ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА

Авторы: Д. И. Раскин, В. Е. Чиркин

ГОСУДА́РСТВЕННАЯ ДУ́МА, 1) в Рос. им­пе­рии в 1906–17 выс­ший за­ко­но­да­тель­ный гос. ор­ган на­ря­ду с ре­фор­ми­рован­ным Го­су­дар­ст­вен­ным со­ве­том; фак­ти­че­ски ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та. Об­ра­зо­ва­на в со­от­вет­ст­вии с ма­ни­фес­том имп. Николая II от 6(19).8.1905 как за­ко­но­со­ве­щат. уч­ре­ж­де­ние (по­лу­чи­ла назв. «Бу­лы­гин­ская ду­ма»), в ре­зуль­та­те раз­ви­тия Ре­во­лю­ции 1905–07 Ма­ни­фе­стом 17 ок­тяб­ря 1905 про­воз­гла­ше­на за­ко­но­дат. ор­га­ном. Её пол­но­мо­чия бы­ли окон­ча­тель­но оп­ре­де­ле­ны в Ос­нов­ных го­су­дар­ст­вен­ных за­ко­нах 1906. Г. д. за­се­да­ла в Тав­ри­че­ском двор­це в С.-Пе­тер­бур­ге.

В 1906–17 годах высший законодательный государственный орган Российской империи

Здание Государственной думы Российской империи. Таврический дворец (С.-Петербург). 1783–89. Архитектор И. Е. Старов.

В со­от­вет­ст­вии с из­би­рат. за­ко­ном от 11(24).12.1905 из­би­рат. пра­ва­ми об­ла­да­ли рос. под­дан­ные муж­ско­го по­ла, дос­тиг­шие 25 лет и со­от­вет­ст­во­вав­шие ря­ду тре­бо­ва­ний. Из чис­ла из­би­ра­те­лей бы­ли ис­клю­че­ны «бро­дя­чие ино­род­цы» (ко­че­вые на­ро­ды), сту­ден­ты, во­ен­но­слу­жа­щие и ли­ца, на­хо­див­шие­ся под су­дом или осу­ж­дён­ные. Вы­бо­ры де­пу­та­тов для раз­ных ка­те­го­рий на­се­ле­ния бы­ли двух-, трёх- и че­ты­рёх­сте­пен­ны­ми; в Ев­роп. Рос­сии про­из­во­ди­лись по 4 ку­ри­ям. В ку­рию зем­ле­вла­дель­цев вхо­ди­ли зе­мель­ные соб­ст­вен­ни­ки и круп­ные до­мо­вла­дель­цы, в гор. курию – ли­ца, пла­тив­шие про­мы­сло­вый на­лог, по­лу­чав­шие со­дер­жа­ние или пен­сию на гос. и об­ществ. служ­бе или же­лез­ной до­ро­ге (кро­ме низ­ших слу­жа­щих и ра­бо­чих), а так­же квар­ти­ро­на­ни­ма­те­ли и вла­дель­цы ча­ст­ных пред­при­ятий; в ку­рию кре­сть­ян и казаков – до­мо­хо­зяе­ва, в ку­рию рабочих – ра­бо­чие тех пред­при­ятий, на ко­то­рых бы­ло за­ня­то св. 50 чел. Од­но­го вы­бор­щи­ка, ко­то­рый за­тем на гу­берн­ском из­би­рат. со­б­ра­нии уча­ст­во­вал в вы­бо­рах де­пу­та­тов, из­би­ра­ли 2 тыс. из­би­ра­те­лей зем­ле­вла­дельч. ку­рии, 4 тыс. – го­род­ской, 30 тыс. – кре­сть­ян­ской и ка­зачь­ей, 90 тыс. – ра­бо­чей. Пред­ста­витель­ст­во на­се­ле­ния Цар­ст­ва Поль­ско­го, Си­би­ри, Кав­ка­за и Ср. Азии бы­ло мень­шим, чем на­се­ле­ния Ев­роп. Рос­сии; вы­бо­ры в этих ре­гио­нах про­из­во­ди­лись по ку­ри­ям, об­ра­зо­ван­ным гл. обр. по ве­ро­ис­по­вед­но-нац. прин­ци­пу с пре­дос­тав­ле­ни­ем пре­иму­ществ пра­во­слав­но­му и рус. на­се­ле­нию.

Пер­во­на­чаль­но Г. д. долж­на бы­ла со­сто­ять из 524 де­пу­та­тов, с 1907 – из 442, с 1910 – из 446. Все де­пу­та­ты име­ли рав­ные пра­ва. По за­ко­ну они не бы­ли от­вет­ст­вен­ны пе­ред из­би­ра­те­ля­ми. Чле­ны Г. д. из­би­ра­лись на 5 лет, од­на­ко им­пе­ра­тор мог дос­роч­но пре­кра­тить пол­но­мо­чия всех де­пу­та­тов (при этом он был обя­зан на­зна­чить срок но­вых вы­бо­ров). Про­дол­жи­тель­ность сес­сий Ду­мы и сро­ки пе­ре­ры­вов ме­ж­ду ни­ми оп­ре­де­лял им­пе­ра­тор. Ра­бо­той Г. д. ру­ко­во­дил пред­се­да­тель, ко­то­рый из­би­рал­ся де­пу­та­та­ми. Чле­ны Г. д. поль­зо­ва­лись (с ря­дом ого­во­рок) им­му­ни­те­том от су­деб­но­го пре­сле­до­ва­ния, по­лу­ча­ли круп­ное жа­ло­ва­нье и пу­те­вое до­воль­ст­вие.

Ду­ма рас­смат­ри­ва­ла: про­ек­ты но­вых за­ко­нов и штат­ные рас­пи­са­ния всех гос. уч­ре­ж­де­ний; гос. рос­пись до­хо­дов и рас­хо­дов вме­сте с фи­нан­со­вы­ми сме­та­ми ве­домств, а так­же про­ек­ты сверх­смет­ных ас­сиг­но­ва­ний из каз­ны (за ис­клю­че­ни­ем смет и рас­хо­дов по Мин-ву имп. дво­ра и уде­лов, ес­ли они не пре­вы­ша­ли сме­ту это­го ми­ни­стер­ст­ва на 1906); от­чё­ты Го­су­дар­ст­вен­но­го кон­тро­ля по ис­пол­не­нию гос. рос­пи­си, часть дел об от­чу­ж­де­нии гос. до­хо­дов или иму­ществ; де­ла о по­строй­ке же­лез­ных до­рог по ини­циа­ти­ве и на сред­ст­ва каз­ны. В слу­чае от­ка­за Г. д. ут­вер­дить бюд­жет ве­дом­ст­ва ми­ни­ст­ры мог­ли про­из­во­дить рас­хо­ды лишь в раз­ме­рах ас­сиг­но­ва­ний пре­ды­ду­ще­го го­да, что в ус­ло­ви­ях по­сто­ян­но­го рос­та до­ход­ной час­ти гос. бюд­же­та су­ще­ст­вен­но ог­ра­ни­чи­ло бы воз­мож­но­сти со­от­вет­ст­вую­щих ве­домств. Ут­вер­ждён­ные Г. д. за­ко­но­про­ек­ты по­сту­па­ли на рас­смот­ре­ние Гос. со­ве­та и в слу­чае одоб­ре­ния пред­став­ля­лись им­пе­ра­то­ру, ко­то­рый мог их от­верг­нуть или при­нять. Ес­ли за­ко­но­про­ект был раз­ра­бо­тан по ини­циа­ти­ве чле­нов Гос. со­ве­та и одоб­рен ими, Г. д. рас­смат­ри­ва­ла его и, в свою оче­редь, в слу­чае одоб­ре­ния пе­ре­да­ва­ла на рас­смот­ре­ние и ут­вер­жде­ние им­пе­ра­то­ру. Из ве­де­ния Г. д. бы­ли изъ­я­ты по­ста­нов­ле­ния по строе­вой, тех­нич. и хо­зяйств. час­ти, а так­же по­ло­же­ния и на­ка­зы уч­ре­ж­де­ни­ям и долж­но­ст­ным ли­цам Во­ен. и Мор. ми­ни­стерств (ес­ли они не ка­са­лись пред­ме­тов об­щих за­ко­нов и не тре­бо­ва­ли но­во­го рас­хо­да из каз­ны или этот рас­ход по­кры­вал­ся за счёт фи­нан­со­вой сме­ты во­ен. или мор. ве­домств). За­ко­но­про­ект мог быть вне­сён в Г. д. ми­ни­ст­ра­ми или, ес­ли за­ко­но­дат. ини­ци­а­ти­ва ис­хо­ди­ла от са­мих де­пу­та­тов, а со­от­вет­ст­вую­щее ве­дом­ст­во от­ка­зы­ва­лось раз­ра­ба­ты­вать за­ко­но­про­ект, – груп­пой де­пу­та­тов Г. д. в ко­ли­че­ст­ве не ме­нее 30 чел. Г. д. бы­ла ли­ше­на пра­ва за­ко­но­дат. ини­циа­ти­вы, на­прав­лен­ной на из­ме­не­ние Ос­нов­ных гос. за­ко­нов. В пе­ре­ры­вах ме­ж­ду за­се­да­ния­ми Ду­мы в слу­ча­ях, не тер­пя­щих от­ла­га­тель­ст­ва, им­пе­ра­тор мог из­дать за­кон сво­им ука­зом (его пра­во не рас­про­ст­ра­ня­лось на Ос­нов­ные гос. за­ко­ны, за­ко­ны о Г. д., Гос. со­ве­те и вы­бо­рах в них); с во­зоб­нов­ле­ни­ем за­се­да­ний Ду­мы та­кой за­кон дол­жен был быть ею ут­вер­ждён, ина­че его дей­ст­вие пре­кра­ща­лось. Ду­ма об­ла­да­ла пра­вом на­прав­лять за­про­сы ми­ни­ст­рам и глав­но­управ­ляю­щим о не­за­кон­ных, с точ­ки зре­ния де­пу­та­тов, дей­ст­ви­ях долж­но­ст­ных лиц. Гла­вы центр. ве­домств бы­ли обя­заны в те­че­ние ме­ся­ца дать разъ­яс­не­ния или со­об­щить о при­чи­нах от­ка­за сде­лать та­ко­вые. Ес­ли 2/3 чле­нов Г. д. при­зна­ва­ли эти разъ­яс­не­ния не­удов­ле­тво­ри­тель­ны­ми, за­прос де­пу­та­тов Ду­мы пред­став­лял­ся на рас­смот­ре­ние им­пе­ра­то­ра.

Государственная дума 1-го созыва

[од­на сес­сия; 27.4(10.5)–8(21).7.1906]. Пред. – С. А. Му­ром­цев. К кон­цу ра­бо­ты Ду­мы в ней на­счи­ты­ва­лось 499 деп. (из­бра­ние 11 чле­нов Ду­мы бы­ло ан­ну­ли­ро­ва­но, один сло­жил пол­но­мо­чия де­пу­та­та, 6 де­пу­та­тов не ус­пе­ли при­быть на за­се­да­ния Ду­мы, из­бра­ние не­сколь­ких де­пу­та­тов не ус­пе­ло со­сто­ять­ся). Чис­лен­ность круп­ней­ших по­ли­тич. объ­е­ди­не­ний Ду­мы на 26.6(9.7).1906 со­став­ля­ла: фрак­ция Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (КДП) – 176 деп., тру­до­вая группа – 102, поль­ское коло – 33, фрак­ция мир­но­об­нов­лен­цев (впо­след­ст­вии об­ра­зо­ва­ли мир­но­го об­нов­ле­ния пар­тию) – 26, фрак­ция со­циал-де­мо­кра­тов (вхо­ди­ли боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки; соз­да­на в ию­не де­пу­та­та­ми, до это­го вхо­див­ши­ми в тру­до­вую груп­пу) – 18 деп.; 100 деп. от­но­си­ли се­бя к бес­пар­тий­ным, ок. 40–50 из них при­дер­жи­ва­лись пра­вых взгля­дов.

Ра­бо­та 1-й Г. д. про­хо­ди­ла в об­ста­нов­ке ост­рой кон­фрон­та­ции с пра­ви­тель­ст­вом. Ка­де­ты вы­дви­ну­ли тре­бо­ва­ние ус­та­но­вить от­вет­ст­вен­ность пра­ви­тель­ст­ва пе­ред Ду­мой, их под­дер­жа­ла зна­чит. часть др. де­пу­та­тов. Ду­ма на­пра­ви­ла св. 260 за­про­сов ми­ни­ст­рам (в осн. ка­сав­ших­ся смерт­ных каз­ней, аре­стов, «на­си­лий по­ли­цей­ских вла­стей» и пр.), при­ня­ла 2 законопроекта – об от­ме­не смерт­ной каз­ни и её за­ме­не бес­сроч­ной ка­тор­гой (был вне­сён са­ми­ми чле­на­ми Ду­мы, за­дер­жан в Гос. со­ве­те) и об от­пус­ке средств на по­мощь го­ло­даю­щим (вне­сён пра­ви­тель­ст­вом, стал за­ко­ном).

Члены 1-й Государственной думы послееё роспуска (слева направо):Г. Н. Шапошников, Д. И. Шаховской, Ф. Ф. Кокошкин, Пётр Д. Долгоруков,С. А. Муромцев.

Центр. во­про­сом, об­су­ж­дав­шим­ся в Г. д., стал аг­рар­ный. Для его ре­ше­ния бы­ли вне­се­ны три за­ко­но­про­ек­та. Про­ек­ты фрак­ций КДП и тру­до­вой груп­пы пре­ду­смат­ри­ва­ли пе­ре­да­чу кре­сть­я­нам гос., удель­ных, ка­би­нет­ских, мо­на­стыр­ских и цер­ков­ных зе­мель, а так­же при­ну­дит. вы­куп (про­ект тру­до­вой груп­пы пре­ду­смат­ри­вал и слу­чаи без­воз­мезд­но­го от­чу­ж­де­ния) час­ти ча­ст­но­вла­дельч. зем­ли (в про­ек­те тру­до­вой группы – всей зем­ли, пре­вы­шав­шей «тру­до­вую нор­му»). Эти про­ек­ты бы­ли пе­ре­да­ны в ко­мис­сию Ду­мы для даль­ней­шей раз­ра­бот­ки. Тре­тий про­ект («про­ект 33-х»), раз­ра­бо­тан­ный гл. обр. де­пу­та­та­ми-эсе­ра­ми, пре­ду­смат­ри­вал унич­то­же­ние ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти на зем­лю и её урав­нит. рас­пре­де­ле­ние ме­ж­ду все­ми же­лаю­щи­ми за­ни­мать­ся с. х-вом (этот про­ект был от­кло­нён). Вви­ду ра­ди­каль­но­го, по мне­нию им­пе­ра­то­ра и его ок­ру­же­ния, ха­рак­те­ра дея­тель­но­сти Ду­мы она бы­ла дос­роч­но рас­пу­ще­на. Сра­зу по­сле это­го часть быв. де­пу­та­тов Г. д. об­ра­ти­лась к на­се­ле­нию с Вы­борг­ским воз­зва­ни­ем, при­зы­вав­шим на­се­ле­ние к пас­сив­но­му не­по­ви­но­ве­нию вла­стям в знак про­тес­та про­тив дос­роч­но­го рос­пус­ка Ду­мы.

