Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СМЕНОВЕ́ХОВСТВО

Авторы: В. К. Романовский

СМЕНОВЕ́ХОВСТВО, идей­ное и об­ществ.-по­ли­тич. дви­же­ние сре­ди рос. ин­тел­ли­ген­ции в Сов. Рос­сии и в эмиг­ра­ции. Воз­ник­ло в нач. 1920-х гг. под влия­нием по­ра­же­ния осн. сил Бе­ло­го дви­же­ния в Гражд. вой­не 1917–22, Сов. Рос­сии в сов.-польск. вой­не 1920, пе­ре­хо­да РСФСР к НЭПу. Офор­ми­лось по­сле вы­хода в Пра­ге сб. «Сме­на вех» (от­сю­да назв.). Его ав­то­ры, в про­шлом ка­де­ты и ок­тяб­ри­сты, поч­ти все быв. уча­ст­ни­ки Бе­ло­го дви­же­ния, при­зва­ли рос. ин­телли­ген­цию пой­ти на со­труд­ни­че­ст­во с боль­ше­ви­ка­ми. Идео­ло­ги С. до­ка­зы­ва­ли, что Окт. ре­во­лю­ция 1917 – «ве­ли­кая рус­ская ре­во­лю­ция», на­цио­наль­ная по ха­рак­те­ру и ис­то­ри­че­ски за­ко­но­мер­ная; Гражд. вой­на – тра­гич. ошиб­ка; власть боль­ше­ви­ков – ре­аль­ная рус. по­ли­тич. си­ла, ко­то­рая пре­одо­ле­ла анар­хию, соз­да­ла силь­ную ар­мию, вос­ста­нав­ли­ва­ет един­ст­во стра­ны, ук­ре­п­ля­ет её го­су­дар­ст­вен­ность и ме­ж­ду­нар. ав­то­ри­тет; Бе­лое дви­же­ние по­тер­пе­ло крах, по­то­му что его во­ж­ди вос­ста­нав­ли­ва­ли ста­рые по­ряд­ки, а их опо­ра на по­мощь стран Ан­тан­ты обер­ну­лась гра­бе­жом Рос­сии; сов. власть спо­соб­на к пе­ре­ро­ж­де­нию в бур­жу­аз­но-де­мо­кра­тич. рес­пуб­ли­ку, о чём сви­де­тель­ст­ву­ет НЭП, и пат­рио­ты долж­ны это­му спо­соб­ст­во­вать. Сме­но­ве­хов­цы под­чёр­ки­ва­ли свою пре­ем­ст­вен­ность идеям сб. «Ве­хи» (1909), счи­тая важ­ным в но­вых ус­ло­ви­ях про­дол­жить дис­кус­сию о клю­че­вых те­мах рус. жиз­ни. В С. уже в кон. 1921 – нач. 1922 вы­де­ли­лись две груп­пы: «ев­ро­пей­ская» (ли­дер – Ю. В. Ключ­ников) – её уча­ст­ни­ки до­пус­ка­ли при­ми­ре­ние с боль­ше­ви­ст­ской про­грам­мой пре­об­ра­зо­ва­ния Рос­сии, от­ка­зы­ва­лись от воз­вра­та к бур­жу­аз­ным по­ряд­кам, а под «эво­люци­ей» боль­ше­ви­ст­ско­го ре­жи­ма по­ни­мали лишь от­каз боль­ше­ви­ков от немед­лен­но­го во­пло­ще­ния ми­ро­вой про­ле­тар­ской ре­волю­ции идеи; «даль­не­во­сточ­ная» (Н. В. Уст­ря­лов) – от­вер­га­ла про­грам­му боль­ше­ви­ков, од­на­ко це­ни­ла их уси­лия по вос­ста­нов­ле­нию го­су­дар­ст­вен­но­сти, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти и ар­мии, под­дер­жи­ва­ла НЭП и рас­счи­ты­ва­ла на бур­жу­аз­ное пе­ре­рож­де­ние сов. ре­жима. Идеи С. вы­ра­жа­ли из­дания: ж. «Сме­на вех», а так­же ж. «Но­вая Рос­сия» («Рос­сия», Пет­ро­град, Мо­ск­ва, 1922–26, ред. И. Г. Леж­нёв), аль­ма­нах «Рус­ская жизнь» (Хар­бин, 1922–23, Уст­ря­лов, Г. Н. Ди­кий), га­зе­ты «На­ка­ну­не» (Бер­лин, 1922–24, Ключ­ни­ков, Г. Л. Кир­де­цов), «Но­вая Рос­сия» (Со­фия, 1922–23, А. М. Аге­ев и др.) и пр.; во­круг них объ­е­ди­ня­лись груп­пы «при­ми­рен­че­ской» ин­тел­ли­ген­ции. Под влия­ни­ем идей С. в эмиг­ра­ции возник­ло дви­же­ние «воз­вра­щен­че­ст­ва». Толь­ко в 1921 на ро­ди­ну вер­ну­лись 121,8 тыс. чел. В 1923 возвра­ти­лись А. В. Боб­ри­щев-Пуш­кин, Ключ­ни­ков, Ю. Н. По­те­хин (в 1937–38 дея­те­ли С. бы­ли рас­стре­ля­ны или по­гиб­ли в ла­ге­рях). В Сов. Рос­сии С. по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние в Мо­ск­ве и Пет­ро­гра­де [Леж­нёв, В. Г. Бо­го­раз (Тан-Бо­го­раз), Н. А. Гре­дес­кул и др.], час­тич­но на Юге Рос­сии, в Си­би­ри, За­бай­ка­лье, При­морье.

