ЗЕ́МСТВА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСТВА, в России уездные и губернские распорядит. и исполнит. органы местного всесословного самоуправления – земские собрания и земские управы. Введены земской реформой 1864 в 34 губерниях: в 1865 – в Воронежской, Казанской, Калужской, Костромской, Курской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, С.-Петербургской, Пензенской, Полтавской, Псковской, Рязанской, Тамбовской, Харьковской, Херсонской, Черниговской, Ярославской; в 1866 – во Владимирской, Екатеринославской, Орловской, Саратовской, Симбирской, Смоленской, Тверской, Тульской и Таврической; в 1867 – в Вятской и Олонецкой; в 1869 – в Бессарабской; в 1870 – в Вологодской и Пермской; в 1875 – в Уфимской. В 1875–82 З. существовали в Области войска Донского. В 1911 З. созданы в Витебской, Волынской, Киевской, Минской, Могилёвской и Подольской, в 1913 – в Астраханской, Оренбургской и Ставропольской губерниях. К 1916 земские учреждения действовали в 43 из 94 губерний и областей России; их деятельностью было охвачено 110 млн. чел. из 172 млн. чел. З. самостоятельно определяли гл. направления своей деятельности (за исключением выполнения ряда обязат. повинностей – строительства и содержания дорог, содержания некоторых гос. учреждений и др.). Они подлежали контролю со стороны государства, усиленному Земским положением 1890. Особый размах деятельность З. приобрела с 1890-х гг.
В З. подавляющего большинства губерний преобладало (особенно с введением в действие Земского положения 1890) дворянство. Там, где дворянское землевладение практически отсутствовало (напр., в Вятской, Вологодской, Олонецкой и Пермской губерниях), состав земских собраний был преим. крестьянским.
К серьёзным изменениям в социальном составе З. и их структуре должны были привести реформы местного самоуправления, проекты которых были разработаны под рук. П. А. Столыпина, а также в Мин-ве внутр. дел в 1914. Они предполагали создание волостных З., ликвидацию сословного разделения курий при выборе земских гласных, понижение имуществ. ценза вдвое и др., но не были реализованы.
Земские финансы. Важным фактором самостоятельности З. было то, что они сами формировали свой бюджет. Его основу составляли доходы от налогообложения недвижимого имущества (гл. обр. земель и лесов: во 2-й пол. 19 в. в большинстве З. такие поступления составляли 2/3 и более их бюджета), свидетельств и патентов на торгово-пром. заведения. В нач. 20 в. доля налогов с торгово-пром. заведений в бюджетах З. стала расти; наиболее крупными были поступления от таких налогов в Моск., Екатеринославской и Владимирской губерниях. В 1913 в Центральнопромышленном районе доходы от обложения фабрик, заводов и городского недвижимого имущества составляли ок. 25% всего бюджета З. этих губерний, а в Центральночернозёмном районе – ок. 10%. З. получали также доходы от эксплуатации собств. недвижимого имущества и пром. предприятий, проценты с принадлежавших З. капиталов и др. З. также пользовались правом облагать население рядом прямых налогов. Развитие системы земского налогообложения способствовало возникновению и совершенствованию земской статистики.
В период индустриализации кон. 19 – нач. 20 вв. наблюдался ускоренный рост земских бюджетов. За 1890–1914 бюджеты З. 34 губерний увеличились более чем в 5 раз (за 1906–14 в 2 раза). С нач. 20 в. правительство стало выдавать З. субсидии (первоначально небольшие), с 1908 З. стали получать субсидии на введение всеобщего начального обучения, развитие агрономич. помощи населению и др.; в 1913 они составляли 18% общего бюджета З. центр. губерний Европ. России. Кроме того, З. получали от правительства значит. целевые кредиты и пособия на строительство школ, устройство с.-х. опытных станций, борьбу с эпидемиями, открытие больниц и т. д.
