Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЦЕРКО́ВНО-ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 312

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Протоиерей Владислав Цыпин

ЦЕРКО́ВНО-ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ, сис­те­ма на­чаль­ных школ при при­хо­дах Рус­ской церк­ви, дей­ст­во­вав­шая в 1804–1917. Соз­да­ние на­чаль­ных при­ход­ских учи­лищ бы­ло пре­ду­смот­ре­но ре­фор­мой 1804, на­прав­лен­ной на фор­ми­ро­ва­ние 4-сту­пен­ча­той об­ра­зо­ва­тель­ной сис­те­мы (так­же вклю­ча­ла уезд­ные учи­ли­ща, гу­берн­ские гим­на­зии и уни­вер­си­те­ты в гл. го­ро­дах). Эти учи­ли­ща долж­ны бы­ли да­вать де­тям из всех со­сло­вий (пре­им. кре­сть­ян­ским) на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние и го­то­вить к по­сту­п­ле­нию в уезд­ные учи­ли­ща. Од­на­ко реа­ли­за­ция ре­фор­мы шла мед­лен­но. В 1836 Си­нод из­дал «Пра­ви­ла о пер­во­на­чаль­ном обу­че­нии по­се­лян­ских де­тей» о соз­да­нии Ц.-п. ш. (цер­ков­ных школ, свя­щен­нич. школ или школ для по­се­лян­ских де­тей). В 1839 дей­ст­во­ва­ло ок. 2 тыс. школ, в 1851 – 4713 школ (93350 уч-ся). В хо­де ре­форм нач. 1860-х гг. чис­ло школ зна­чи­тель­но воз­рос­ло (в 1865 в ок. 20 тыс. Ц.-п. ш. учи­лись ок. 400 тыс. де­тей), но по­сле цер­ков­ной ре­фор­мы 1867–69 рез­ко сни­зи­лось.

Со­глас­но «Пра­ви­лам о цер­ков­но­при­ход­ских шко­лах» (1884), шко­лы де­ли­лись на од­но­класс­ные с 2-лет­ним сро­ком обу­че­ния (с нач. 20 в. – 3 го­да) и двух­класс­ные 4-лет­ние (позд­нее – 5-лет­ние). В пер­вых пре­по­да­ва­ли За­кон Бо­жий, чте­ние (на рус. и цер­ков­но­сла­вян­ском язы­ках), пись­мо, ариф­ме­ти­ку, цер­ков­ное пе­ние; во вто­рых – те же дис­ци­п­ли­ны в рас­ши­рен­ном объ­ё­ме и ис­то­рию. Учи­те­ля­ми в осн. ста­но­ви­лись свя­щен­но­слу­жи­те­ли и ми­ря­не, окон­чив­шие учи­тель­ские се­ми­на­рии или епар­хи­аль­ные учи­ли­ща. Мн. пре­по­да­ва­те­ли сле­до­ва­ли пе­да­го­гич. сис­те­ме С. А. Ра­чин­ско­го. Ц.-п. ш. со­стоя­ли в ве­де­нии Учи­лищ­но­го со­ве­та при Свя­тей­шем Си­но­де и его епар­хи­аль­ных под­раз­де­ле­ний и фи­нан­си­ро­ва­лись го­су­дар­ст­вом. Обес­пе­че­ние дея­тель­но­сти ка­ж­дой шко­лы воз­ла­га­лось на при­ход, не­ко­то­рые шко­лы име­ли по­пе­чи­тель­ские со­ве­ты в со­ста­ве за­ве­дую­ще­го шко­лой (на­стоя­те­ля при­хо­да), учи­те­лей, пред­ста­ви­те­лей зем­ст­ва и вы­бор­ных лиц пра­во­слав­но­го ве­ро­ис­по­ве­да­ния из ме­ст­но­го на­се­ле­ния (в осн. куп­цов).

Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти обер-про­ку­ро­ра Си­но­да К. П. По­бе­до­нос­це­ва чис­ло Ц.-п. ш. воз­рос­ло до 42696 в 1905 (46,5% от всех на­чаль­ных школ им­пе­рии). В нач. 20 в. эти шко­лы вме­сте с зем­ски­ми шко­ла­ми да­ва­ли на­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние зна­чит. чис­лу кре­сть­ян­ских де­тей. Глав­ным их не­дос­тат­ком счи­тал­ся сла­бый уро­вень об­ра­зо­ва­ния, не­до­ста­точ­ный для по­сту­п­ле­ния в сред­ние учеб­ные за­ве­де­ния.

В свя­зи с рус.-япон. вой­ной и по­сле­дую­щи­ми по­ли­тич. со­бы­тия­ми в Рос­сии гос. фи­нан­си­ро­ва­ние со­кра­ти­лось, что при­ве­ло к умень­ше­нию ко­ли­че­ст­ва Ц.-п. ш. до 40530 в 1915 (32,8% всех на­чаль­ных учеб­ных за­ве­де­ний). По­ста­нов­ле­ни­ем Врем. пра­ви­тель­ст­ва от 20.6(3.7). 1917 поч­ти все Ц.-п. ш. бы­ли пе­ре­да­ны в ве­де­ние Мин-ва нар. про­све­ще­ния; под управ­ле­ни­ем Си­но­да ос­та­лось ме­нее 1000 школ. Окон­ча­тель­но Ц.-п. ш. бы­ли ли­к­ви­ди­ро­ва­ны по­ста­нов­ле­ни­ем Со­ве­та нар. ко­мис­са­ров «О пе­ре­да­че де­ла вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния из ду­хов­но­го ве­дом­ст­ва в ве­де­ние на­род­но­го ко­мис­са­риа­та по про­све­ще­нию» от 11(24).12.1917.

Лит.: Кон­стан­ти­нов Н. А., Стру­мин­ский В. Я. Очер­ки по ис­то­рии на­чаль­но­го об­ра­зо­ва­ния в Рос­сии. 2-е изд. М., 1953; Смо­лич И. К. Ис­то­рия Рус­ской Церк­ви. М., 1997. Кн. 8. Ч. 2; Ми­ро­поль­ский С. И. Очерк ис­то­рии цер­ков­но-при­ход­ской шко­лы: От ее воз­ник­но­ве­ния на Ру­си до на­стоя­ще­го вре­ме­ни. М., 2006.

Вернуться к началу