Государственная дума 2-го созыва 

[од­на сес­сия; 20.2(5.3)–3(16).6.1907]. Пред. – Ф. А. Го­ло­вин. В ра­бо­те уча­ст­во­ва­ли 518 де­пу­та­тов. Со­став 2-й Г. д. ока­зал­ся бо­лее ра­ди­каль­ным по срав­нению с со­ста­вом 1-й Г. д.: тру­до­вая группа – 104 деп., фрак­ция КДП – 98, фрак­ция со­ци­ал-де­мо­кра­тов (боль­ше­ви­ки и мень­ше­ви­ки) – 65, поль­ское коло – 46, «Со­юз 17 ок­тяб­ря» и груп­па «уме­рен­ных» – 44, фрак­ция со­циа­ли­стов-ре­во­лю­цио­не­ров пар­тии (ПСР) – 37, му­сульм. фракция – 30, ка­за­чья группа – 17, фрак­ция На­род­но-со­циа­ли­сти­че­ской партии – 16, груп­па пра­вых и мо­нар­хистов – 10 деп. Бес­пар­тий­ны­ми объ­яви­ли се­бя 50 деп. Пра­ви­тель­ст­во вне­сло в Г. д. св. 250 за­ко­но­про­ек­тов, из них Ду­ма рас­смот­ре­ла 26, при­ня­ла 20. Про­ект гос. бюд­же­та Г. д. рас­смот­ре­ла час­тич­но. Чле­на­ми Ду­мы был при­нят ряд собств. за­ко­но­про­ек­тов, три из них ста­ли за­ко­на­ми (два об ас­сиг­но­ва­нии средств на по­мощь по­стра­дав­шим от не­уро­жая и один об ус­та­нов­ле­нии кон­тин­ген­та при­зыв­ни­ков в ар­мию на 1907). Аг­рар­ная ко­мис­сия Г. д. вы­ска­за­лась за пре­кра­ще­ние дей­ст­вия ука­за имп. Ни­ко­лая II от 9(22).11.1906, в со­от­вет­ст­вии с ко­то­рым на­ча­лась сто­лы­пин­ская аг­рар­ная ре­фор­ма. Аг­рар­ная ко­мис­сия Г. д. вновь об­су­ж­да­ла за­ко­нопро­ек­ты, вы­дви­ну­тые КДП и тру­до­вой груп­пой, а так­же вне­сён­ные эсе­ра­ми («со­циа­ли­за­ции» зем­ли) и на­род­ны­ми со­циа­ли­ста­ми («му­ни­ци­па­ли­за­ции» зем­ли). Пре­об­ла­да­ние и во 2-й Г. д. оп­по­зи­ци­он­ных на­строе­ний так­же пре­до­пре­де­ли­ло её до­с­роч­ный рос­пуск им­пе­ра­то­ром. По­во­дом для не­го по­слу­жи­ло сфаль­си­фи­ци­ро­ван­ное об­ви­не­ние в ан­ти­го­су­дар­ст­вен­ном за­го­во­ре фрак­ции со­ци­ал-де­мо­кра­тов (её чле­ны на­ка­ну­не рос­пус­ка Ду­мы бы­ли аре­сто­ва­ны). При рос­пус­ке Ду­мы был од­но­вре­мен­но опуб­ли­ко­ван но­вый из­би­рат. за­кон. В со­от­вет­ст­вии с ним в Ев­роп. Рос­сии чис­ло вы­бор­щи­ков от зем­ле­вла­дель­цев бы­ло уве­ли­че­но, а от крестьян – со­кра­ще­но, пред­ста­ви­тель­ст­во на­се­ле­ния Цар­ст­ва Поль­ско­го, Си­би­ри и Кав­ка­за умень­ше­но, про­ве­дение вы­бо­ров в Ср. Азии пре­кра­ще­но. Из­ме­не­ние по­ряд­ка вы­бо­ров в Г. д. в на­ру­ше­ние Ос­нов­ных гос. за­ко­нов бы­ло рас­це­не­но оп­по­зи­ци­ей как «третье­июнь­ский пе­ре­во­рот» 1907.