Первоначально свои осн. средства З. тратили на выполнение обязательных повинностей (в 1893 расходы З. 30 губерний на эти цели составили 12,1 млн. руб., или ок. 82% всех расходов), остальная часть средств шла на выполнение необязательных повинностей. Затем соотношение изменилось. В 1914 смета З. 43 губерний составила 346,6 млн. руб. [наибольшей она была в З. Харьковской губ. (18,1 млн. руб.), наименьшей – в З. Астраханской губ. (2,65 млн. руб.)]. Крупнейшими были расходы на нар. образование – 107 млн. руб. (31% общей сметы), на земскую медицину – 82,6 млн. руб. (23,8%), на меры по содействию экономическому благосостоянию населения – 28,9 млн. руб. (8,3%), на ветеринарию – 10,5 млн. руб. (3%), на общественное призрение – 5,15 млн. руб. (1,5%). Среди обязательных расходов выделялись траты на строительство и ремонт дорог (25 млн. руб., 7,2%), содержание аппарата самих З. (23,4 млн. руб., 6,8%), правительственных учреждений (13,8 млн. руб., 4%) и мест заключения (1,9 млн. руб., 0,55%). Остальные средства (48 млн. руб., или 13,85%) были направлены на образование капиталов З. и др. расходы.
Развитие народного образования с кон. 19 в. было наиболее приоритетной сферой деятельности З. В ней З. сосредоточили свои усилия гл. обр. на развитии начальной сельской (т. н. земской) школы. С кон. 1860-х гг. участие З. в нар. образовании выражалось в подготовке учителей для начальных школ и выплате им (полностью или частично) жалованья (прочие расходы производили крестьянские общины). Первые спец. учебные заведения (учительские семинарии) открыты Рязанским и Новгородским (1869), Московским и Казанским (1871) губернскими З. Всего в 1869–73 З. учредили 12 учительских семинарий. В 1870-х гг. З. 16 губерний выплачивали пособия учительским семинариям Мин-ва нар. просвещения. З. содержали своих стипендиатов в гос. учительских семинариях. С целью повышения проф. подготовки учителей З. устраивали для них педагогич. курсы, созывали съезды учителей (в 1885 – кон. 1890-х гг. не созывались из-за запрета правительства). Постепенно З. расширяли своё участие в содержании школ, обеспечивали их учебными пособиями, некоторые З. оплачивали завтраки учащихся, приобретали для них тёплую одежду и обувь. В сер. 1890-х гг. З. развили активную деятельность по строительству, а также капитальному ремонту школьных зданий, в 1908, используя целевые субсидии правительства, приступили к полному освобождению сельских обществ от расходов на содержание школ.
Согласно Положению о начальных народных училищах 1874, адм. и учебно-воспитат. вопросами земских школ ведали инспектора нар. училищ и училищные советы (в их состав входили представители З.), а З. представляли им своих кандидатов на утверждение в учительских должностях; однако во многих случаях фактически земскими школами руководили земские управы. З. добивались расширения своего представительства в училищных советах и участия в выработке программ обучения. В 1890-х гг. в 23 губернских З. созданы школьные комиссии (из земских гласных, земских служащих и выборных представителей от учителей); их исполнит. органами были отделы или бюро при земских управах.
Земские школы, за небольшими исключениями, были бесплатными. Первоначально в подавляющем большинстве земских школ курс обучения длился 3 года (занятия с тремя отделениями учащихся, как правило, вёл один учитель, реже – два), в остальных – 4 года (работали гл. обр. два учителя). Доля школ с 4-летним курсом обучения увеличивалась и к 1911 составила ок. 1/4 всего числа земских школ. В земских школах преподавались Закон Божий (занятия по этому предмету обычно вёл приходской священник), рус. яз., арифметика и чистописание. Некоторые учителя добивались включения в их программу курсов по истории, географии и естествознанию (биологии). В целом обучение в земских школах велось на более высоком уровне, чем в церковно-приходских школах – начальных учебных заведениях другого, наиболее распространённого, типа.
