ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА, 1) в Рос. империи в 1906–17 высший законодательный гос. орган наряду с реформированным Государственным советом; фактически нижняя палата парламента. Образована в соответствии с манифестом имп. Николая II от 6(19).8.1905 как законосовещат. учреждение (получила назв. «Булыгинская дума»), в результате развития Революции 1905–07 Манифестом 17 октября 1905 провозглашена законодат. органом. Её полномочия были окончательно определены в Основных государственных законах 1906. Г. д. заседала в Таврическом дворце в С.-Петербурге.
В 1906–17 годах высший законодательный государственный орган Российской империи
В соответствии с избират. законом от 11(24).12.1905 избират. правами обладали рос. подданные мужского пола, достигшие 25 лет и соответствовавшие ряду требований. Из числа избирателей были исключены «бродячие инородцы» (кочевые народы), студенты, военнослужащие и лица, находившиеся под судом или осуждённые. Выборы депутатов для разных категорий населения были двух-, трёх- и четырёхстепенными; в Европ. России производились по 4 куриям. В курию землевладельцев входили земельные собственники и крупные домовладельцы, в гор. курию – лица, платившие промысловый налог, получавшие содержание или пенсию на гос. и обществ. службе или железной дороге (кроме низших служащих и рабочих), а также квартиронаниматели и владельцы частных предприятий; в курию крестьян и казаков – домохозяева, в курию рабочих – рабочие тех предприятий, на которых было занято св. 50 чел. Одного выборщика, который затем на губернском избират. собрании участвовал в выборах депутатов, избирали 2 тыс. избирателей землевладельч. курии, 4 тыс. – городской, 30 тыс. – крестьянской и казачьей, 90 тыс. – рабочей. Представительство населения Царства Польского, Сибири, Кавказа и Ср. Азии было меньшим, чем населения Европ. России; выборы в этих регионах производились по куриям, образованным гл. обр. по вероисповедно-нац. принципу с предоставлением преимуществ православному и рус. населению.
Первоначально Г. д. должна была состоять из 524 депутатов, с 1907 – из 442, с 1910 – из 446. Все депутаты имели равные права. По закону они не были ответственны перед избирателями. Члены Г. д. избирались на 5 лет, однако император мог досрочно прекратить полномочия всех депутатов (при этом он был обязан назначить срок новых выборов). Продолжительность сессий Думы и сроки перерывов между ними определял император. Работой Г. д. руководил председатель, который избирался депутатами. Члены Г. д. пользовались (с рядом оговорок) иммунитетом от судебного преследования, получали крупное жалованье и путевое довольствие.
Дума рассматривала: проекты новых законов и штатные расписания всех гос. учреждений; гос. роспись доходов и расходов вместе с финансовыми сметами ведомств, а также проекты сверхсметных ассигнований из казны (за исключением смет и расходов по Мин-ву имп. двора и уделов, если они не превышали смету этого министерства на 1906); отчёты Государственного контроля по исполнению гос. росписи, часть дел об отчуждении гос. доходов или имуществ; дела о постройке железных дорог по инициативе и на средства казны. В случае отказа Г. д. утвердить бюджет ведомства министры могли производить расходы лишь в размерах ассигнований предыдущего года, что в условиях постоянного роста доходной части гос. бюджета существенно ограничило бы возможности соответствующих ведомств. Утверждённые Г. д. законопроекты поступали на рассмотрение Гос. совета и в случае одобрения представлялись императору, который мог их отвергнуть или принять. Если законопроект был разработан по инициативе членов Гос. совета и одобрен ими, Г. д. рассматривала его и, в свою очередь, в случае одобрения передавала на рассмотрение и утверждение императору. Из ведения Г. д. были изъяты постановления по строевой, технич. и хозяйств. части, а также положения и наказы учреждениям и должностным лицам Воен. и Мор. министерств (если они не касались предметов общих законов и не требовали нового расхода из казны или этот расход покрывался за счёт финансовой сметы воен. или мор. ведомств). Законопроект мог быть внесён в Г. д. министрами или, если законодат. инициатива исходила от самих депутатов, а соответствующее ведомство отказывалось разрабатывать законопроект, – группой депутатов Г. д. в количестве не менее 30 чел. Г. д. была лишена права законодат. инициативы, направленной на изменение Основных гос. законов. В перерывах между заседаниями Думы в случаях, не терпящих отлагательства, император мог издать закон своим указом (его право не распространялось на Основные гос. законы, законы о Г. д., Гос. совете и выборах в них); с возобновлением заседаний Думы такой закон должен был быть ею утверждён, иначе его действие прекращалось. Дума обладала правом направлять запросы министрам и главноуправляющим о незаконных, с точки зрения депутатов, действиях должностных лиц. Главы центр. ведомств были обязаны в течение месяца дать разъяснения или сообщить о причинах отказа сделать таковые. Если 2/3 членов Г. д. признавали эти разъяснения неудовлетворительными, запрос депутатов Думы представлялся на рассмотрение императора.
Государственная дума 1-го созыва
[одна сессия; 27.4(10.5)–8(21).7.1906]. Пред. – С. А. Муромцев. К концу работы Думы в ней насчитывалось 499 деп. (избрание 11 членов Думы было аннулировано, один сложил полномочия депутата, 6 депутатов не успели прибыть на заседания Думы, избрание нескольких депутатов не успело состояться). Численность крупнейших политич. объединений Думы на 26.6(9.7).1906 составляла: фракция Конституционно-демократической партии (КДП) – 176 деп., трудовая группа – 102, польское коло – 33, фракция мирнообновленцев (впоследствии образовали мирного обновления партию) – 26, фракция социал-демократов (входили большевики и меньшевики; создана в июне депутатами, до этого входившими в трудовую группу) – 18 деп.; 100 деп. относили себя к беспартийным, ок. 40–50 из них придерживались правых взглядов.
Работа 1-й Г. д. проходила в обстановке острой конфронтации с правительством. Кадеты выдвинули требование установить ответственность правительства перед Думой, их поддержала значит. часть др. депутатов. Дума направила св. 260 запросов министрам (в осн. касавшихся смертных казней, арестов, «насилий полицейских властей» и пр.), приняла 2 законопроекта – об отмене смертной казни и её замене бессрочной каторгой (был внесён самими членами Думы, задержан в Гос. совете) и об отпуске средств на помощь голодающим (внесён правительством, стал законом).
Центр. вопросом, обсуждавшимся в Г. д., стал аграрный. Для его решения были внесены три законопроекта. Проекты фракций КДП и трудовой группы предусматривали передачу крестьянам гос., удельных, кабинетских, монастырских и церковных земель, а также принудит. выкуп (проект трудовой группы предусматривал и случаи безвозмездного отчуждения) части частновладельч. земли (в проекте трудовой группы – всей земли, превышавшей «трудовую норму»). Эти проекты были переданы в комиссию Думы для дальнейшей разработки. Третий проект («проект 33-х»), разработанный гл. обр. депутатами-эсерами, предусматривал уничтожение частной собственности на землю и её уравнит. распределение между всеми желающими заниматься с. х-вом (этот проект был отклонён). Ввиду радикального, по мнению императора и его окружения, характера деятельности Думы она была досрочно распущена. Сразу после этого часть быв. депутатов Г. д. обратилась к населению с Выборгским воззванием, призывавшим население к пассивному неповиновению властям в знак протеста против досрочного роспуска Думы.
Государственная дума 2-го созыва
[одна сессия; 20.2(5.3)–3(16).6.1907]. Пред. – Ф. А. Головин. В работе участвовали 518 депутатов. Состав 2-й Г. д. оказался более радикальным по сравнению с составом 1-й Г. д.: трудовая группа – 104 деп., фракция КДП – 98, фракция социал-демократов (большевики и меньшевики) – 65, польское коло – 46, «Союз 17 октября» и группа «умеренных» – 44, фракция социалистов-революционеров партии (ПСР) – 37, мусульм. фракция – 30, казачья группа – 17, фракция Народно-социалистической партии – 16, группа правых и монархистов – 10 деп. Беспартийными объявили себя 50 деп. Правительство внесло в Г. д. св. 250 законопроектов, из них Дума рассмотрела 26, приняла 20. Проект гос. бюджета Г. д. рассмотрела частично. Членами Думы был принят ряд собств. законопроектов, три из них стали законами (два об ассигновании средств на помощь пострадавшим от неурожая и один об установлении контингента призывников в армию на 1907). Аграрная комиссия Г. д. высказалась за прекращение действия указа имп. Николая II от 9(22).11.1906, в соответствии с которым началась столыпинская аграрная реформа. Аграрная комиссия Г. д. вновь обсуждала законопроекты, выдвинутые КДП и трудовой группой, а также внесённые эсерами («социализации» земли) и народными социалистами («муниципализации» земли). Преобладание и во 2-й Г. д. оппозиционных настроений также предопределило её досрочный роспуск императором. Поводом для него послужило сфальсифицированное обвинение в антигосударственном заговоре фракции социал-демократов (её члены накануне роспуска Думы были арестованы). При роспуске Думы был одновременно опубликован новый избират. закон. В соответствии с ним в Европ. России число выборщиков от землевладельцев было увеличено, а от крестьян – сокращено, представительство населения Царства Польского, Сибири и Кавказа уменьшено, проведение выборов в Ср. Азии прекращено. Изменение порядка выборов в Г. д. в нарушение Основных гос. законов было расценено оппозицией как «третьеиюньский переворот» 1907.
Государственная дума 3-го созыва
[пять сессий; 1(14).11.1907–9(22).6.1912]. Председатели – Н. А. Хомяков (1907–1910), А. И. Гучков (1910–11), М. В. Родзянко (1911–12). Выборы в соответствии с новым избират. законом предоставили большинство мест в Думе правым и умеренным политич. силам: фракция «Союза 17 октября» (на неё опиралось правительство) – 154 деп. (к 5-й сессии – 121), фракция умеренно правых – 70, фракция КДП – 54, фракция правых – 51, прогрессивная группа (на её основе в 1912 создана прогрессистов партия) – 28 (37 чел. в 5-ю сессию), национальная группа – 26, социал-демократич. фракция – 19, трудовая группа – 14, польское коло – 11 деп. В 1909 национальная группа и фракция умеренно правых объединились в рус. национальную фракцию (91 деп.). Результаты голосования в Г. д. 3-го созыва зависели от позиции октябристов. В Г. д. 3-го созыва было внесено (подавляющая часть – правительством) ок. 2,5 тыс. законопроектов, св. 95% из них были одобрены Думой. Важнейшие из одобренных Думой законопроектов – ежегодные гос. бюджеты, законы о столыпинской аграрной реформе [от 14(27).6.1910 и 29.5 (11.6).1911], страховании рабочих от несчастных случаев [от 23.7(5.8).1912], местном суде [от 15(28).6.1912]. Из принятых Думой законопроектов Гос. советом отклонён 31, в т. ч. законопроекты о введении земств в Сибири и на Дальнем Востоке (были разработаны по инициативе членов Думы) и о введении всеобщего начального обучения (разработан Мин-вом нар. просвещения).
Государственная дума 4-го созыва
[пять сессий; 15(28).11.1912–6(19).10.1917]. Пред. – М. В. Родзянко. Большинство в Думе по-прежнему составляли правые и умеренные политич. силы. В мае 1914 фракция рус. националистов и умеренно правых насчитывала 86 членов (в 1915 из неё выделилась группа прогрессивных националистов – ок. 30 деп.), фракция земцев-октябристов – 66, фракция правых – 60 (в 1916 выделилась группа независимых правых – 32 депутата), фракция КДП – 48, группа центра – 36, фракция прогрессистов – 33, группа «Союза 17 октября» – 20, независимая группа – 13, трудовая группа – 10 деп. С началом 1-й мировой войны сессии Думы созывались нерегулярно, правительство широко практиковало чрезвычайно-указное законотворчество. На чрезвычайной однодневной сессии 26.7(8.8).1914 Дума выразила поддержку правительству и одобрила предоставление ему чрезвычайных воен. кредитов, впоследствии одобряла др. чрезвычайные меры, предпринятые правительством в связи с войной. Под влиянием поражений рос. армии на фронте в 1915 среди членов Думы распространились оппозиционные настроения, в результате которых большинство объединилось вокруг требования сформировать новое правительство из пользовавшихся доверием Думы политич. деятелей (гл. обр., из самих депутатов Г. д.) и в авг. 1915 создало Прогрессивный блок (в него также вошла значит. часть членов Гос. совета). Критика правительства с думской трибуны резко усилилась с нояб. 1916. В связи с волнениями в Петрограде пред. СМ Н. Д. Голицын, воспользовавшись разрешением имп. Николая II в случае необходимости приостановить заседания Думы, имп. указом от 25.2(10.3).1917 прервал 5-ю сессию Г. д. (должна была возобновиться не позднее апр. 1917). Однако депутаты не разошлись и в частном порядке 27.2 (12.3).1917 образовали Врем. комитет Г. д. для водворения порядка в Петрограде и для сношения с учреждениями и лицами. Комитет стал одним из двух (наряду с Петросоветом) центров власти в ходе Февральской революции 1917; его представители А. И. Гучков и В. В. Шульгин выехали в Псков, где пытались убедить имп. Николая II отречься от престола в пользу цесаревича Алексея, но император [2(15).3.1917] отрёкся от престола и за себя и за сына в пользу вел. кн. Михаила Александровича, однако последний 3(16)марта отказался принять власть, предоставив решение вопроса Учредительному собранию. 2(15).3.1917 Врем. комитет Г. д. объявил о создании Временного правительства, б. ч. портфелей в котором получили члены комитета или депутаты Г. д. Врем. правительство воспрепятствовало возобновлению 5-й сессии Г. д., а 6(19).10.1917 прекратило депутатские полномочия членов Г. д. в связи с началом выборов в Учредит. собрание.
Одна из двух палат российского парламента – Федерального собрания РФ
2) Одна из двух палат рос. парламента – Федерального собрания РФ. Создана указом Президента РФ (1993). Г. д. – т. н. нижняя палата парламента, которая формируется путём общенациональных выборов и представляет население страны в целом (в отличие от верхней палаты – Совета Федерации, представляющей субъектов РФ).
Согласно Конституции РФ, Г. д. состоит из 450 депутатов. Это примерно на 200 мандатов меньше, чем численность нижней палаты в парламентах Великобритании, ФРГ, Франции. Депутаты избираются на 4 года на основе всеобщего равного прямого избират. права при тайном голосовании. С 2007 формируется на основе пропорциональной избират. системы по единому федеральному округу, кандидаты выдвигаются только политич. партиями (списки партий). Партии, не собравшие 7% и более голосов избирателей («заградительный барьер»), мест в Г. д. не получают.
Г. д. – орган нар. представительства и законодат. орган. Осн. функцией Г. д. является законотворчество. Г. д. принимает федеральные и федеральные конституц. законы (в т. ч. поправки к ранее принятым). Для принятия федерального закона требуется большинство голосов депутатов от установленной численности Г. д. (т. е. как минимум 226). Федеральные конституц. законы требуют для принятия 2/3 голосов. Законы, принятые Г. д., требуют одобрения Совета Федерации. По ключевым вопросам, перечисленным в Конституции РФ, это одобрение обязательно, по другим – необязательно, если Совет Федерации в установленный срок решил не рассматривать закон. Т. о., Дума может принять закон без Совета Федерации, а последний принять его без Г. д. не может. Совет Федерации может отклонить законопроект, принятый Г. д. (право вето). Вето Совета Федерации может быть преодолено повторным принятием законопроекта Думой большинством в 2/3 голосов.
