ИЕШИ́ВА́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИЕШИ́ВА́, йешива, ешива (евр. ישיבה, букв. – сидение, заседание; мн. ч. ישיבות дало название, закрепившееся преим. в рус. традиции, – ешибот) в иудаизме, мужское духовно-учебное заведение.
В И. преим. осуществляется изучение священных текстов иудейской религ. традиции, Торы и Талмуда, а также ряда др. дисциплин, ведётся подготовка кандидатов к раввинату. В отд. историч. периоды И. выполняла также законодательные и судебные функции, которыми объясняются другие её историч. наименования: бет-мидраш («дом толкования»), бет-дин («дом суда»), бет-дин гадол («дом великого суда»), рабба метивта, рабба мотва (арамейское «великое заседание»).
Согласно иудейскому преданию, ещё библейские патриархи и их сыновья учились в И., однако впервые термин «И.» употребляется только в Книге Екклесиаста (51:23, 29). Возникновение И. в Палестине и Вавилонии относится к эпохе Второго Храма (см. Иерусалимский храм), будучи связано с кристаллизацией Устного Закона и установлением Галахи. Самой значительной из И., действовавших вне Иерусалима после разрушения Второго Храма, была И. в г. Явне (к югу от Яффы), воспринявшая ряд функций синедриона и остававшаяся до восстания Бар-Кохбы центром талмудической учёности и религ. жизни Израиля и диаспоры. С деятельностью И. в Явне связаны начальный период кристаллизации Мишны, систематизация религ. законодательства, основанного на Торе, установление форм соблюдения осн. религ. праздников, календарная колляция. В тот же период крупные И. действовали в Лоде, Пкиине, др. городах. После восстания Бар-Кохбы и гонений имп. Адриана значение ведущих центров иудейской учёности приобрели И. в г. Уша (Галилея; возглавлялась учениками Акивы) и в особенности И. в Бет-Шеариме, возглавлявшаяся составителем Мишны Иегудой га-Наси. В целом в период до нач. 3 в. н. э. тесные контакты И. Палестины с И. диаспоры (прежде всего Вавилонии) способствовали усилению влияния последних на формирование галахич. традиции. С 3 в., в период после составления Мишны, внутр. распорядок палестинских И. соответствовал заложенным в предшествующий период традициям. Целью обучения являлась подготовка учёных, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из Галахи новых решений, приложимых к новым ситуациям. Предметом изучения были также Мишна и накопившиеся после её составления решения (см. Гемара). Среди крупных палестинских центров иудейской религ. учёности указанного периода выделяются И. в Лоде и Кесарии, а также И. в Тивериаде, получившая после смерти Иегуды га-Наси значение важнейшего духовного центра. В Вавилонии в 1-й пол. – сер. 3 в. крупные И. действовали в Мехозе, Хуцале, Нисибисе (Нициване); особую известность и значение приобрели И. в Суре (существовала до 11 в.; с её деятельностью связана кодификация Вавилонского Талмуда) и Пумбедите (основана в 259, просуществовала до сер. 11 в.). В 4 в. лидирующее положение окончательно переходит от И. Палестины к И. Вавилонии, осн. миссией которых в истории иудейской религ. традиции стало постепенное закрепление значения Вавилонского Талмуда как единственного и общепринятого источника Галахи.
