богословских ф-тах университетов (Афины, Салоники) и в семинариях; в Финляндии действует духовная семинария в Куопио, в Ливане – Бельментская семинария в Триполи, на Кипре – семинария в Никосии, в США – греч. богословская школа в Бруклине, православный богословский ин-т в Грествуде и семинарии в Джонстауне и Джорданвилле. Кроме того, под юрисдикцией Константинопольского патриархата действует ряд Д.-у. з.: на Крите – Высшая церковная школа в Ираклионе, Православная академия Крита (в Калимбари); Православный Свято-Сергиевский богословский институт в Париже; в Амер. архиепископии – богословский колледж Св. Креста (Бруклин, Массачусетс), Греч. колледж (Бруклин, Массачусетс); в Австрал. архиепископии – колледж Ап. Андрея (Сидней); при Мюнхенском ун-те существует отдел православного богословия; при Православном центре Вселенского патриархата в Шамбези (Женева, Швейцария) действует аспирантура православного богословия; в Милане – Ин-т православных исследований Св. Григория Паламы; при Канад. митрополии – Православная богословская академия (Торонто).
В нач. 21 в. самую большую сеть Д.-у. з. всех типов имеет католич. церковь: семинарии и лицеи; теологич. ун-ты и ф-ты при гос. ун-тах, дающие высшее богословское образование, не обязательно связанное с принятием сана; папские академии и учебные заведения специального (высшего) типа, готовящие прелатов высшего ранга, церковных дипломатов, руководящие и науч. кадры Церкви и др. Крупнейший центр подготовки служителей культа – Ватикан, где действуют 11 богословских папских ун-тов и ин-тов. Наиболее известны папские ун-ты: Григорианский, Урбанианский, Латеранский. В Ватикане 9 понтификальных академий, 29 семинарий и 94 колледжа. Во многих учебных заведениях ведётся подготовка миссионеров. Кроме того, в Италии более 60 Д.-у. з. разл. монашеских орденов, десятки монастырских школ и региональных семинарий.
В нач. 21 в. в России существует высшая католич. духовная семинария «Мария – Царица Апостолов» (основана в 1993 в Москве, с 1995 – в С.-Петербурге), целью которой является подготовка к священству кандидатов из 4 рос. католич. епархий, а также из др. католич. епархий и монашеских орденов и конгрегаций (срок обучения 6 лет). Кроме того, в Москве действует Ин-т философии, теологии и истории Св. Фомы Аквинского, готовящий специалистов в области религиоведения (срок обучения 5,5 лет).
В кон. 20 в. протестантские церкви имели Д.-у. з. разл. типов: в Зап. Европе насчитывалось св. 100 духовных семинарий, теологич. колледжей, богословских училищ и школ, до 70 духовных академий, ун-тов и теологич. факультетов.
Первые упоминания о мусульм. Д.-у. з. (медресе) относятся к 9 в. Система образования в медресе в течение многих веков включает как теологич., языковые и религ.-юридич. предметы, так и философию, прикладные науки. В ряде стран имеются исламские ун-ты: Азхар (Египет) и Зейтун (Тунис), готовящие кадры духовенства для многих арабских стран и мусульм. Африки; Алигархский (Индия), Пенджабский (Пакистан), Анкарский (Турция) и др. В ряде нац. ун-тов существуют исламские теологич. ф-ты, спец. ф-ты по изучению исламских догматов, вероучения шариата, философии и религ. мысли. В нач. 21 в. в России сложились 2 осн. типа медресе: светского характера, представляющие собой среднюю или высшую общеобразовательную школу, и начально-религиозного. В России зарегистрировано 130 мусульм. духовных образовательных учреждений (2005). Моск. исламский ун-т готовит специалистов в области теологии и лингвистики (срок обучения 4 года).
В нач. 21 в. в России, США, некоторых странах Зап. Европы и Ближнего Востока существуют иешиботы и иешивы, готовящие служителей иудейского культа и учёных-талмудистов. В число наиболее известных еврейских Д.-у. з. входят также иешива «Мир» (Иерусалим) и иешива в г. Лейквуд (Нью-Джерси, США). С 1990 в Москве действует иешива «Торат Хаим», готовящая раввинов и специалистов-теологов (срок обучения 4 года).
В странах буддийской духовной традиции (прежде всего Тибет, Монголия, а также Бутан, Непал и др.) духовное образование реализуется преим. в буддийских монастырях и включает «пять больших наук» (логику, тибетскую культуру и искусство, санскрит, медицину, философию) и «пять малых наук» (поэзию, музыку, драматич. иск-во, астрологию и словесность). Начальный период образования (с 6 лет) включает изучение тибетской грамматики, основ буддийской религ. традиции. После освоения этих предметов поступившие в монастырь обращаются к изучению более сложных дисциплин, что совпадает с переходом поступивших (гецулы) в собственно монашеский статус (гелонги). В России система буддийского духовного образования возрождается лишь с кон. 1990-х гг. Крупными центрами буддийской учёности являются Элиста (Калмыкия), где действуют школа по подготовке лам, а также один из крупнейших центров тибетской медицины, и дацаны Бурятии (Иволгинский и др.). В нач. 21 в. система буддийского духовного образования в России следует канонам и перенимает структуру духовных школ Тибета и Монголии.