С нач. 1870-х гг. З. неоднократно ходатайствовали перед правительством о введении всеобщего начального обучения (к 1907 подано 119 таких ходатайств). Практич. шаги в этом направлении государство предприняло в нач. 20 в.: за 1907–14 гос. расходы на начальное обучение, б. ч. которых поступала в З., выросли в 7 раз (с 7 до 49 млн. руб.). В 1907–12 З. открыли в начальных училищах ок. 27 тыс. новых т. н. комплектов (1 учитель и 50 уч-ся). В 1910 существовало ок. 28 тыс. земских школ, где обучалось 1,8 млн. детей и работало 30 тыс. учителей; в 1916 количество земских школ достигло 45,7 тыс., в них было 3,3 млн. уч-ся и 80 тыс. учителей.
С 1870-х гг. З. создавали профессиональные (ремесленные и с.-х.) начальные и средние учебные заведения со сроком обучения 3–5 лет. В 1884–1903 З. открыли 48 с.-х. школ со сроком обучения 3 года. З. субсидировали гос. и частные средние школы – женские и мужские гимназии, реальные и технич. училища; расходы З. на эти цели за 1906–14 в центр. губерниях Европ. России увеличились почти наполовину (напр., в Костромской губ. – с 52 до 143 тыс. руб. в год). З. открывали собственные средние школы, широко практиковали (особенно во Владимирской, Воронежской, Костромской и Курской губерниях) выдачу стипендий учащимся средних и высших учебных заведений.
З. осуществляли обширные мероприятия по внешкольному образованию: открывали библиотеки при школах и отдельно от них (5 тыс. в 1898, ок. 30 тыс. в 1910), музеи, театры, выставки, народные дома; устраивали курсы и т. н. народные чтения для взрослых.
Среди мероприятий З. по содействию экономич. благосостоянию населения ведущее место занимала агрономическая помощь – осушение болот, орошение засушливых земель, борьба с оврагами, организация опытных полей и т. д. Первыми к агрономич. деятельности обратились т. н. крестьянские З. (Вятское, Пермское и др.). До кон. 19 в. расходы на агрономич. деятельность составляли в ср. 1,5–2,5% бюджета всех З., затем они стали быстро увеличиваться и в 1895–1910 выросли почти в 10 раз в абсолютных показателях. В 1877 на службе З. работал 1 агроном (в Вятской губ.), в 1885 – 8, в 1890 – 29, в 1895 – 86, в 1900 – 197, в 1905 – 422 агронома. Расширение агрономич. работ стало наиболее характерной чертой хозяйств. деятельности З. в период столыпинской аграрной реформы, когда сложилась развитая сеть земской агрономич. службы. В 1909–14 численность агрономич. персонала З. в центр. губерниях Европ. России выросла в 4 раза; в 1913 в отд. губерниях на службе в З. находилось от 37 (Калужская губ.) до 250 (Полтавская губ.) агрономов. В нач. 20 в. введён институт участковых агрономов, которых было неск. в одном уезде: в 1906 насчитывалось 10 агрономич. участков, в 1909–177, в 1910 – 395, в 1911 – 760, в 1912 – 1139 участков. В 1910 наибольшие затраты на агрономич. помощь населению несли З. Екатеринославской губ. (823 тыс. руб. в год), наименьшие – З. Рязанской губ. (49 тыс. руб.). Земские агрономы пропагандировали травосеяние, организовывали показательные опыты, руководили работой опытно-показательных хозяйств, снабжали население на льготных условиях через кооперативы и земские с.-х. склады сортовыми семенами, улучшенными с.-х. орудиями и машинами, удобрениями, устраивали специализир. с.-х. учебные заведения, врем. курсы (21 в 1907, 177 в 1909, 469 в 1911), специализиров. выставки, музеи, библиотеки, издавали популярные с.-х. журналы и брошюры. Ведущие позиции в развитии опытных с.-х. учреждений занимали З. Владимирской губернии.
