СМЕНОВЕ́ХОВСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СМЕНОВЕ́ХОВСТВО, идейное и обществ.-политич. движение среди рос. интеллигенции в Сов. России и в эмиграции. Возникло в нач. 1920-х гг. под влиянием поражения осн. сил Белого движения в Гражд. войне 1917–22, Сов. России в сов.-польск. войне 1920, перехода РСФСР к НЭПу. Оформилось после выхода в Праге сб. «Смена вех» (отсюда назв.). Его авторы, в прошлом кадеты и октябристы, почти все быв. участники Белого движения, призвали рос. интеллигенцию пойти на сотрудничество с большевиками. Идеологи С. доказывали, что Окт. революция 1917 – «великая русская революция», национальная по характеру и исторически закономерная; Гражд. война – трагич. ошибка; власть большевиков – реальная рус. политич. сила, которая преодолела анархию, создала сильную армию, восстанавливает единство страны, укрепляет её государственность и междунар. авторитет; Белое движение потерпело крах, потому что его вожди восстанавливали старые порядки, а их опора на помощь стран Антанты обернулась грабежом России; сов. власть способна к перерождению в буржуазно-демократич. республику, о чём свидетельствует НЭП, и патриоты должны этому способствовать. Сменовеховцы подчёркивали свою преемственность идеям сб. «Вехи» (1909), считая важным в новых условиях продолжить дискуссию о ключевых темах рус. жизни. В С. уже в кон. 1921 – нач. 1922 выделились две группы: «европейская» (лидер – Ю. В. Ключников) – её участники допускали примирение с большевистской программой преобразования России, отказывались от возврата к буржуазным порядкам, а под «эволюцией» большевистского режима понимали лишь отказ большевиков от немедленного воплощения мировой пролетарской революции идеи; «дальневосточная» (Н. В. Устрялов) – отвергала программу большевиков, однако ценила их усилия по восстановлению государственности, территориальной целостности и армии, поддерживала НЭП и рассчитывала на буржуазное перерождение сов. режима. Идеи С. выражали издания: ж. «Смена вех», а также ж. «Новая Россия» («Россия», Петроград, Москва, 1922–26, ред. И. Г. Лежнёв), альманах «Русская жизнь» (Харбин, 1922–23, Устрялов, Г. Н. Дикий), газеты «Накануне» (Берлин, 1922–24, Ключников, Г. Л. Кирдецов), «Новая Россия» (София, 1922–23, А. М. Агеев и др.) и пр.; вокруг них объединялись группы «примиренческой» интеллигенции. Под влиянием идей С. в эмиграции возникло движение «возвращенчества». Только в 1921 на родину вернулись 121,8 тыс. чел. В 1923 возвратились А. В. Бобрищев-Пушкин, Ключников, Ю. Н. Потехин (в 1937–38 деятели С. были расстреляны или погибли в лагерях). В Сов. России С. получило распространение в Москве и Петрограде [Лежнёв, В. Г. Богораз (Тан-Богораз), Н. А. Гредескул и др.], частично на Юге России, в Сибири, Забайкалье, Приморье.
Сов. руководство (А. В. Луначарский, Л. Д. Троцкий и др.) вначале активно использовали С. для укрепления авторитета большевиков и «разложения» эмиграции. Сб. «Смена вех» был переиздан в 1922 в Твери (10 тыс. экз.) и Смоленске (7,5 тыс. экз.). Но в целом сменовеховцы оставались для большевиков «классовыми врагами», мечтавшими о перерождении сов. власти. Борьба против С. стала одной из важных задач РКП(б) после 12-й конференции партии (авг. 1922), которая, отметив «прогрессивную» роль С. в сплочении «миротворческих» групп интеллигенции, указывала и на их «буржуазно-реставраторские тенденции». К 1924–25 «левые» сменовеховцы (группы Ю. В. Ключникова и И. Г. Лежнёва) окончательно перешли на платформу большевиков, С. в Европе и Сов. России перестало существовать как обществ.-политич. явление. С. оказало влияние на лит-ру («литературные попутчики» А. Н. Толстой, Б. А. Пильняк, К. А. Федин и др., для которых характерна нац. интерпретация рус. революции и действий большевиков) и церковную жизнь (обновленчество).