ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ КОНТРО́ЛЬ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ КОНТРО́ЛЬ в России и СССР в 19–20 вв., центр. гос. учреждения, осуществлявшие финансовый и хозяйств. контроль и надзор за законным исполнением постановлений центр. власти. Первый единый орган Г. к. в России создан в 1811, существовал на правах министерства, до 1836/37 назывался Гл. управлением ревизии гос. счетов, затем – Г. к. Возглавлялся гос. контролёром (должность учреждена в 1810). Первоначально Г. к. осуществлял только последующий контроль (ревизия финансовой отчётности) в форме проверки систематизированных («генеральных») отчётов (до 1822 – с выборочной проверкой по подлинным документам) гос. и обществ. учреждений о полученных ими доходах и произведённых расходах. До создания в 1865–68 в губерниях и областях местных органов Г. к. (контрольных палат) отчёты о движении капиталов местных гос. и обществ. учреждений Г. к. получал от счётных экспедиций (с 1831 контрольных отделений) казённых палат. Г. к. создавал также врем. местные органы для контроля за строительством железных дорог, портовых и оборонит. сооружений и т. д. В 1839 Г. к. стал осуществлять фактич. контроль (проверка на месте хода строит. работ, сохранности материальных ценностей и пр.) учреждений некоторых министерств. В ходе финансовых реформ 1862–68 полномочия Г. к. расширены: он стал проводить последующий контроль по подлинным финансовым документам, осуществлять предварит. контроль (делать заключения о целесообразности, обоснованности и законности предназначавшихся к исполнению финансовых смет, хозяйств. операций и т. д.) центр. гос. учреждений и их требований предоставить сверхсметные кредиты. Г. к. стал осуществлять фактич. контроль хозяйств. учреждений армии во время войны (с 1877), заводов и мастерских Морского мин-ва и С.-Петерб. порта (с 1887), строительства воен. портов (с 1890), деятельности казённых горных заводов (с 1905). Предварит. и фактич. контроль Г. к. осуществлял: за сооружением (с 1881) и эксплуатацией (с 1883) казённых железных дорог; строительством оборонит. сооружений (с 1882/83) и казарм (с 1883); возведением коммерч. портов, действиями Мин-ва путей сообщения по управлению внутр. водными путями сообщения и шоссейными дорогами (с 1884); реализацией винной монополии (с 1900); правительств. мероприятиями по переселению крестьян (с 1907). Г. к. осуществлял также контрольный надзор над строительством отд. частных железных дорог (1882–95), оборотами отд. частных ж.-д. обществ (1884–1900), строит. операциями частных ж.-д. обществ, проводившимися за счёт гарантированных правительством капиталов (с 1901). В 1866–1917 Г. к. составлял ежегодные отчёты по исполнению росписи гос. доходов и расходов.
Из ведения Г. к. был изъят ряд гос. учреждений, среди них: Ведомство учреждений имп. Марии и подчинённые ему заведения, Кабинет Е. И. В. (1811–1917); гос. кредитные учреждения (1811–94); Деп-т уделов (1821–26) и Мин-во императорского двора и уделов (1827–1917); Пажеский корпус (1824–59); АХ (1829–1859); Капитул рос. императорских и царских орденов (1842–59); органы самоуправления, 1-е отделение Собственной Е. И. В. канцелярии (1859–1917). Кроме того, из ведения Г. к. изъяты: суммы, отпускавшиеся на «известное Е. И. В. употребление»; кредитные суммы Особенной канцелярии министра финансов по кредитной части (1830–1910); расходы из капиталов Опекунских советов, некоторые сборы, доходы и расходы Синода (1859–1917).
Сразу после Февр. революции 1917 ведению Г. к. были подчинены все операции быв. Кабинета Е. И. В., гос. контролёр получил право устанавливать постоянный предварит. и фактич. контроль по собств. усмотрению; в июне 1917 отменены все установленные ранее изъятия из ведения гос. контроля.
После Окт. революции 1917 на основе Г. к. постепенно сложилась система новых органов Г. к. Первоначально функции Г. к. должна была исполнять спец. коллегия ВЦИК во главе с нар. комиссаром по гос. контролю. Декретом СНК от 18(31).1.1918 образованы Центр. контрольная коллегия при ВЦИК, учётно-контрольные коллегии при местных советах и контрольные комиссии в учреждениях и на предприятиях (действовали до 11 июля). 9 мая вместо них создан Наркомат гос. контроля (НК ГК). Права и обязанности органов Г. к. регламентировались Правилами о предварит. и фактич. ревизии, утверждёнными СНК 26.11.1918.