В условиях бурного роста кооперативного движения в нач. 20 в. З. оказывали содействие развитию кооперации. Для финансирования кооперативных организаций З. учреждали земские кассы мелкого кредита. К нач. 1913 такие кассы были созданы 15 губернскими и 133 уездными З. (общий капитал ок. 50 млн. руб.), к началу 1-й мировой войны – половиной всех З. страны. З. проводили инструктирование, статистич. обследования кооперативных организаций, устраивали кооперативные съезды и курсы, привлекали кооперативы к проведению разл. экономич. и культурно-просветит. мероприятий.
З. способствовали сохранению и развитию кустарных промыслов, предоставляя кустарям заказы, кредиты, снабжая их сырьём, организовывая сбыт их продукции. Больших успехов в этом достигли Московское (оказывало в первую очередь содействие худож. промыслам) и Владимирское губернские З. Кроме того, З. приглашали инструкторов по разл. видам кустарных промыслов и открывали учебные мастерские и школы (в 1914 в Полтавской губ. их насчитывалось ок. 90, в Вятской губ. – 70).
В сфере общественного призрения З. занимались делами, ранее подведомственными приказам общественного призрения: губернские З. содержали заведения для душевнобольных (в 1908 в них лечились ок. 48 тыс. чел.), дома сирот и школы для них, госпитали, богадельни. З. устраивали приюты для подкидышей и слепых, детские ясли на период полевых работ, ночлежные дома при школах для детей из удалённых селений. Большое внимание этой работе уделяли З. Нижегородской и Костромской губерний. З. также оказывали единовременную помощь населению, пострадавшему в результате стихийных бедствий. В 1-ю мировую войну призрение сирот, оказание помощи инвалидам, беженцам и семьям фронтовиков стало одним из гл. направлений работы земств.
З. занимались страхованием имущества. Оно быстро развивалось после создания в нач. 1890-х гг. института земских страховых агентов. К 1914 З. имели эффективные страховые организации, деятельность которых распространялась практически на всё население «земских» губерний. Условия страхования устанавливали губернские земские собрания. Гл. вид страхования – страхование строений от огня; оно было обязательным для крестьянского населения. З. также проводили добровольное страхование движимого имущества от огня (с.-х. продуктов и инвентаря, домашнего имущества), практиковали добровольное страхование скота, страхование посевов от градобития. С 1902 З. пользовались правом заключать между собой договоры перестрахования.
Земские служащие. История З. теснейшим образом связана с историей благородного и самоотверженного труда сельской интеллигенции, находившейся на земской службе (именовалась «третьим элементом»), прежде всего земских учителей и врачей. В 1890-е гг. насчитывалось 65–70 тыс. земских служащих. В нач. 20 в. в связи с усложнением и расширением масштабов деятельности З. численность и роль «третьего элемента» существенно выросли. В З. Моск. губ. в 1905 насчитывалось 2259 служащих, в 1916 – 4477 служащих. В 1911 в статистических бюро З. работало ок. 800 статистиков. Некоторые представители «третьего элемента» (напр., статистик Н. Ф. Анненский, Б. Б. Веселовский) были видными учёными и обществ. деятелями. Мн. служащие З. активно участвовали в деятельности ВЭО, Об-ва рус. врачей в память Н. И. Пирогова и др. обществ. организаций.
Отношения между земствами и администрацией. Вскоре после своего создания многие З. стали оплотом либеральных настроений в России (см. в ст. Земское движение). При обсуждении хозяйств. проблем З. нередко затрагивали вопрос о реформировании политич. системы, создании всерос. представительного законосовещат. или законодат. органа, что выходило за пределы компетенции З. и порождало конфликты между ними и администрацией. Так, в 1867 распущены С.-Петерб. губернское земское собрание и уездные земские управы этой губернии за «возбуждение недоверия к правительству» и неподчинение закону, ограничивавшему права З. облагать налогами торгово-пром. предприятия; пред. губернской управы Н. Ф. Крузе сослан, пред. губернского земского собрания гр. А. П. Шувалов выслан за границу (деятельность З. этой губернии возобновилась через полгода).
