Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

О́БЕР-ПРОКУРО́Р СИНО́ДА

Авторы: М. В. Никулин

О́БЕР-ПРОКУРО́Р СИНО́ДА, в 1722–1917 од­но из выс­ших долж­но­ст­ных лиц в Рос. им­пе­рии, пред­ста­ви­тель им­пе­ра­то­ра как гла­вы РПЦ в Си­но­де, с нач. 19 в. – фак­тич. ру­ко­во­ди­тель РПЦ. На­зна­чал­ся им­пе­ра­то­ром (в 18 в. – ино­гда ге­не­рал-про­ку­ро­ром Се­на­та) из чис­ла свет­ских лиц, имев­ших во­ен. ли­бо гражд. чин. Вы­бор кан­ди­да­та на долж­ность про­из­во­дил­ся не­за­ви­си­мо от мне­ния Си­но­да (ис­клю­че­ние – Д. И. Хво­стов, став­ший в 1799 О.-п. С. по ини­циа­ти­ве са­мо­го Си­но­да). Долж­ность уч­ре­ж­де­на ука­зом имп. Пет­ра I от 11(22).5.1722 «О вы­бо­ре обер-про­ку­ро­ра в Си­нод из офи­це­ров». В ин­ст­рук­ции от 13(24).6.1722 О.-п. С. на­зван «оком» им­пе­ра­то­ра и «стряп­чим по де­лам го­су­дар­ст­вен­ным». При имп. Ан­не Ива­нов­не (1730–40) О.-п. С. не на­зна­ча­лись; долж­ность вос­ста­нов­ле­на 31.12.1741 (11.1.1742) по ини­циа­ти­ве ген.-про­ку­ро­ра кн. Н. Ю. Тру­бец­ко­го. О.-п. С. не яв­лял­ся чле­ном Си­но­да, но при­сут­ст­во­вал на его за­се­да­ни­ях, рас­по­ла­га­ясь за осо­бым сто­лом. При­во­дил в ис­пол­не­ние по­ста­нов­ле­ния Си­но­да, имел пра­во ос­та­нав­ли­вать не­за­кон­ные ре­ше­ния и пред­став­лять им­пе­ра­то­ру свои за­клю­че­ния в слу­чае раз­но­гла­сий ме­ж­ду чле­на­ми Си­но­да, а так­же мог пред­ла­гать Си­но­ду про­ек­ты рас­по­ря­же­ний и Все­под­дан­ней­ших док­ла­дов. На­блю­дал за пра­виль­но­стью дви­же­ния и ре­ше­ния дел в кан­це­ля­рии Си­но­да, объ­яв­лял Си­но­ду Вы­со­чай­шие по­ве­ле­ния и ре­зо­лю­ции на док­ла­дах. По пред­став­ле­нию О.-п. С. им­пе­ра­тор на­зна­чал чле­нов Си­но­да, а Си­нод – сек­ре­та­рей ду­хов­ных кон­си­сто­рий (на­хо­ди­лись в под­чи­не­нии О.-п. С.), про­ку­ро­ров Моск. кан­це­ля­рии си­но­даль­но­го прав­ле­ния (1723–27) и Моск. си­но­даль­ной кон­то­ры (с 1766).