Государственная дума 3-го созыва 

[пять сес­сий; 1(14).11.1907–9(22).6.1912]. Председатели – Н. А. Хо­мя­ков (1907–1910), А. И. Гуч­ков (1910–11), М. В. Род­зян­ко (1911–12). Вы­бо­ры в со­от­вет­ст­вии с но­вым из­би­рат. за­ко­ном пре­дос­та­ви­ли боль­шин­ст­во мест в Ду­ме пра­вым и уме­рен­ным по­ли­тич. си­лам: фрак­ция «Сою­за 17 ок­тяб­ря» (на неё опи­ра­лось пра­ви­тель­ст­во) – 154 деп. (к 5-й сес­сии – 121), фрак­ция уме­рен­но пра­вых – 70, фрак­ция КДП – 54, фрак­ция пра­вых – 51, про­грес­сив­ная груп­па (на её ос­но­ве в 1912 соз­да­на про­грес­си­стов пар­тия) – 28 (37 чел. в 5-ю сес­сию), на­цио­наль­ная группа – 26, со­ци­ал-де­мо­кра­тич. фракция – 19, тру­до­вая груп­па – 14, поль­ское коло – 11 деп. В 1909 на­цио­наль­ная груп­па и фрак­ция уме­рен­но пра­вых объ­е­ди­ни­лись в рус. на­цио­наль­ную фрак­цию (91 деп.). Ре­зуль­та­ты го­ло­со­ва­ния в Г. д. 3-го со­зы­ва за­ви­се­ли от по­зи­ции ок­тяб­ри­стов. В Г. д. 3-го со­зы­ва бы­ло вне­се­но (по­дав­ляю­щая часть – пра­ви­тель­ст­вом) ок. 2,5 тыс. за­ко­но­про­ек­тов, св. 95% из них бы­ли одоб­ре­ны Ду­мой. Важ­ней­шие из одоб­рен­ных Ду­мой законопроектов – еже­год­ные гос. бюд­же­ты, за­ко­ны о сто­лы­пин­ской аг­рар­ной ре­фор­ме [от 14(27).6.1910 и 29.5 (11.6).1911], стра­хо­ва­нии ра­бо­чих от не­сча­ст­ных слу­ча­ев [от 23.7(5.8).1912], ме­ст­ном су­де [от 15(28).6.1912]. Из при­ня­тых Ду­мой за­ко­но­про­ек­тов Гос. со­ве­том от­кло­нён 31, в т. ч. за­ко­но­про­ек­ты о вве­де­нии земств в Си­би­ри и на Даль­нем Вос­то­ке (бы­ли раз­ра­бо­та­ны по ини­циа­ти­ве чле­нов Ду­мы) и о вве­де­нии все­об­ще­го на­чаль­но­го обу­че­ния (раз­ра­бо­тан Мин-вом нар. про­све­ще­ния).

Государственная дума 4-го созыва

Члены Государственной думы после приёма у императора Николая II. Фото. 26 июля (8 августа) 1914.

[пять сес­сий; 15(28).11.1912–6(19).10.1917]. Пред. – М. В. Род­зян­ко. Боль­шин­ст­во в Ду­ме по-преж­не­му со­став­ля­ли пра­вые и уме­рен­ные по­ли­тич. си­лы. В мае 1914 фрак­ция рус. на­цио­на­ли­стов и уме­рен­но пра­вых на­счи­ты­ва­ла 86 чле­нов (в 1915 из неё вы­де­ли­лась груп­па про­грес­сив­ных националистов – ок. 30 деп.), фрак­ция зем­цев-октябристов – 66, фрак­ция правых – 60 (в 1916 вы­де­ли­лась груп­па не­за­ви­си­мых правых – 32 де­пу­та­та), фрак­ция КДП – 48, груп­па центра – 36, фрак­ция прогрессистов – 33, груп­па «Сою­за 17 ок­тяб­ря» – 20, не­за­ви­си­мая группа – 13, тру­до­вая груп­па – 10 деп. С на­ча­лом 1-й ми­ро­вой вой­ны сес­сии Ду­мы со­зы­ва­лись не­ре­гу­ляр­но, пра­ви­тель­ст­во ши­ро­ко прак­ти­ко­ва­ло чрез­вы­чай­но-указ­ное за­ко­но­твор­че­ст­во. На чрез­вы­чай­ной од­но­днев­ной сес­сии 26.7(8.8).1914 Ду­ма вы­ра­зи­ла под­держ­ку пра­ви­тель­ст­ву и одоб­ри­ла пре­дос­тав­ле­ние ему чрез­вы­чай­ных во­ен. кре­ди­тов, впо­след­ст­вии одоб­ря­ла др. чрез­вы­чай­ные ме­ры, пред­при­ня­тые пра­ви­тель­ст­вом в свя­зи с вой­ной. Под влия­ни­ем по­ра­же­ний рос. ар­мии на фрон­те в 1915 сре­ди чле­нов Ду­мы рас­про­стра­ни­лись оп­по­зи­ци­он­ные на­строе­ния, в ре­зуль­та­те ко­то­рых боль­шин­ст­во объ­е­ди­ни­лось во­круг тре­бо­ва­ния сфор­ми­ро­вать но­вое пра­ви­тель­ст­во из поль­зо­вав­ших­ся до­ве­ри­ем Ду­мы по­ли­тич. дея­те­лей (гл. обр., из са­мих де­пу­та­тов Г. д.) и в авг. 1915 соз­да­ло Про­грес­сив­ный блок (в не­го так­же во­шла зна­чит. часть чле­нов Гос. со­ве­та). Кри­ти­ка пра­ви­тель­ст­ва с дум­ской три­бу­ны рез­ко уси­ли­лась с но­яб. 1916. В свя­зи с вол­не­ния­ми в Пет­ро­гра­де пред. СМ Н. Д. Го­ли­цын, вос­поль­зо­вав­шись раз­ре­ше­ни­ем имп. Ни­ко­лая II в слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти при­ос­та­но­вить за­се­да­ния Ду­мы, имп. ука­зом от 25.2(10.3).1917 пре­рвал 5-ю сес­сию Г. д. (долж­на бы­ла во­зоб­но­вить­ся не позд­нее апр. 1917). Од­на­ко де­пу­та­ты не ра­зо­шлись и в ча­ст­ном по­ряд­ке 27.2 (12.3).1917 об­ра­зо­ва­ли Врем. ко­ми­тет Г. д. для во­дво­ре­ния по­ряд­ка в Пет­ро­гра­де и для сно­ше­ния с уч­ре­ж­де­ния­ми и ли­ца­ми. Ко­ми­тет стал од­ним из двух (на­ря­ду с Пет­ро­со­ве­том) цен­тров вла­сти в хо­де Фев­раль­ской ре­во­лю­ции 1917; его пред­ста­ви­те­ли А. И. Гуч­ков и В. В. Шуль­гин вы­еха­ли в Псков, где пы­та­лись убе­дить имп. Николая II от­речь­ся от пре­сто­ла в поль­зу це­са­ре­ви­ча Алек­сея, но им­пе­ра­тор [2(15).3.1917] от­рёк­ся от пре­сто­ла и за се­бя и за сы­на в поль­зу вел. кн. Ми­хаи­ла Алек­сан­д­ро­ви­ча, од­на­ко по­след­ний 3(16)мар­та от­ка­зал­ся при­нять власть, пре­дос­та­вив ре­ше­ние во­про­са Уч­ре­ди­тель­но­му со­б­ра­нию. 2(15).3.1917 Врем. ко­ми­тет Г. д. объ­я­вил о соз­да­нии Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ст­ва, б. ч. порт­фе­лей в ко­то­ром по­лу­чи­ли чле­ны ко­ми­те­та или де­пу­та­ты Г. д. Врем. пра­ви­тель­ст­во вос­пре­пят­ст­во­ва­ло во­зоб­нов­ле­нию 5-й сес­сии Г. д., а 6(19).10.1917 пре­кра­ти­ло де­пу­тат­ские пол­но­мо­чия чле­нов Г. д. в свя­зи с на­ча­лом вы­бо­ров в Уч­ре­дит. со­б­ра­ние.

Одна из двух палат российского парламента – Федерального собрания РФ

2) Од­на из двух па­лат рос. пар­ла­мен­та – Фе­де­раль­но­го со­б­ра­ния РФ. Соз­да­на ука­зом Пре­зи­ден­та РФ (1993). Г. д. – т. н. ниж­няя па­ла­та пар­ла­мен­та, ко­то­рая фор­ми­ру­ет­ся пу­тём об­ще­на­цио­наль­ных вы­бо­ров и пред­став­ля­ет на­се­ле­ние стра­ны в це­лом (в от­ли­чие от верх­ней палаты – Со­ве­та Фе­де­ра­ции, пред­став­ляю­щей субъ­ек­тов РФ).

Со­глас­но Кон­сти­ту­ции РФ, Г. д. со­сто­ит из 450 де­пу­та­тов. Это при­мер­но на 200 ман­да­тов мень­ше, чем чис­лен­ность ниж­ней па­ла­ты в пар­ла­мен­тах Ве­ли­ко­бри­та­нии, ФРГ, Фран­ции. Де­пу­та­ты из­би­ра­ют­ся на 4 го­да на ос­но­ве все­об­ще­го рав­но­го пря­мо­го из­би­рат. пра­ва при тай­ном го­ло­со­ва­нии. С 2007 фор­ми­ру­ет­ся на ос­но­ве про­пор­цио­наль­ной из­би­рат. сис­те­мы по еди­но­му фе­де­раль­но­му ок­ру­гу, кан­ди­да­ты вы­дви­га­ют­ся толь­ко по­ли­тич. пар­тия­ми (спи­ски пар­тий). Пар­тии, не со­брав­шие 7% и бо­лее го­ло­сов из­би­ра­те­лей («за­гра­ди­тель­ный барь­ер»), мест в Г. д. не по­лу­ча­ют.

Г. д. – ор­ган нар. пред­ста­ви­тель­ст­ва и за­ко­но­дат. ор­ган. Осн. функ­ци­ей Г. д. яв­ля­ет­ся за­ко­но­твор­че­ст­во. Г. д. при­ни­ма­ет фе­де­раль­ные и фе­де­раль­ные кон­сти­туц. за­ко­ны (в т. ч. по­прав­ки к ра­нее при­ня­тым). Для при­ня­тия фе­де­раль­но­го за­ко­на тре­бу­ет­ся боль­шин­ст­во го­ло­сов де­пу­та­тов от ус­та­нов­лен­ной чис­ленно­сти Г. д. (т. е. как ми­ни­мум 226). Фе­де­раль­ные кон­сти­туц. за­ко­ны тре­бу­ют для при­ня­тия 2/3 го­ло­сов. За­ко­ны, при­ня­тые Г. д., тре­бу­ют одоб­ре­ния Со­ве­та Фе­де­ра­ции. По клю­че­вым во­про­сам, пе­ре­чис­лен­ным в Кон­сти­ту­ции РФ, это одоб­ре­ние обя­за­тель­но, по другим – не­обя­за­тель­но, ес­ли Со­вет Фе­де­ра­ции в ус­та­нов­лен­ный срок ре­шил не рас­смат­ри­вать за­кон. Т. о., Ду­ма мо­жет при­нять за­кон без Со­ве­та Фе­де­ра­ции, а по­след­ний при­нять его без Г. д. не мо­жет. Со­вет Фе­де­ра­ции мо­жет от­кло­нить за­ко­но­про­ект, при­ня­тый Г. д. (пра­во ве­то). Ве­то Со­ве­та Фе­де­ра­ции мо­жет быть пре­одо­ле­но по­втор­ным при­ня­ти­ем за­ко­но­про­ек­та Ду­мой боль­шин­ст­вом в 2/3 го­ло­сов.