С 1867 издания З. оказались под цензурным контролем губернаторов. В 1879 губернаторы получили право не утверждать земских служащих в их должностях в случае их «нравственной и политической неблагонадёжности».
Высший надзор за работой З. осуществлял Сенат, который играл в целом стабилизирующую роль во взаимоотношениях между З. и местной администрацией. Сенат неоднократно защищал право З. направлять свои ходатайства правительству. В 1865–84 З. возбудили перед правительством 2623 ходатайства, из которых 48% были удовлетворены.
Конфронтация З. и власти достигла пика в нач. 1900-х гг. Правительство препятствовало созданию общеземской организации, в 1901 сотрудничество между З. поставлено под контроль губернаторов. Чтобы обойти это ограничение, земцы использовали для обсуждения общеземских вопросов проф. съезды врачей, агрономов, статистиков и учителей. Среди них были популярны неонароднические и социалистич. идеи. В кон. 19 – нач. 20 вв. было св. 70 случаев отказа со стороны администрации утвердить вновь избранных председателей и членов земских управ в их должностях. Широкий резонанс получил отказ мин. внутр. дел В. К. Плеве утвердить в 1904 в должности пред. Моск. губернской земской управы лидера умеренного крыла земского движения Д. Н. Шипова. В Революцию 1905–07 ряд либеральных земцев (среди них пред. Тульской губернской земской управы Г. Е. Львов и пред. Ковровской уездной земской управы Н. П. Муратов, оба – кадеты) были сняты со своих постов губернаторами.
С 1906 наблюдался спад оппозиционных настроений среди земцев, многие из которых были удовлетворены Манифестом 17 октября 1905. Если до 1905 в земских управах преобладали либералы, то после земских выборов 1906–07 в руководстве З. распространились консервативные настроения. В 1905 из 34 председателей губернских земских управ было 15 кадетов, 6 прогрессистов, 13 октябристов и ни одного правого, в 1906 (после перевыборов) – 1 кадет и 3 прогрессиста, 19 октябристов и 11 правых. Изменения в составе З. способствовали установлению более конструктивных отношений с органами власти, хотя конфронтация между З. и администрацией не исчезла.
В 1-ю мировую войну 1914–18 работа З. существенно осложнилась, в результате мобилизаций состав земских служащих сократился к кон. 1916 почти на треть. Для оказания помощи раненым губернские З. создали Земский союз, который совм. с Союзом городов в 1915 учредил Земгор, занимавшийся снабжением армии снаряжением и вооружением. Среди земских гласных в тот период вновь получили широкое распространение оппозиционные, гл. обр. либеральные, настроения, выросло влияние кадетов. Оппозиционная деятельность З. способствовала дискредитации власти и приближала крушение Рос. империи.
Врем. правительство, возникшее после Февр. революции 1917, рассматривало З. как свою опору на местах. Отстранив от власти прежний адм. аппарат, оно назначило председателей губернских и уездных земских управ своими губернскими и уездными комиссарами, наделило З. всей полнотой власти на местах, подчинило им вновь созданную милицию. З. были введены практически на всей территории России, кроме сев. местностей с низкой плотностью населения, а также казачьих районов (однако было введено в Забайкальской обл., где располагалось Забайкальское казачье войско). В губерниях, где З. существовали до 1917, введены волостные З. Состоялись прямые всеобщие равные и тайные выборы волостных и уездных гласных. З. было предоставлено право вводить новые сборы с населения.
В первые месяцы после Окт. революции 1917 некоторые З. открыто выступили против сов. власти, другие вступили в коалицию с местными советами. Ликвидация З. и передача их функций местным советам (которые при образовании своих отделов использовали аппарат З.) началась после роспуска Учредительного собрания. Большинство З. ликвидировано к лету 1918, окончательно они прекратили существование в конце Гражд. войны 1917–22.