Влия­ние обер-про­ку­ро­ра в 18 в. бы­ло ог­ра­ни­чен­ным, по­сколь­ку, с од­ной сто­ро­ны, мо­нар­хи са­ми не­ред­ко вме­ши­ва­лись в цер­ков­ное управ­ле­ние, с дру­гой – су­ще­ст­во­ва­ла оп­ре­де­лён­ная не­за­ви­си­мость Церк­ви от гос. ап­па­ра­та, и Си­нод про­ти­вил­ся вме­ша­тель­ст­ву обер-про­ку­ро­ра в цер­ков­ные де­ла. В 19 в. долж­ность О.-п. С. при­об­ре­та­ла чер­ты, ха­рак­тер­ные для долж­но­сти ми­ни­ст­ра, а сам он из над­зор­но-кон­троль­ной ин­стан­ции по ис­пол­не­нию гос. за­ко­нов к се­ре­ди­не ве­ка пре­вра­тил­ся в чи­нов­ни­ка, в ру­ках ко­то­ро­го со­сре­до­то­чи­лись поч­ти все во­про­сы цер­ков­но­го управ­ле­ния. С 1803, за ис­клю­че­ни­ем пе­рио­да 1817–36, О.-п. С. имел пра­во лич­но­го док­ла­да им­пе­ра­то­ру (Все­под­дан­ней­шие док­ла­ды пер­во­при­сут­ст­вую­ще­го чле­на Си­но­да бы­ли от­ме­не­ны). В 1817–24 со­сто­ял в под­чи­не­нии ми­ни­ст­ра ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния, воз­глав­лял на­хо­див­шее­ся в со­ста­ве Мин-ва От­де­ле­ние по де­лам гре­ко-рос. ис­по­ве­да­ния, ко­то­рое по­сле уп­разд­не­ния Мин-ва ду­хов­ных дел и нар. про­све­ще­ния (1824) бы­ло пре­об­ра­зо­ва­но в От­де­ле­ние ду­хов­ных дел гре­ко-рус. ис­по­ве­да­ния и ос­тав­ле­но в ве­де­нии О.-п. С. С 1826 без уча­стия Си­но­да пред­став­лял на рас­смот­ре­ние им­пе­ра­то­ра шта­ты ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва. В 1-й четв. 19 в. от О.-п. С. ста­ли боль­ше за­ви­сеть на­гра­ж­де­ния ие­рар­хов, их вы­зо­вы для при­сутст­вия в Си­но­де, уси­ли­лась его роль в управ­ле­нии ду­хов­но-учеб­ны­ми за­ве­де­ния­ми. С 1835 при­гла­шал­ся на за­се­да­ния К-та ми­ни­ст­ров и Гос. со­ве­та при рас­смот­ре­нии дел ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва. В 1833 О.-п. С. пе­ре­да­на имп. пе­чать, и он по­лу­чил пра­во рас­сыл­ки ука­зов им­пе­ра­то­ра ми­нуя Си­нод. В 1836 соз­да­на собств. кан­це­ля­рия О.-п. С., ко­то­рая ве­ла наи­бо­лее важ­ные де­ла по цер­ков­но­му управ­ле­нию (в т. ч. сек­рет­ные) и го­то­ви­ла до­ку­мен­ты для за­се­да­ний Си­но­да (в 1839 к ней при­сое­ди­не­ны От­де­ле­ние ду­хов­ных дел гре­ко-рус. ис­по­ве­да­ния и об­ра­зо­ван­ное в 1837 От­де­ле­ние ду­хов­ных дел гре­ко-уни­ат­ско­го ис­по­ве­да­ния). По­сте­пен­но в под­чи­не­ние О.-п. С. пе­ре­да­ва­лись адм. и фи­нан­со­вые уч­ре­ж­де­ния при Си­но­де: Хо­зяйств. к-т (1836; с 1839 Хо­зяйств. управ­ле­ние), ко­то­рый управ­лял цер­ков­ным иму­ще­ст­вом и вёл кон­троль за рас­хо­до­ва­ни­ем де­неж­ных средств; Ду­хов­но-учеб­ное управ­ле­ние (1839; с 1867 Учеб­ный к-т), позд­нее – Кон­троль при Си­но­де (1867), ко­то­рый про­во­дил ре­ви­зии цер­ков­ных уч­ре­ж­де­ний. Од­на­ко фор­маль­но О.-п. С. ос­та­вал­ся лишь «блю­сти­те­лем за­кон­ных по­ста­нов­ле­ний по цер­ков­но­му уст­рой­ст­ву» (Ус­тав ду­хов­ных кон­си­сто­рий 1841). В 1862 О.-п. С. раз­ре­ше­но пе­ре­дать часть сво­их обя­зан­но­стей од­но­му из чи­нов­ников ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва на пра­вах то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра (в 1865 уч­ре­ж­де­на осо­бая долж­ность то­ва­ри­ща О.-п. С. с пре­до­став­ле­ни­ем ему всех прав и обя­зан­но­стей то­ва­ри­ща ми­ни­ст­ра). С 1863 О.-п. С. при­сут­ст­во­вал в Гос. со­ве­те по долж­но­сти. Она со­от­вет­ст­во­ва­ла лишь 4-му клас­су по Та­бе­ли о ран­гах (как и долж­но­сти ди­рек­то­ров деп-тов и кан­це­ля­рий ми­ни­стерств), а боль­шин­ст­во ре­ше­ний О.-п. С. ну­ж­да­лись в ут­вер­ж­де­нии При­сут­ст­ви­ем Си­но­да, ко­то­рое, од­на­ко, во мно­гих слу­ча­ях но­си­ло фор­маль­ный ха­рак­тер. В 1864 О.-п. С. пре­дос­тав­ле­но пра­во на­зна­чать пен­сии и еди­но­вре­мен­ные по­со­бия чи­нов­ни­кам ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва. Слу­жа­щие си­но­даль­ных уч­ре­ж­де­ний 6–7-го клас­сов на­зна­ча­лись им­пе­ра­то­ром по пред­став­ле­нию О.-п. С., чи­нов­ни­ки до 8-го клас­са – ли­бо не­по­сред­ст­вен­но им са­мим, ли­бо Си­но­дом по его пред­став­ле­нию. По не­по­средств. ус­мот­ре­нию О.-п. С. на­зна­ча­лись и уволь­ня­лись Си­но­дом: ин­спек­тор и кни­го­хра­ни­тель Моск. си­но­даль­ной ти­по­гра­фии (с 1866), пра­ви­тель дел Учеб­но­го к-та при Си­но­де (с 1867), управ­ляю­щий С.-Пе­терб. си­но­даль­ной ти­по­гра­фи­ей (с 1870). К О.-п. С. по­сту­па­ли все жа­ло­бы по цер­ков­ным де­лам, по­дан­ные на имя им­пе­ра­то­ра, он хо­да­тай­ст­во­вал пе­ред им­пе­ра­то­ром о при­об­ре­те­нии не­дви­жи­мо­сти церк­вам и мо­на­сты­рям, да­вал Се­на­ту пред­ва­рит. за­клю­че­ние по де­лам о цер­ков­ных зем­лях.

