КОРНИ́ЛОВА ВЫСТУПЛЕ́НИЕ 1917
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРНИ́ЛОВА ВЫСТУПЛЕ́НИЕ 1917 (Корниловский мятеж 1917), попытка высшего воен. руководства во главе с Верховным главнокомандующим вооруж. силами России ген. от инф. Л. Г. Корниловым установить в стране сильную гос. власть. После неудачи Июньского наступления 1917 воен. руководство России пришло к выводу, что гл. причиной распада и поражений армии являлась её демократизация в результате Февр. революции 1917 (Приказ № 1 по армии и флоту и т. п.). Корнилов выдвинул нашедшую поддержку среди значит. части офицерского корпуса программу по восстановлению обороноспособности страны: введение смертной казни в тылу, милитаризация ж.-д. транспорта и оборонных предприятий, ограничение полномочий войсковых комитетов.
В авг. 1917, в условиях активизации как консервативных, так и радикальных сил после Государственного совещания 1917, правительство получало сообщения о том, что часть офицеров в Ставке Верховного главнокомандующего (г. Могилёв) готовит антиправительственный заговор, а большевики – массовое выступление, сходное с июльскими событиями 1917. 22 авг. (4 сент.) по приказу А. Ф. Керенского в Ставку прибыл управляющий делами Воен. мин-ва Б. В. Савинков для проверки на месте данных об антиправительственном заговоре и согласования со Ставкой мер по реализации предложений Корнилова (Керенский намеревался одобрить их официально). Для предупреждения и подавления ожидавшихся массовых выступлений Савинков и Корнилов договорились о введении воен. положения и создании военно-полевых судов в столице, Петрогр. губ. и Кронштадте. Для обеспечения режима воен. положения решено было привлечь находившийся в районе Псков – Великие Луки 3-й конный корпус с условием заменить его ком. ген.-л. А. М. Крымова, известного монархич. взглядами. Условие не было выполнено Корниловым, который также вопреки возражениям Савинкова решил использовать и Туземную («Дикую») дивизию, состоявшую из горцев Сев. Кавказа. В тот же день, 22 авг. (4 сент.), быв. обер-прокурор Синода В. Н. Львов от имени некоей группы лиц предложил Керенскому создать «национальное правительство» из представителей предпринимательских и воен. кругов и включить в него Корнилова, подчеркнув, что мн. офицеры Ставки желают установления его диктатуры. 24–25 авг. (6–7 сент.) Львов дважды встретился с Корниловым в Ставке, представившись доверенным лицом Керенского, хотя и не получал от него к.-л. полномочий. Полагая, что Львов имеет поручение выяснить его отношение к установлению его собств. диктатуры, Корнилов заявил Львову, что не откажется взять власть, если к нему поступит соответствующая просьба, а также предложил Керенскому и Савинкову прибыть в Ставку для обеспечения их безопасности в случае массовых выступлений в Петрограде. Львов, представившийся посланником Корнилова, 26 авг. (8 сент.) сообщил Керенскому, что Корнилов якобы требует передачи воен. и гражд. власти в его руки и отставки всех министров, включая министра-председателя. Керенский, не пытаясь с достаточной основательностью проверить слова Львова, арестовал последнего и добился согласия большинства министров на предоставление ему чрезвычайных полномочий. Корнилов, действуя в соответствии с достигнутыми с Савинковым соглашениями, в тот же день, 26 авг. (8 сент.), отдал приказ о движении войск под команд. Крымова на столицу. 27 авг. (9 сент.) Керенский отдал приказ направить войска в места прежней дислокации, объявил об отстранении Корнилова от должности Верховного главнокомандующего и о принятии верховного командования на себя. Однако 28 авг. (10 сент.) Корнилов приказал войскам продолжать движение на Петроград, заявив, что Врем. правительством совершена «великая провокация» и что оно действует в соответствии с планами герм. генштаба.
В этих условиях большевики, эсеры, меньшевики и др. социалистич. партии выступили в защиту Врем. правительства. Л. Г. Корнилова из крупных политич. партий поддержала (но не оказала помощи) только Конституционно-демократическая партия [министры-кадеты 27 авг. (9 сент.) подали в отставку, фактически выражая солидарность с Корниловым]. Против войск Крымова были направлены части петрогр. гарнизона, моряки Балт. флота и отряды Красной гвардии. На подступах к столице и в самом городе началось строительство оборонит. укреплений. 28–29 авг. (10–11 сент.) движение войск, направленных Корниловым, прекратилось, под воздействием пропаганды левых партий они вышли из повиновения и отказались подчиняться начальникам; свою роль сыграли также саботаж железнодорожников и замешательство в войсках, вызванное противоречивыми приказами А. Ф. Керенского и Корнилова. 30 авг. (12 сент.) Керенский вызвал А. М. Крымова в Петроград, где 31 авг. (13 сент.) после их встречи Крымов, убедившись в провале К. в., застрелился. Корнилов, поддержавшие его некоторые др. генералы Ставки и команд. Зап. фронтом ген.-л. А. И. Деникин 1–2 (14–15) сент. были арестованы и вскоре переведены в г. Быхов.
После провала К. в. усилилось влияние в армии и советах большевиков, сыгравших активную роль в организации борьбы с Л. Г. Корниловым. Они предсказывали возможность второй «корниловщины», тем самым привлекая массы на свою сторону. Петрогр. [31 авг. (13 сент.)] и Моск. [5(18) сент.] советы рабочих и солдатских депутатов приняли предложенные большевиками резолюции, фактически призывавшие к передаче политич. власти советам. Врем. правительство продолжало терять свой авторитет. Армейские высшие чины окончательно убедились в том, что правительство не способно предотвратить развал страны.
После Окт. революции 1917 ген.-лейтенанты А. И. Деникин, С. Л. Марков, И. П. Романовский и др. тайно покинули г. Быхов, где они содержались после ареста по делу Корнилова. По приказу Н. Н. Духонина, отданному накануне прибытия в Ставку нового Верховного главнокоманд. – прапорщика Н. В. Крыленко, в ночь на 19 нояб. (2 дек.) Быхов оставил и Корнилов в сопровождении Текинского полка, под охраной которого он находился. Прибыв в Новочеркасск, участники К. в. сформировали Добровольческую армию, которая положила начало Белому движению.