Декретом ВЦИК и СНК от 9.4.1919 в ведение НК ГК переданы все контрольно-ревизионные учреждения и структуры ведомств, организаций и предприятий; функции предварит. и фактич. контроля дополнены системой адм. функций – органам Г. к. вменено в обязанность обследовать и пересматривать штаты гос. учреждений, производить расследование и предавать суду должностных лиц, налагать арест на имущество. К традиц. формам проведения проверок добавились т. н. летучие ревизии (охватывали все аспекты деятельности объекта ревизии, предполагали немедленное принятие мер по устранению недостатков и злоупотреблений – увольнения, передача дел в чрезвычайные комиссии и воен.-революц. трибуналы). К осуществлению контроля стали привлекать рабочих и крестьян в качестве врем. и постоянных работников, а также понятых из трудящегося населения.
При Г. к., а также при наркоматах и исполкомах создавались бюро приёма жалоб и заявлений от граждан (за 6 мес в бюро поступило 20 тыс. жалоб, в осн. на незаконно проведённые реквизиции, конфискации и аресты).
Положением ВЦИК от 7.2.1920 НК ГК РСФСР преобразован в Наркомат рабоче-крестьянской инспекции (НК РКИ) РСФСР для осуществления контроля над всеми гос. и обществ. организациями в области финансовой, адм. и хозяйств. деятельности. К участию в гос. контроле привлекались лица, преим. члены РКП(б), имевшие избират. право (кроме занимавших должность), т. е. рабочие и красногвардейцы, часть крестьян. Их число не ограничивалось, состав привлечённых членов гос. контроля должен был быть текучим, с тем чтобы все работники постепенно прошли школу гос. управления. Выборы в члены РКИ осуществлялись на фабриках, заводах, предприятиях, сельских и волостных собраниях избирателей и на беспартийных рабоче-крестьянских конференциях. На местах создавались ячейки содействия РКИ. Все существовавшие рабочие инспекции вошли в состав РКИ.
В июле 1923 НК РКИ был объединён с парт. контрольным органом – Центр. контрольной комиссией РКП(б) (ЦКК) и образован НК РКИ СССР (руководящие работники Наркомата одновременно являлись членами ЦКК, принципиальное руководство сохранялось за ней). Одноим. наркоматы на тех же началах создавались в союзных республиках.
Основными в работе НК РКИ стали адм. контроль за выполнением первого 5-летнего плана (1928/29–1932/33), а также чистки сов. учреждений (одна из наиболее крупных проведена в рамках «Академического дела»). Значит. часть финансового контроля с нач. 1920-х гг. перешла к контрольным органам Наркомата финансов. Укрепление тоталитарной формы правления в нач. 1930-х гг. привело к ликвидации НК РКИ (11.2.1934), его аппарат передан образованным комиссиям – сов. контроля при СНК СССР (КСК) и парт. контроля при ЦК ВКП(б). По словам И. В. Сталина, нужна была «не инспекция, а проверка исполнения решений центра». КСК реорганизована 6.10.1940 в Наркомат (с 15.3.1946 Мин-во) гос. контроля СССР.
В условиях надвигавшейся войны Наркомат вновь стал осуществлять контроль за учётом и расходованием средств и материальных ценностей, находившихся в распоряжении гос., воен., кооперативных и обществ. организаций и учреждений, получил право взыскивать денежные штрафы и привлекать должностных лиц к судебной ответственности.
В ходе реформ сер. 1950-х – нач. 1960-х гг. вместо Мин-ва Г. к. при СМ СССР создана первоначально Комиссия сов. контроля (1957–61), затем Комиссия Г. к. (1961–62). В 1962–65 функции Г. к. осуществлял К-т партийно-гос. контроля (КПГК) при ЦК КПСС и СМ СССР, с 1965 – К-т нар. контроля (КНК) при СМ СССР. С принятием Конституции СССР 1977 и Закона СССР «О народном контроле» от 30.11.1979 КНК перешёл в двойное подчинение – ВС и СМ СССР. Рыночные реформы 2-й пол. 1980-х – нач. 1990-х гг. привели к перестройке системы Г. к. КНК СССР 26.12.1990 преобразован в Контрольную палату СССР (КП СССР) – высший орган финансово-экономич. контроля при ВС СССР. В связи с прекращением существования СССР КП была ликвидирована (Постановление Президиума ВС РФ от 3.2.1992).
В РФ функции финансового контроля выполняет Счётная палата.