Сов. ру­ко­во­дство (А. В. Лу­на­чар­ский, Л. Д. Троц­кий и др.) вна­ча­ле ак­тив­но ис­поль­зо­ва­ли С. для ук­ре­п­ле­ния ав­то­ри­те­та боль­ше­ви­ков и «раз­ло­же­ния» эмиг­ра­ции. Сб. «Сме­на вех» был пе­ре­из­дан в 1922 в Тве­ри (10 тыс. экз.) и Смо­лен­ске (7,5 тыс. экз.). Но в це­лом сме­но­вехов­цы ос­та­ва­лись для боль­ше­ви­ков «клас­со­вы­ми вра­га­ми», меч­тав­ши­ми о пе­ре­ро­ж­де­нии сов. вла­сти. Борь­ба про­тив С. ста­ла од­ной из важ­ных за­дач РКП(б) по­сле 12-й кон­фе­рен­ции пар­тии (авг. 1922), ко­то­рая, от­ме­тив «про­грес­сив­ную» роль С. в спло­че­нии «ми­ро­твор­че­ских» групп ин­тел­ли­ген­ции, ука­зы­ва­ла и на их «бур­жу­аз­но-рес­тав­ра­тор­ские тен­ден­ции». К 1924–25 «ле­вые» сме­но­ве­хов­цы (груп­пы Ю. В. Ключ­ни­ко­ва и И. Г. Леж­нё­ва) окон­ча­тель­но пе­ре­шли на плат­фор­му боль­ше­ви­ков, С. в Ев­ро­пе и Сов. Рос­сии пе­ре­ста­ло су­ще­ст­во­вать как об­ществ.-по­ли­тич. яв­ле­ние. С. ока­за­ло вли­я­ние на лит-ру («ли­те­ра­тур­ные по­пут­чи­ки» А. Н. Тол­стой, Б. А. Пиль­няк, К. А. Фе­дин и др., для ко­то­рых ха­рак­тер­на нац. ин­тер­пре­та­ция рус. ре­во­лю­ции и дей­ст­вий боль­ше­ви­ков) и цер­ков­ную жизнь (об­нов­лен­че­ст­во).

Лит.: Агур­ский М. С. Идео­ло­гия на­цио­нал-боль­ше­виз­ма. P., 1980; Ро­ма­нов­ский В. К. Сме­на вех: Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ский ре­ги­он (20–30-е го­ды) // Рос­сия и АТР. Гу­ма­ни­тар­ные про­бле­мы стран Ази­ат­ско-Ти­хо­оке­ан­ско­го ре­гио­на. 1998. № 1; Ква­кин А. В. Ме­ж­ду бе­лы­ми и крас­ны­ми: Рус­ская ин­тел­ли­ген­ция 1920–1930 го­дов в по­ис­ках Третье­го Пу­ти. М., 2006.

Вернуться к началу