Г. д. назначает некоторых высших должностных лиц, является органом парламентского контроля и участвует в определении осн. направлений внутр. и внешней политики государства. Так, выдвигаемая Президентом РФ кандидатура на пост Председателя Правительства РФ должна получить одобрение Г. д. (решение принимается открытым или тайным голосованием, требуется большинство голосов от установленной численности депутатов Г. д.). Дума назначает на должность и освобождает от должности некоторых др. должностных лиц – председателя Центр. банка РФ и 12 членов Совета директоров Банка, председателя Счётной палаты РФ и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека в РФ, 1/3 часть членов Центр. избирательной комиссии РФ.
Осуществляя парламентский контроль, Г. д. вправе выразить недоверие Правительству РФ. Это не означает обязательного ухода правительства в отставку, Президент РФ рассматривает вопрос об отставке только после второго вотума недоверия, если он последует в течение 3 мес. В этом случае он вправе уволить Правительство РФ либо назначить нового Председателя Правительства РФ и распустить Г. д. с назначением даты новых выборов. Президент может также распустить Г. д. в случае отказа в доверии (путём голосования большинства от установленной численности Г. д.), если вопрос о доверии будет поставлен перед Думой Председателем Правительства РФ.
Г. д. обладает и др. полномочиями. Только она утверждает ежегодный государственный бюджет (законом, принятым совместно с Советом Федерации) и отчёт о его исполнении. Г. д. объявляет амнистию (объявлялась более 10 раз). Г. д. принимает решения на пленарных заседаниях, которые правомочны в присутствии большинства депутатов. Г. д. систематически (по расписанию в определённый день недели) проводит «правительственный час», на котором заслушивает министров, др. высших должностных лиц по заранее переданным им вопросам (но принимать в их отношении к.-л. обязательные решения Г. д. не вправе). В работе Думы используются парламентские (от имени палаты) и депутатские запросы. Парламентарии могут проводить также парламентские расследования, создавая для этого объединённую комиссию Г. д. и Совета Федерации.
Внутр. организация и порядок работы Г. д. определяются принимаемым ею регламентом. Работой Г. д. руководят избираемые ею председатель (иногда называемый спикером) и 10 заместителей председателя. Председателем Думы по традиции избирается представитель наиболее крупной парт. фракции в Г. д., его заместителями – представители др. фракций. Внутр. руководящим органом является также Совет Г. д., на заседаниях которого решающий голос имеют председатель Г. д. и его заместители, лидеры парт. фракций участвуют с правом совещат. голоса. Внутри Г. д. депутаты группируются по парт. фракциям. Переход из одной партии (от которой депутат избран) в др. партию (и фракцию) влечёт лишение депутатского мандата. Внутр. органами являются также постоянные комитеты и постоянные комиссии, создаваемые на период сессии. Какие именно комитеты и комиссии и в каком количестве, определяется регламентом Думы (как правило, их более 20). Состав комитетов формируется пропорционально численности парт. фракций, обычно это делается «пакетным соглашением» между фракциями (партиями), когда договариваются о замещении должностей заместителей председателя Г. д., председателей комитетов, их заместителей, количестве членов. Каждый депутат обязан принимать участие в работе одного из комитетов. Комитеты предварительно рассматривают законопроекты, проекты постановлений Г. д., делают доклады и содоклады по этим документам. Для подготовки отд. вопросов создаются врем. комиссии. Для работы с избирателями депутаты выезжают на места и используют др. формы работы. Дума работает в сессионном порядке – две сессии в год: весенняя (январь – июнь) и осенняя (сентябрь – декабрь). В случае необходимости после консультаций председателя Г. д. с лидерами фракций Дума принимает решение о продлении или созыве сессии досрочно. Г. д. имеет свой аппарат, который обеспечивает организац. и технич. работу.
Законодательный орган государственной власти в ряде субъектов РФ
3) Законодат. орган гос. власти в ряде субъектов РФ – Астраханской обл., Ставропольском крае, Ямало-Ненецком автономном округе и др.