ЗЕ́МСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ 1890
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕ́МСКОЕ ПОЛОЖЕ́НИЕ 1890 (Положение о губернских и уездных земских учреждениях), законодат. акт, реформировавший установленные земской реформой 1864 принципы формирования земств в Рос. империи, усиливший гос. регламентацию их деятельности и расширивший их компетенцию. Утверждено имп. Александром III 12(24) июня. Разработка реформы земств началась в Особой комиссии для составления проекта местного управления (пред. – член Гос. совета М. С. Каханов, действовала в 1881–85), стремившейся чётко разграничить компетенцию земств и гос. органов и укрепить гос. власть на местах. Комиссия предложила расширить компетенцию земств, приблизить статус земских гласных к статусу гос. чиновников, а также создать губернские и уездные по земским делам присутствия для усиления взаимосвязи между земствами и местными гос. органами. Меньшинство членов Комиссии выступило также за переход от избират. собраний, образованных по имущественному признаку, к сословным собраниям, но большинство посчитало это недопустимым. С критикой проекта выступил мин. внутр. дел Д. А. Толстой, которого поддержал имп. Александр III. В 1886 правителем канцелярии министра внутр. дел А. Д. Пазухиным разработан др. проект, предусматривавший создание на местах сильной и единой адм. власти и усиление роли дворян в местном управлении. Предлагалось ввести выборы в земские собрания на сословной основе, заменить выборную земскую управу присутствием по земским делам, состоявшим из представителей местной администрации и 2 земских гласных, а также ограничить компетенцию земств. Значит. часть высшей бюрократии выступила против такого проекта, в связи с этим он был переработан под руководством мин. внутр. дел П. Н. Дурново.
З. п. заменило три избирательных собрания двумя: в первое вошли дворяне, во второе – остальные избиратели, кроме крестьян; последние на волостных сходах стали выбирать кандидатов, из числа которых губернатор назначал положенное число гласных (в связи с этим крестьяне потеряли 40,9% ранее избиравшегося ими числа гласных). В условиях сокращения дворянского землевладения и бурного развития пром-сти имущественный ценз для дворян был резко снижен, а для городской курии – существенно повышен; в итоге права участвовать в выборах по городской курии лишились более половины избирателей, ранее его имевших. Права участия в выборах лишилось духовенство (вместо этого епархиальные архиереи стали назначать в земские собрания депутатов от духовного ведомства), а также лица иудейского вероисповедания. Новая избират. система усилила преобладание дворян в земствах.
Для надзора за законностью деятельности земств создавались губернские по земским делам (с 1892 по земским и городским делам) присутствия (см. в ст. Губернские присутствия), в состав которых входили как высшие представители губернской администрации, так и члены от земств. Губернатор получил возможность ревизии земских учреждений, утверждения решений земств по более широкому кругу вопросов, а также право опротестовывать постановления земских собраний на основании не только их незаконности, но и нецелесообразности.
З. п. расширило компетенцию земств, в т. ч. за счёт расширения круга вопросов, по которым земства могли издавать обязат. постановления (санитарные условия жизни населения, противопожарная безопасность, устройство и содержание пристаней, переправ, перевозов, некоторые вопросы нар. продовольствия и др.). В 1892 в соответствие с нормами З. п. был приведён осн. закон о гор. самоуправлении (см. в ст. Городовые положения).
З. п. с незначит. изменениями действовало до реформ Врем. правительства (1917).