Наи­боль­шим влия­ни­ем сре­ди О.-п. С. поль­зо­вал­ся К. П. По­бе­до­нос­цев (1880–1905), вхо­див­ший в уз­кий круг при­бли­жён­ных к им­пе­ра­то­рам Алек­сан­д­ру III и Ни­ко­лаю II. В 1887 он по­лу­чил пра­во при­сут­ст­во­вать в Се­на­те для уча­стия в рас­смот­ре­нии дел ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва; с 1904 О.-п. С. при­сут­ст­во­вал, по­ми­мо Гос. со­ве­та, так­же в Со­ве­те ми­ни­ст­ров и К-те ми­ни­ст­ров «на рав­ных с ми­ни­ст­ра­ми ос­но­ва­ни­ях», долж­но­стям О.-п. С. и его то­ва­ри­ща при­свое­ны чи­ны 2-го и 3-го клас­сов со­от­вет­ст­вен­но. Не­за­дол­го до от­став­ки По­бе­до­нос­це­ва (1905) фак­тич. зна­че­ние О.-п. С. ста­ло умень­шать­ся. С уч­ре­ж­де­ни­ем Гос. ду­мы (1906) О.-п. С. на пра­вах ми­ни­ст­ра пред­став­лял де­пу­та­там еже­год­ную сме­ту рас­хо­дов Си­но­да и вы­сту­пал при об­су­ж­де­нии за­ко­но­про­ек­тов по ве­ро­ис­по­вед­ным де­лам. В Пред­со­бор­ном при­сут­ст­вии (1906) и Пред­со­бор­ном со­ве­ща­нии (1912–17) бы­ли вы­ска­за­ны су­ж­де­ния об ог­ра­ни­че­нии его пол­но­мо­чий кон­троль­но-над­зор­ны­ми функ­ция­ми и да­же об уп­разд­не­нии долж­но­сти. По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 она не­ко­то­рое вре­мя со­хра­ня­лась, что про­ти­во­ре­чи­ло ос­но­вам за­ко­но­да­тель­ст­ва о Церк­ви, по ко­то­ро­му О.-п. С. за­ве­до­вал цер­ков­ны­ми де­ла­ми от ли­ца им­пе­ра­то­ра. Долж­ность О.-п. С. уп­разд­не­на по­ста­нов­ле­ни­ем Врем. пра­ви­тель­ст­ва от 5(18).8.1917 по ини­циа­ти­ве обер-про­ку­ро­ра А. В. Кар­та­шё­ва в свя­зи с уч­ре­ж­де­ни­ем Мин-ва ис­по­ве­да­ний.

