ЦЕРКО́ВНО-ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЦЕРКО́ВНО-ПРИХОДСКИ́Е ШКО́ЛЫ, система начальных школ при приходах Русской церкви, действовавшая в 1804–1917. Создание начальных приходских училищ было предусмотрено реформой 1804, направленной на формирование 4-ступенчатой образовательной системы (также включала уездные училища, губернские гимназии и университеты в гл. городах). Эти училища должны были давать детям из всех сословий (преим. крестьянским) начальное образование и готовить к поступлению в уездные училища. Однако реализация реформы шла медленно. В 1836 Синод издал «Правила о первоначальном обучении поселянских детей» о создании Ц.-п. ш. (церковных школ, священнич. школ или школ для поселянских детей). В 1839 действовало ок. 2 тыс. школ, в 1851 – 4713 школ (93350 уч-ся). В ходе реформ нач. 1860-х гг. число школ значительно возросло (в 1865 в ок. 20 тыс. Ц.-п. ш. учились ок. 400 тыс. детей), но после церковной реформы 1867–69 резко снизилось.
Согласно «Правилам о церковноприходских школах» (1884), школы делились на одноклассные с 2-летним сроком обучения (с нач. 20 в. – 3 года) и двухклассные 4-летние (позднее – 5-летние). В первых преподавали Закон Божий, чтение (на рус. и церковнославянском языках), письмо, арифметику, церковное пение; во вторых – те же дисциплины в расширенном объёме и историю. Учителями в осн. становились священнослужители и миряне, окончившие учительские семинарии или епархиальные училища. Мн. преподаватели следовали педагогич. системе С. А. Рачинского. Ц.-п. ш. состояли в ведении Училищного совета при Святейшем Синоде и его епархиальных подразделений и финансировались государством. Обеспечение деятельности каждой школы возлагалось на приход, некоторые школы имели попечительские советы в составе заведующего школой (настоятеля прихода), учителей, представителей земства и выборных лиц православного вероисповедания из местного населения (в осн. купцов).
Благодаря деятельности обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева число Ц.-п. ш. возросло до 42696 в 1905 (46,5% от всех начальных школ империи). В нач. 20 в. эти школы вместе с земскими школами давали начальное образование значит. числу крестьянских детей. Главным их недостатком считался слабый уровень образования, недостаточный для поступления в средние учебные заведения.
В связи с рус.-япон. войной и последующими политич. событиями в России гос. финансирование сократилось, что привело к уменьшению количества Ц.-п. ш. до 40530 в 1915 (32,8% всех начальных учебных заведений). Постановлением Врем. правительства от 20.6(3.7). 1917 почти все Ц.-п. ш. были переданы в ведение Мин-ва нар. просвещения; под управлением Синода осталось менее 1000 школ. Окончательно Ц.-п. ш. были ликвидированы постановлением Совета нар. комиссаров «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению» от 11(24).12.1917.