РАСПУ́ТИН
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАСПУ́ТИН [с 22.12.1906(4.1.1907) Распутин-Новый] Григорий Ефимович [9(21).1.1869, слобода Покровская Тюменского у. Тобольской губ. – в ночь на 17(30).12.1916, Петроград], сибирский крестьянин; в нач. 20 в. в обществ. мнении сформировался его образ как важной политич. фигуры. Чтением и письмом овладел в зрелом возрасте, изучил Священное Писание. Занимался земледелием, рыболовством, зимой – извозом. С 1892 ежегодно странствовал по России, посещая монастыри. Стал известен (прежде всего, среди духовенства) как «опытный странник» и «человек Божий». В 1904 ректор С.-Петерб. духовной академии еп. Ямбургский Сергий (Страгородский) ввёл его в круг студентов и преподавателей академии. Инспектор академии архим. Феофан (Быстров; еп. с 1909) познакомил Р. с вел. княгинями Милицей Николаевной и Анастасией Николаевной, а также с вел. кн. Николаем Николаевичем Младшим. Тогда же начал формироваться кружок столичных почитателей «старца». 1(14).11.1905 вел. кн. Милица Николаевна познакомила Р. с имп. Николаем II и имп. Александрой Фёдоровной, с 1906 они встречались неск. раз в год. Император и императрица верили в святость Р. и силу его молитвы, видели в Р. посредника между ними, с одной стороны, и Богом и рус. народом – с другой. Врачи, лечившие их сына цесаревича Алексея, неоднократно свидетельствовали о способности Р. прекращать рецидивы гемофилии, что окончательно сблизило Р. с имп. четой. У них, а также у высокопоставленных лиц Р. неоднократно просил о помощи преим. простым обывателям разных исповеданий. В 1907 пожертвовал деньги, полученные от вел. кн. Милицы Николаевны и через неё – от императора и императрицы, на строительство церкви в слободе Покровская. В том же году духовными властями Тобольской епархии Р. был заподозрен в принадлежности к секте хлыстов (в 1908 дело прекращено в силу недостаточности улик, в 1912 пересмотрено – Р. признан православным). В 1910 одна из поклонниц Р. сообщила еп. Феофану, будто Р. хотел посягнуть на её честь. Тогда же газеты «Московские ведомости» и «Речь» начали кампанию по разоблачению якобы хлыстовства Р., а его близость к царской семье стала расцениваться как скандальное, компрометирующее её знакомство. Слухи о Р. постепенно приобретали всё большее политич. значение. Однако ни одно конкретное обвинение в распутном поведении Р. в ходе проверок, инициированных императором, не получило бесспорного подтверждения. Все выступления против Р. (еп. Феофана, П. А. Столыпина, В. Н. Коковцова, М. В. Родзянко, В. Ф. Джунковского, А. Д. Самарина и др.) Николай II расценивал как заблуждения либо как клевету, нацеленную косвенно против него и монархии. 29.6(12.7).1914 Р. был тяжело ранен в результате покушения, организованного С. М. Труфановым (в 1911, ещё будучи иеромонахом Илиодором, вместе с еп. Саратовским Гермогеном пытался добиться от Р. отказа от общения с царской семьёй).
В ходе 1-й мировой войны широко распространились ложные слухи о том, что Р. – вдохновитель «германофильской партии», якобы выступающей за сепаратный мир с Германией; влиянию Р. также приписывали частую смену министров (первым публично заявил, что Р. «хозяйничает на верхах», А. И. Гучков ещё в 1912). Однако к подавляющему большинству назначений (26 из 31 с июля 1914 до янв. 1917 включительно) и увольнений (23 из 29) Р. не выражал своего отношения либо относился отрицательно. Положительно оценил принятые независимо от него решения Николая II в отношении назначений Б. В. Штюрмера, Н. П. Раева, А. Н. Хвостова, А. Д. Протопопова, Н. А. Добровольского. По инициативе Р. назначение на высокий пост получил лишь губернатор Тобольской губ. Н. А. Ордовский-Танаевский в 1915. Тем не менее требование об удалении Р. от имп. четы объединило «Прогрессивный блок», крайне правых и представителей великокняжеской фронды.
Р. был убит в результате заговора, организованного кн. Ф. Ф. Юсуповым гр. Сумароковым-Эльстоном и В. М. Пуришкевичем, при участии вел. кн. Дмитрия Павловича (двоюродный брат Николая II). Следствие было прервано Февр. революцией 1917. Р. был похоронен в Царском Селе. Его останки позднее были эксгумированы и сожжены по приказу мин. юстиции А. Ф. Керенского. Чрезвычайная следственная комиссия Временного правительства пришла к выводу о ложности обвинений Р. в хлыстовстве и германофильстве, но офиц. заключения об этом не опубликовала.
Образ Р. нашёл отражение в лит. и муз. произведениях, кинематографе. В отношении него до сих пор ведутся ожесточённые споры, оценки историков полярны.