ЛЬВОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЬВОВ Владимир Николаевич [2(14).4.1872, Москва – сент. 1930, Томск], рос. политич. и гос. деятель. Из дворян. Окончил историко-филологический ф-т Моск. ун-та, затем вольнослушатель Моск. духовной академии (1898–99). Писал стихи, подражания псалмам. Собирался стать монахом, но не получил на это благословения старца Варнавы Гефсиманского (Меркулова). Жил в имении Кротково в Бугурусланском у. Самарской губ.; крупный землевладелец (св. 5 тыс. га земли). В 1905 участвовал в организации в Самаре и Самарской губ. отделений партии «Союз 17 октября», сотрудник газ. «Голос Самары». В 1907 избран гласным Бугурусланского уездного и Самарского губернского земских собраний. Депутат Гос. думы 3-го и 4-го созывов (1907–17), первоначально входил в состав фракции октябристов, с 1910 чл. Рус. нац. фракции, с 1911 чл. группы независимых националистов, с 1912 пред. фракции Центра. В Думе, будучи пред. комиссии по делам православной Церкви (1907–17), высказывался против передачи церковно-приходских школ из ведения Синода в подчинение Мин-ва нар. просвещения, против предоставления старообрядцам права религ. пропаганды, выступал за сохранение разрешительного порядка регистрации старообрядч. общин, против именования духовных лиц старообрядцев-«поповцев» священнослужителями, за отмену ограничений, связанных с лишением духовного сана. Содействовал увеличению гос. содержания православного духовенства. Активно выступал за созыв Поместного собора, расширение автономии Церкви, вместе с тем воспринимал рос. императора как лицо, канонически являвшееся главой Церкви. Один из организаторов (авг. 1915) и чл. бюро «Прогрессивного блока», рассматривался оппозицией в качестве кандидата на пост обер-прокурора Синода в правительстве «народного доверия».
В ходе Февр. революции 1917 вошёл в состав Врем. к-та Гос. думы, которым был избран обер-прокурором Синода во Временном правительстве (сохранил эту должность и в 1-м коалиц. составе правительства). Удалил из зала заседаний Синода имп. трон, объявил о предоставлении Церкви свободы от гос. опеки. Готовил созыв Поместного собора (впоследствии избран его членом), организовал в качестве совещат. органа Предсоборный совет (начал работу в июне 1917), а также Всерос. съезд духовенства и мирян (июнь 1917). По инициативе Л. синодальный ж. «Всероссийский церковно-общественный вестник» передан в ведение Петрогр. духовной академии и оказался в руках либеральной православной интеллигенции. Поддерживал Всерос. союз демократич. православного духовенства и мирян (собрания членов союза некоторое время проходили в доме Л. в Петрограде). Предлагал передать духовные учебные заведения в ведение Мин-ва нар. просвещения. Л. с недоверием относился к архиереям, особенно связанным с Г. Е. Распутиным, сменил весь состав Синода, кроме митр. Сергия (Страгородского). Санкционировал смещение ряда архиереев в соответствии с обращениями местного духовенства и мирян. Авторитарный стиль управления Л. приводил к его постоянным конфликтам с членами Синода. 21.7(3.8).1917 подал в отставку с должности обер-прокурора, поддержав формирование нового состава правительства во главе с А. Ф. Керенским, однако вопреки своим ожиданиям не был включён в него. Опасаясь, что власти Врем. правительства угрожает восстание большевиков, Л. по собств. инициативе 22–26 авг. (4–8 сент.) выступил посредником между министром-председателем Керенским и Верховным главнокоманд. – ген. от инф. Л. Г. Корниловым. По-своему передавал их слова, придавал общим рассуждениям форму утверждений и требований. Существуют разл. объяснения его действий, которые явились одной из причин Корнилова выступления 1917: они были связаны с характером Л. (пользовался репутацией искреннего, но эксцентричного и неуравновешенного человека) или, возможно, с его намеренной провокацией с целью отстранения от власти Керенского. После того как на очередной встрече с Керенским 26 авг. (8 сент.) Л. потребовал от имени Корнилова передать всю полноту воен. и гражд. власти в руки Верховного главнокомандующего, он был обвинён Керенским в участии в корниловском мятеже, арестован и заключён в Петропавловскую крепость (затем переведён под домашний арест). Накануне Окт. революции 1917 Л. тайно покинул Петроград и уехал в Бугурусланский у. Самарской губ., недолго жил в Самаре. Отступая с войсками адм. А. В. Колчака, в янв. 1920 выехал в Японию, затем во Францию.
В 1921 примкнул к сменовеховству, в докладе «Советская власть в борьбе за русскую государственность» (опубл. в Москве в 1922) в Париже заявил, что сов. власть «одна является носительницей русской государственной идеи». В 1922 вернулся в Сов. Россию, вошёл в состав обновленч. Высшего церковного управления, в 1923 – Синода. В 1923 участвовал в обновленч. Поместном соборе. Читал лекции по истории и совр. положению рус. Церкви, публиковал статьи в ж. «Живая церковь». Осенью 1924 прекратил работу в офиц. обновленч. организациях. В 1927 вместе с работниками издательского кооператива «Искра», с которым он сотрудничал, арестован по обвинению в «экономической контрреволюции». В 1927–29 в ссылке в Томске, вскоре после окончания срока наказания вновь арестован, умер в тюремной больнице.
Один из сыновей Л. – архиеп. Нафанаил (в миру Василий) [30.8(12.9).1906–8.11.1985], деятель РПЦЗ, духовный писатель, с 1946 епископ Брюссельский и Западно-Европейский, епископ (1976–1981) и архиепископ (1981–85) Венский и Австрийский.