Г. д. на­зна­ча­ет не­ко­то­рых выс­ших долж­но­ст­ных лиц, яв­ля­ет­ся ор­га­ном пар­ла­мент­ско­го кон­тро­ля и уча­ст­ву­ет в оп­ре­де­ле­нии осн. на­прав­ле­ний внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. Так, вы­дви­гае­мая Пре­зи­ден­том РФ кан­ди­да­ту­ра на пост Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ долж­на по­лу­чить одоб­ре­ние Г. д. (ре­ше­ние при­ни­ма­ет­ся от­кры­тым или тай­ным го­ло­со­ва­ни­ем, тре­бу­ет­ся боль­шин­ст­во го­ло­сов от ус­та­нов­лен­ной чис­лен­но­сти де­пу­та­тов Г. д.). Ду­ма на­зна­ча­ет на долж­ность и ос­во­бо­ж­да­ет от долж­но­сти не­ко­то­рых др. долж­но­ст­ных лиц – пред­се­да­те­ля Центр. бан­ка РФ и 12 чле­нов Со­ве­та ди­рек­то­ров Бан­ка, пред­се­да­те­ля Счёт­ной па­ла­ты РФ и по­ло­ви­ну её ау­ди­то­ров, Упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам че­ло­ве­ка в РФ, 1/3 часть чле­нов Центр. из­би­ра­тель­ной ко­мис­сии РФ.

Осу­ще­ст­в­ляя пар­ла­мент­ский кон­троль, Г. д. впра­ве вы­ра­зить не­до­ве­рие Пра­витель­ст­ву РФ. Это не оз­на­ча­ет обя­за­тель­но­го ухо­да пра­ви­тель­ст­ва в от­став­ку, Пре­зи­дент РФ рас­смат­ри­ва­ет во­прос об от­став­ке толь­ко по­сле вто­ро­го во­ту­ма не­до­ве­рия, ес­ли он по­сле­ду­ет в те­че­ние 3 мес. В этом слу­чае он впра­ве уво­лить Пра­ви­тель­ст­во РФ ли­бо на­зна­чить но­во­го Пред­се­да­те­ля Пра­ви­тель­ст­ва РФ и рас­пус­тить Г. д. с на­зна­че­ни­ем да­ты но­вых вы­бо­ров. Пре­зи­дент мо­жет так­же рас­пус­тить Г. д. в слу­чае от­ка­за в до­ве­рии (пу­тём го­ло­со­ва­ния боль­шинст­ва от ус­та­нов­лен­ной чис­лен­но­сти Г. д.), ес­ли во­прос о до­ве­рии бу­дет по­став­лен пе­ред Ду­мой Пред­се­да­те­лем Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Г. д. об­ла­да­ет и др. пол­но­мо­чия­ми. Толь­ко она ут­вер­жда­ет еже­год­ный го­су­дар­ст­вен­ный бюд­жет (за­ко­ном, при­ня­тым со­вме­ст­но с Со­ве­том Фе­де­ра­ции) и от­чёт о его ис­пол­не­нии. Г. д. объ­яв­ля­ет ам­ни­стию (объ­яв­ля­лась бо­лее 10 раз). Г. д. при­ни­ма­ет ре­ше­ния на пле­нар­ных за­се­да­ни­ях, ко­то­рые пра­во­моч­ны в при­сут­ст­вии боль­шин­ст­ва де­пу­та­тов. Г. д. сис­те­ма­ти­че­ски (по рас­пи­са­нию в оп­ре­де­лён­ный день не­де­ли) про­во­дит «пра­ви­тель­ст­вен­ный час», на ко­то­ром за­слу­ши­ва­ет ми­ни­ст­ров, др. выс­ших долж­но­ст­ных лиц по за­ра­нее пе­ре­дан­ным им во­про­сам (но при­ни­мать в их от­но­ше­нии к.-л. обя­за­тель­ные ре­ше­ния Г. д. не впра­ве). В ра­бо­те Ду­мы ис­поль­зу­ют­ся пар­ла­мент­ские (от име­ни па­ла­ты) и де­пу­тат­ские за­про­сы. Пар­ла­мен­та­рии мо­гут про­во­дить так­же пар­ла­мент­ские рас­сле­до­ва­ния, соз­да­вая для это­го объ­е­ди­нён­ную ко­мис­сию Г. д. и Со­ве­та Фе­де­ра­ции.

Фото А. И. Нагаева Здание Государственной думы Российской Федерации в Москве. 1932–35. Архитектор А. Я. Лангман. Фото 2006.

