О́БЕР-ПРОКУРО́Р СИНО́ДА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
О́БЕР-ПРОКУРО́Р СИНО́ДА, в 1722–1917 одно из высших должностных лиц в Рос. империи, представитель императора как главы РПЦ в Синоде, с нач. 19 в. – фактич. руководитель РПЦ. Назначался императором (в 18 в. – иногда генерал-прокурором Сената) из числа светских лиц, имевших воен. либо гражд. чин. Выбор кандидата на должность производился независимо от мнения Синода (исключение – Д. И. Хвостов, ставший в 1799 О.-п. С. по инициативе самого Синода). Должность учреждена указом имп. Петра I от 11(22).5.1722 «О выборе обер-прокурора в Синод из офицеров». В инструкции от 13(24).6.1722 О.-п. С. назван «оком» императора и «стряпчим по делам государственным». При имп. Анне Ивановне (1730–40) О.-п. С. не назначались; должность восстановлена 31.12.1741 (11.1.1742) по инициативе ген.-прокурора кн. Н. Ю. Трубецкого. О.-п. С. не являлся членом Синода, но присутствовал на его заседаниях, располагаясь за особым столом. Приводил в исполнение постановления Синода, имел право останавливать незаконные решения и представлять императору свои заключения в случае разногласий между членами Синода, а также мог предлагать Синоду проекты распоряжений и Всеподданнейших докладов. Наблюдал за правильностью движения и решения дел в канцелярии Синода, объявлял Синоду Высочайшие повеления и резолюции на докладах. По представлению О.-п. С. император назначал членов Синода, а Синод – секретарей духовных консисторий (находились в подчинении О.-п. С.), прокуроров Моск. канцелярии синодального правления (1723–27) и Моск. синодальной конторы (с 1766).
Влияние обер-прокурора в 18 в. было ограниченным, поскольку, с одной стороны, монархи сами нередко вмешивались в церковное управление, с другой – существовала определённая независимость Церкви от гос. аппарата, и Синод противился вмешательству обер-прокурора в церковные дела. В 19 в. должность О.-п. С. приобретала черты, характерные для должности министра, а сам он из надзорно-контрольной инстанции по исполнению гос. законов к середине века превратился в чиновника, в руках которого сосредоточились почти все вопросы церковного управления. С 1803, за исключением периода 1817–36, О.-п. С. имел право личного доклада императору (Всеподданнейшие доклады первоприсутствующего члена Синода были отменены). В 1817–24 состоял в подчинении министра духовных дел и нар. просвещения, возглавлял находившееся в составе Мин-ва Отделение по делам греко-рос. исповедания, которое после упразднения Мин-ва духовных дел и нар. просвещения (1824) было преобразовано в Отделение духовных дел греко-рус. исповедания и оставлено в ведении О.-п. С. С 1826 без участия Синода представлял на рассмотрение императора штаты духовного ведомства. В 1-й четв. 19 в. от О.-п. С. стали больше зависеть награждения иерархов, их вызовы для присутствия в Синоде, усилилась его роль в управлении духовно-учебными заведениями. С 1835 приглашался на заседания К-та министров и Гос. совета при рассмотрении дел духовного ведомства. В 1833 О.-п. С. передана имп. печать, и он получил право рассылки указов императора минуя Синод. В 1836 создана собств. канцелярия О.-п. С., которая вела наиболее важные дела по церковному управлению (в т. ч. секретные) и готовила документы для заседаний Синода (в 1839 к ней присоединены Отделение духовных дел греко-рус. исповедания и образованное в 1837 Отделение духовных дел греко-униатского исповедания). Постепенно в подчинение О.-п. С. передавались адм. и финансовые учреждения при Синоде: Хозяйств. к-т (1836; с 1839 Хозяйств. управление), который управлял церковным имуществом и вёл контроль за расходованием денежных средств; Духовно-учебное управление (1839; с 1867 Учебный к-т), позднее – Контроль при Синоде (1867), который проводил ревизии церковных учреждений. Однако формально О.-п. С. оставался лишь «блюстителем законных постановлений по церковному устройству» (Устав духовных консисторий 1841). В 1862 О.-п. С. разрешено передать часть своих обязанностей одному из чиновников духовного ведомства на правах товарища министра (в 1865 учреждена особая должность товарища О.-п. С. с предоставлением ему всех прав и обязанностей товарища министра). С 1863 О.-п. С. присутствовал в Гос. совете по должности. Она соответствовала лишь 4-му классу по Табели о рангах (как и должности директоров деп-тов и канцелярий министерств), а большинство решений О.-п. С. нуждались в утверждении Присутствием Синода, которое, однако, во многих случаях носило формальный характер. В 1864 О.-п. С. предоставлено право назначать пенсии и единовременные пособия чиновникам духовного ведомства. Служащие синодальных учреждений 6–7-го классов назначались императором по представлению О.-п. С., чиновники до 8-го класса – либо непосредственно им самим, либо Синодом по его представлению. По непосредств. усмотрению О.-п. С. назначались и увольнялись Синодом: инспектор и книгохранитель Моск. синодальной типографии (с 1866), правитель дел Учебного к-та при Синоде (с 1867), управляющий С.-Петерб. синодальной типографией (с 1870). К О.-п. С. поступали все жалобы по церковным делам, поданные на имя императора, он ходатайствовал перед императором о приобретении недвижимости церквам и монастырям, давал Сенату предварит. заключение по делам о церковных землях.
Наибольшим влиянием среди О.-п. С. пользовался К. П. Победоносцев (1880–1905), входивший в узкий круг приближённых к императорам Александру III и Николаю II. В 1887 он получил право присутствовать в Сенате для участия в рассмотрении дел духовного ведомства; с 1904 О.-п. С. присутствовал, помимо Гос. совета, также в Совете министров и К-те министров «на равных с министрами основаниях», должностям О.-п. С. и его товарища присвоены чины 2-го и 3-го классов соответственно. Незадолго до отставки Победоносцева (1905) фактич. значение О.-п. С. стало уменьшаться. С учреждением Гос. думы (1906) О.-п. С. на правах министра представлял депутатам ежегодную смету расходов Синода и выступал при обсуждении законопроектов по вероисповедным делам. В Предсоборном присутствии (1906) и Предсоборном совещании (1912–17) были высказаны суждения об ограничении его полномочий контрольно-надзорными функциями и даже об упразднении должности. После Февр. революции 1917 она некоторое время сохранялась, что противоречило основам законодательства о Церкви, по которому О.-п. С. заведовал церковными делами от лица императора. Должность О.-п. С. упразднена постановлением Врем. правительства от 5(18).8.1917 по инициативе обер-прокурора А. В. Карташёва в связи с учреждением Мин-ва исповеданий.
Список О.-п. С. см. в приложении «Государственные учреждения России, СССР, РФ» в томе «Россия».