Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ КОНТРО́ЛЬ

Авторы: Н. М. Корнева (государственный контроль до 1918)

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ КОНТРО́ЛЬ в Рос­сии и СССР в 19–20 вв., центр. гос. уч­ре­ж­де­ния, осу­ще­ст­в­ляв­шие фи­нан­со­вый и хо­зяйств. кон­троль и над­зор за за­кон­ным ис­пол­не­ни­ем по­ста­нов­ле­ний центр. вла­сти. Пер­вый еди­ный ор­ган Г. к. в Рос­сии соз­дан в 1811, су­ще­ст­во­вал на пра­вах ми­ни­стер­ст­ва, до 1836/37 на­зы­вал­ся Гл. управ­ле­ни­ем ре­ви­зии гос. сче­тов, за­тем – Г. к. Воз­глав­лял­ся гос. кон­тро­лё­ром (долж­ность уч­ре­ж­де­на в 1810). Пер­во­на­чаль­но Г. к. осу­ще­ст­в­лял толь­ко по­сле­дую­щий кон­троль (ре­ви­зия фи­нан­со­вой от­чёт­но­сти) в фор­ме про­вер­ки сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­ных («ге­не­раль­ных») от­чё­тов (до 1822 – с вы­бо­роч­ной про­вер­кой по под­лин­ным до­ку­мен­там) гос. и об­ществ. уч­ре­ж­де­ний о по­лу­чен­ных ими до­хо­дах и про­из­ве­дён­ных рас­хо­дах. До соз­да­ния в 1865–68 в гу­бер­ни­ях и об­лас­тях ме­ст­ных ор­га­нов Г. к. (кон­троль­ных па­лат) от­чё­ты о дви­же­нии ка­пи­та­лов ме­ст­ных гос. и об­ществ. уч­ре­ж­де­ний Г. к. по­лу­чал от счёт­ных экс­пе­ди­ций (с 1831 кон­троль­ных от­де­ле­ний) ка­зён­ных па­лат. