ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКАЯ РЕФО́РМА 1864, в Рос. империи реформа, вводившая органы местного самоуправления – земства, основанные на началах выборности, всесословности и самофинансирования. Проводилась в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утверждённым имп. Александром II 1(13).1.1864. Разработка реформы начата в 1859 специально созданной Комиссией о губернских и уездных учреждениях при МВД (пред. Н. А. Милютин), подготовившей в 1860 соответствующий проект, по которому земские учреждения являлись бы частью органов местного управления, были основаны на принципах выборности и всесословности, ведали «обширным кругом местных интересов» и имели собств. бюджет. После увольнения Милютина и министра внутр. дел С. С. Ланского (1861) проект реформы переработан под рук. нового мин. внутр. дел П. А. Валуева: земства исключены из системы адм. управления и приобрели характер органов самоуправления.
Согласно З. р., в 1865–75 органы земского самоуправления – уездные и губернские земские собрания (распорядит. органы) и земские управы (исполнит. органы) – учреждены в 34 губерниях Европ. России, в 1875 – в Области войска Донского (ликвидированы там в 1882). Выборы в уездные земства проводились от 3 уездных избират. съездов (курий; в них могли входить лица всех вероисповеданий) – землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ, избиравшихся сельскими сходами. Право голоса на первом из них получали владельцы земли (в т. ч. и представители духовенства – держатели церковных земель) не менее определённой площади (в Моск. губ. – 200 дес., во Владимирской губ. – 250 дес. и т. д.), владельцы пром. и торговых предприятий или др. недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. руб. или приносившего доход не менее 6 тыс. руб. в год. Избирателями гор. курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. руб., а также владельцы недвижимой собственности стоимостью св. 500 руб. в небольших городах, св. 1 тыс. руб. – в средних, св. 3 тыс. руб. – в крупных. Эта избират. система обеспечила преобладание дворян в большинстве земств.
Земства учреждались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». К их обязательным функциям относились содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов гос. чиновников и чинов полиции и пр. Необязательные функции заключались в «попечении» о нар. образовании, медицине и статистике. Земства должны были существовать на средства от специальных местных сборов.
Постановления земских собраний по ряду вопросов вступали в силу после утверждения губернатором или министром внутр. дел. Губернатор утверждал постановления о приведении в действие земских смет и раскладок, о разделении дорог на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог, о проведении выставок местного хозяйства, о врем. отстранении от должности членов земских управ. Утверждению министра внутр. дел подлежали постановления о займах, превышавших сумму земских сборов за 2 года, о сборах за проезд по земским путям сообщения, об открытии ярмарок более чем на 2 нед, об их перенесении, о разделении имуществ и заведений обществ. призрения, содержавшихся земствами, на губернские и уездные и др. К компетенции министра внутр. дел относилось также разрешение или назначение в случае необходимости чрезвычайных земских собраний.
Земствам запрещалось вмешательство в дела, относившиеся к компетенции иных обществ. учреждений, гос. органов и органов сословного самоуправления. Однако неопределённость в разграничении хозяйств.-распорядительных вопросов, находившихся в ведении земств и администрации, приводила к конфликтам между ними. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в 1880-е гг. и привели к составлению Земского положения 1890.