Внутр. ор­га­ни­за­ция и по­ря­док ра­бо­ты Г. д. оп­ре­де­ля­ют­ся при­ни­мае­мым ею рег­ла­мен­том. Ра­бо­той Г. д. ру­ко­во­дят из­би­рае­мые ею пред­се­да­тель (ино­гда на­зы­вае­мый спи­ке­ром) и 10 за­мес­ти­те­лей пред­се­да­те­ля. Пред­се­да­те­лем Ду­мы по тра­ди­ции из­би­ра­ет­ся пред­ста­ви­тель наи­бо­лее круп­ной парт. фрак­ции в Г. д., его заместителями – пред­ста­ви­те­ли др. фрак­ций. Внутр. ру­ко­во­дя­щим ор­га­ном яв­ля­ет­ся так­же Со­вет Г. д., на за­се­да­ниях ко­то­ро­го ре­шаю­щий го­лос име­ют пред­се­да­тель Г. д. и его за­мес­ти­те­ли, ли­де­ры парт. фрак­ций уча­ст­ву­ют с пра­вом со­ве­щат. го­ло­са. Внут­ри Г. д. де­пу­та­ты груп­пи­ру­ют­ся по парт. фрак­ци­ям. Пе­ре­ход из од­ной пар­тии (от ко­то­рой де­пу­тат из­бран) в др. пар­тию (и фрак­цию) вле­чёт ли­ше­ние де­пу­тат­ско­го ман­да­та. Внутр. ор­га­на­ми яв­ля­ют­ся так­же по­сто­ян­ные ко­ми­те­ты и по­сто­ян­ные ко­мис­сии, соз­да­вае­мые на пе­ри­од сес­сии. Ка­кие имен­но ко­ми­те­ты и ко­мис­сии и в ка­ком ко­ли­че­ст­ве, оп­ре­де­ля­ет­ся рег­ла­мен­том Ду­мы (как пра­ви­ло, их бо­лее 20). Со­став ко­ми­те­тов фор­ми­ру­ет­ся про­пор­цио­наль­но чис­лен­но­сти парт. фрак­ций, обыч­но это де­ла­ет­ся «па­кет­ным со­гла­ше­ни­ем» ме­ж­ду фрак­ция­ми (пар­тия­ми), ко­гда до­го­ва­ри­ва­ют­ся о за­ме­ще­нии долж­но­стей за­мес­ти­те­лей пред­се­да­те­ля Г. д., пред­се­да­те­лей ко­ми­те­тов, их за­мес­ти­те­лей, ко­ли­че­ст­ве чле­нов. Ка­ж­дый де­пу­тат обя­зан при­ни­мать уча­стие в ра­бо­те од­но­го из ко­ми­те­тов. Ко­ми­те­ты пред­ва­ри­тель­но рас­смат­ри­ва­ют за­ко­но­про­ек­ты, про­ек­ты по­ста­нов­ле­ний Г. д., де­ла­ют док­ла­ды и со­док­ла­ды по этим до­ку­мен­там. Для под­го­тов­ки отд. во­про­сов соз­да­ют­ся врем. ко­мис­сии. Для ра­бо­ты с из­би­ра­те­ля­ми де­пу­та­ты вы­ез­жа­ют на мес­та и ис­поль­зу­ют др. фор­мы ра­бо­ты. Ду­ма ра­бо­та­ет в сес­си­он­ном порядке – две сес­сии в год: ве­сен­няя (январь – июнь) и осен­няя (сентябрь – де­кабрь). В слу­чае не­об­хо­ди­мо­сти по­сле кон­суль­та­ций пред­се­да­те­ля Г. д. с ли­де­ра­ми фрак­ций Ду­ма при­ни­ма­ет ре­ше­ние о про­дле­нии или со­зы­ве сес­сии дос­роч­но. Г. д. име­ет свой ап­па­рат, ко­то­рый обес­пе­чи­ва­ет ор­га­ни­зац. и тех­нич. ра­бо­ту.

Законодательный орган государственной власти в ряде субъектов РФ

3) За­ко­но­дат. ор­ган гос. вла­сти в ря­де субъ­ек­тов РФ – Ас­т­ра­хан­ской обл., Став­ро­поль­ском крае, Яма­ло-Не­нец­ком ав­то­ном­ном ок­ру­ге и др.

Ис­точн.: Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма. Сте­но­гра­фи­че­ские от­че­ты: [Со­зыв 1–4]. СПб.; П., 1906–1917; За­ко­но­да­тель­ные ак­ты пе­ре­ход­но­го вре­ме­ни. 1904–1908 гг. СПб., 1909; За­ко­но­твор­че­ст­во дум­ских фрак­ций 1906–1917 гг. М., 2006.

Лит.: Кирьянов И. К., Лукьянов М. Н. Пар­ла­мент са­мо­дер­жав­ной Рос­сии. Пермь, 1995; Власть и ре­фор­мы. СПб., 1996; Демин В. А. Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма Рос­сии (1906–1917). М., 1996; До­не­се­ния Л. К. Ку­ма­ни­на из ми­нис­тер­ско­го па­виль­о­на Го­су­дар­ст­вен­ной ду­мы, де­кабрь 1911 – фев­раль 1917 // Во­про­сы ис­то­рии. 1999. № 1–12. 2000. № 1–6; Нико­ла­ев А. Б. Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма в Фев­раль­ской ре­во­лю­ции: Очер­ки ис­то­рии. Ря­зань, 2002; Пред­ста­ви­тель­ная власть в Рос­сии: Ис­то­рия и со­вре­мен­ность. М., 2004; Го­су­дар­ст­вен­ная ду­ма Рос­сии, 1906–2006. Эн­цик­ло­пе­дия: В 2 т. М., 2006.

Вернуться к началу