ЗЕ́МСКИЕ СОБРА́НИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКИЕ СОБРА́НИЯ, губернские и уездные распорядит. органы земского самоуправления. Введены земской реформой 1864, реформированы Земским положением 1890. Принимали постановления по всем вопросам, относившимся к компетенции земств и предложенным губернаторами, земскими управами, председателями и гласными (членами) З. с., а также земскими избирателями; выбирали председателя и членов земских управ и др. должностных лиц земского самоуправления, контролировали их работу, утверждали земский бюджет, ведали раскладкой земских повинностей, проверяли правильность проведения выборов гласных, ходатайствовали перед высшим начальством о «местных пользах и нуждах». Губернские З. с. заведовали делами, относившимися ко всей губернии или нескольким уездам, разбирали жалобы на действия земских управ. Уездные З. с. распоряжались по делам, касавшимся отд. уездов.
Председателями уездных и губернских З. с. были соответственно уездные и губернские предводители дворянства. В местностях, где отсутствовало дворянское самоуправление, председатели назначались Мин-вом внутр. дел или императором. Гласные З. с. избирались на 3 года. Гласные уездных З. с. первоначально избирались на трёх съездах: уездных землевладельцев, гор. избирателей, выборных от сельских обществ. С 1890 выборы проходили от двух собраний – дворян и гор. избирателей, часть гласных – от крестьян – назначалась губернатором из числа избранных волостными сходами кандидатов. Указом имп. Николая II от 5(18).10.1906 выборным от волостных сходов вновь предоставлено право самостоятельно избирать гласных из своей среды, что повысило интерес крестьян к земским выборам. Гласные губернских З. с. избирались на уездных З. с. Среди гласных З. с. преобладали дворяне (табл.).
Социальный состав гласных (членов) уездных земских собраний | |||||
Годы | Дворяне | Крестьяне | Духовенство | Прочие сословия | Всего |
1864-1867 | 41,64% (4962 чел.) | 38,45% (4581 чел.) | 6,5% (774 чел.) | 13,41% (1598 чел.) | 100% (11915 чел.) |
1897-1900 | 55,17% (5647 чел.) | 31,01% (3174 чел.) | - | 13,82% (1415 чел.) | 100% (10236 чел.) |
1910-1912 | 57% (5418 чел.) | 29,6% (2813 чел.) | - | 13,4% (1274 чел.) | 100% (9505 чел.) |
В 1864–90 уездные З. с. состояли из 10–96 гласных, губернские З. с. – из 15–100 гласных, с 1890 соответственно из 15–40 и 15–62 гласных. В состав З. с. запрещалось избирать высших представителей губернской администрации и чинов местной полиции, что увеличивало степень независимости собраний от местной администрации. В уездные З. с. входили по должности городские головы уездных городов и (с 1890) депутаты от православного духовенства (до 1890 могли быть избраны в состав З. с. как держатели церковных земель), назначавшиеся епархиальными архиереями. В заседаниях губернских З. с. участвовали председатели уездных З. с. и (с 1899) председатели уездных земских управ. В состав и уездных, и губернских З. с. входили представители ведомств гос. имуществ и уделов. Сессии губернских З. с. открывались и закрывались губернатором или вице-губернатором. В 1867 установлена обязанность председателя З. с. следить за тем, чтобы прения не выходили за пределы компетенции земств; для нарушителей этого правила предусматривалась административная и уголовная ответственность, однако на практике эти меры не нашли широкого применения. Участие в работе З. с. гласных было безвозмездным. При избрании гласные принимали присягу. С 1890 гласные З. с. подвергались административным взысканиям за уклонение от участия в собраниях без уважительных причин.
Очередные З. с. собирались 1 раз в год, сессии уездных З. с. предшествовали губернским З. с. Их продолжительность составляла 10 дней для уездных и 20 дней для губернских З. с. Перенос или продление срока сессий допускались с разрешения губернатора или министра внутр. дел. Рассмотрение неотложных дел могло быть произведено на чрезвычайных З. с.; они назначались с разрешения министра внутр. дел, а с 1890 – губернатора, утверждавшего перечень вопросов, вынесенных на обсуждение. Постановления принимались открытым голосованием, за исключением выборов и привлечения к ответственности членов и председателей земских управ или установления размера их вознаграждения. На З. с. могли присутствовать все желающие. Ход собраний широко освещался в прессе, протоколы и постановления З. с. издавались для всеобщего ознакомления.
В городах органами, аналогичными З. с., были городские думы.
З. с. перестали созываться в кон. 1917 – сер. 1918.