ХВОСТО́В ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХВОСТО́В Дмитрий Иванович [19(30).7.1757, C.-Петербург – 22.10(3.11).1835, там же; похоронен в с. Выполозова Слободка Переславского у. Владимирской губ., ныне Переславского р-на Ярославской обл.], граф (в 1799 титул пожалован сардинским королём, в 1802 утверждён имп. Александром I), рус. поэт, переводчик; рос. гос. деятель. Д. тайн. сов. (1831), д. чл. Рос. академии (1791), поч. чл. Петерб. АН (1817), чл. объединения «Беседа любителей русского слова» (1811–16). Из дворянского рода. Получил домашнее образование. В 1772–1779 числился в л.-гв. Преображенском полку, в 1783–88 – на службе в Сенате. В 1789 женился на А. И. Горчаковой, племяннице А. В. Суворова; состоял при нём в 1790–94 (числясь в Черниговском полку), пользовался его особым доверием (у Х. жили дочь и сын Суворова, и сам он скончался в доме Х.). Обер-прокурор 4-го деп-та Сената (1797–1799). Обер-прокурор Святейшего Синода (1799–1802). В 1803–07 жил в Москве и своём имении Выполозова Слободка близ г. Переславль-Залесский. Один из издателей ж. «Друг просвещения» (1804–06). Сенатор (с 1807). Чл. Совета гос. кредитных установлений (1817–20). Чл. Верховного уголовного суда над декабристами (1826). С 1831 в отставке.
Лит. деятельность начал как драматург и переводчик: стихотв. комедия «Русский парижанец» (пост. в 1783, изд. в 1787), перевод трагедии Ж. Расина «Андромаха» (1794) и др. В лит. теории выступал приверженцем классицизма, в 1804 перевёл «Поэтическое искусство» Н. Буало (изд. в 1808 под заглавием «Наука о стихотворстве» с комментариями Х.); дополняя Буало, написал поэму «Притчи» (1807) о жанре басни. В 1801 выпустил первый поэтич. сб. «Оды», в 1802 – сб. «Избранные притчи из лучших сочинителей» (2-е изд., 1816; 3-е изд. под заглавием «Басни» – 1820); большинство басен (св. 200) основано на заимствованных сюжетах. Разрабатывал архаичный тип дидактич. басни, ставя целью доказательство моральных истин и порой искажая реалии животного мира: голубь у Х. обладает «зубами» («Два голубя»), осёл влезает на дерево («Осёл и рябина») и др. Опираясь отчасти на традицию европ. эмблематики, Х. добивался комич. эффекта, но в глазах современников его басни сделались образцом бессмыслицы, а сам он приобрёл репутацию бездарного графомана. Важными составляющими его образа были авторское тщеславие и неутомимость: сочиняя стихотворения в разных жанрах (оды торжественные, духовные и «духовнонравственные», послания, стихи к случаю), Х. печатал их за свой счёт и рассылал знакомым; трижды издал полное собрание своих стихотворений, сопроводив их учёными комментариями (ч. 1–4, 1817–18; 2-е изд., ч. 1–5, 1821–27; 3-е изд., т. 1–7, 1828–34). Вместе с тем, имея репутацию бескорыстного, отзывчивого и незлопамятного человека, Х. был искренне предан литературе, в частности заботился о сохранении памяти писателей прошлого: помогал Евгению (Болховитинову) в сборе сведений для словаря рус. писателей и сделал первую публикацию его готовых частей в «Друге просвещения»; позднее вёл работу над собств. словарём (не завершён).