Сведения о первых И. за пределами Вавилонии и Палестины датируются периодом раннего Средневековья. С 8–9 вв. известны И. Сев. Африки, с 10 в. – Зап. Африки. В 10–11 вв. особую известность приобрели И. в Кайруане (Тунис; основана в кон. 8 – нач. 9 вв., поддерживала непосредственные контакты с И. Вавилонии) и Фустате (Египет). В 11–12 вв. крупнейшие И. действовали в Дамаске (до кон. 12 в.) и Багдаде (т. н. Великая И., занявшая место распавшихся И. в Суре и Пумбедите; осн. ок. 1070). В Италии первые И. появились в 9–10 вв. (Лукка). О существовании И. в регионе Зап. Средиземноморья известно уже по источникам 8–9 вв. (И. в Лусене и Барселоне); в сер. 10–11 вв. крупнейшие на юге Испании И. существовали в Кордове и Гранаде. С сер. 12 в. значение крупнейших центров иудейской религ. учёности в Испании закрепилось за И. Барселоны и Толедо. Первые И. на территории совр. Франции появляются в 10 в. (Нарбонн). В 10 – нач. 14 вв. И. действовали в Безье, Марселе, Монпелье, Каркассоне, Труа, Вормсе, Орлеане, Дампьере, Париже. В 12 в. выходцы из И. Орлеана основали первые И. в Англии. В 11–13 вв. крупнейшими И. в нем. землях были И. в Майнце, Шпайере, Регенсбурге, Бонне, Кёльне, Нюрнберге, Вюрцбурге и др. городах. Средневековым И. Аугсбурга, Нюрнберга и Регенсбурга принадлежит первенство в разработке и введении в практику обучения метода талмудич. дискуссии пилпул (обнаружения малейших правовых, концептуальных и иных расхождений, подлежащих устранению в ходе казуистич. логич. построений), широко распространённого в практике преподавания вост.-европ. И. раннего Нового времени. После разгрома евр. общин Рейнской области в 1348 центр талмудич. учёности перемещается в австр. земли. В 14–15 вв. значит. известность приобрели И. Вены, Винер-Нойштадта и Кремса. В 16–17 вв. классич. странами талмудич. образования, служившими образцом для И. всей Европы, становятся Польша и Литва. В нач. 16 в. рабби Я. Поллак основал И. в Кракове; его ученик Шалом Шахна (ум. 1558) возглавил И. в Люблине, получившую особый статус королевской привилегией 1567. К нач. 16 в. относится увеличение различий в практике преподавания в сефардских и ашкеназских И. Европы. Так, в первых значит. внимание уделялось рассмотрению Торы и грамматики иврита, в то время как в И. второго типа абсолютное преобладание получила талмудич. дискуссия, основанная на применении методов пилпул и хиллук. Во 2-й пол. 17–18 вв. талмудич. образование в Польше и Литве вступает в длительную стагнацию. Расцвет центральноевропейских И. в 17–18 вв. также обусловлен этим процессом, вследствие которого известные преподаватели вынуждены были покинуть И. Польши и Литвы. С сер. 19 в., с распространением светского образования в среде евр. населения Центр. Европы, И. стали терять своё значение. Вместе с тем в нач. 19 в. начинается новый расцвет литовских И., значит. число новых И. было основано в Белоруссии. В нач. 20 в. в некоторых И. Рос. империи усилилась тенденция расширения учебной программы за счёт включения других, в т. ч. светских, дисциплин в дополнение к изучению Талмуда. К подобным И. принадлежали И. в Лиде (1905), Одессе (1905).
В 1920–21 все иудейские духовно-учебные заведения были запрещены постановлениями сов. власти, однако многие из них (в Ленинграде, Невеле, Минске, Витебске, Слуцке) продолжали существовать до сер. 1930-х гг. Некоторое оживление иудейской религ. жизни наметилось в кон. 1940-х – 1950-х гг.: в 1945–1946 в Самарканде действовали литовская И. (под рук. И. Копельмана) и хасидская И. (под рук. Н. Нейманова). В 1957 при Моск. хоральной синагоге была открыта И. «Кол Яаков». Возрождение иудейской религ. жизни в России началось в последние десятилетия 20 в. В нач. 21 в. на территории России действует ок. 10 иешив.
В нач. 21 в. ведущими странами иудейской религ. учёности являются Израиль и США, на территории которых система И. получила наибольшее распространение и институционально-типологич. разнообразие. В США предприняты в целом успешные попытки совмещения традиционного евр. религ. образования и классич. университетской системы.