Спи­сок О.-п. С. см. в при­ло­же­нии «Го­су­дар­ст­вен­ные уч­ре­ж­де­ния Рос­сии, СССР, РФ» в то­ме «Рос­сия».

Лит.: Бла­го­ви­дов Ф. В. Обер-про­ку­ро­ры Свя­тей­ше­го Си­но­да в XVIII и в пер­вой по­ло­ви­не XIX сто­ле­тия: (От­но­ше­ния обер-про­ку­ро­ров к Св. Си­но­ду. Опыт цер­ков­но-ис­то­ри­че­ско­го ис­сле­до­ва­ния). Ка­зань, 1900; Ти­тов Ю. Н. Про­цесс ого­су­дар­ст­вле­ния церк­ви в XVIII– XIX вв. // Во­про­сы на­уч­но­го ате­из­ма. М., 1988. Вып. 37; Фру­мен­ко­ва Т. Г. Обер-про­ку­ро­ры Свя­тей­ше­го Си­но­да (1722–1917) // Из глу­би­ны вре­мен. 1994. Вып. 3; По­лу­нов А. Ю. Под вла­стью обер-про­ку­ро­ра: Го­су­дар­ст­во и цер­ковь в эпо­ху Алек­сан­д­ра III. М., 1996; он же. Обер-про­ку­ра­ту­ра Свя­тей­ше­го Си­но­да: ос­нов­ные эта­пы ста­нов­ле­ния и раз­ви­тия (XVIII – се­ре­ди­на XIX в.) // П. А. Зай­онч­ков­ский: Сбор­ник ста­тей и вос­по­ми­на­ний к сто­ле­тию ис­то­ри­ка. М., 2008; Кон­да­ков Ю. Цер­ков­ные ре­фор­мы гра­фа Н. А. Пра­та­со­ва // Стра­ни­цы. 2001. № 1; Кар­та­шев А. В. Вре­мен­ное пра­ви­тель­ст­во и рус­ская цер­ковь // Ис­то­ри­ки-эмиг­ран­ты: во­про­сы рус­ской ис­то­рии в ра­бо­тах 20-х–30-х гг. М., 2002; Ива­нов И. А. Дея­тель­ность обер-про­ку­ро­ров Св. Си­но­да в эпо­ху Ека­те­ри­ны II // Вест­ник Пра­во­слав­но­го Свя­то-Ти­хо­нов­ско­го гу­ма­ни­тар­но­го уни­вер­си­те­та. Сер. Фи­ло­ло­гия, фи­ло­со­фия, ис­то­рия. М., 2004. Вып. 3; Алек­сее­ва С. И. Свя­тей­ший Си­нод в сис­те­ме выс­ших и цен­траль­ных го­су­дар­ст­вен­ных уч­ре­ж­де­ний по­ре­фор­мен­ной Рос­сии. 1856–1904 гг. СПб., 2006; Вят­кин В. В. Пер­вые си­но­даль­ные обер-про­ку­ро­ры (1722–1758 гг.) // Во­про­сы ис­то­рии. 2009. № 12.

Вернуться к началу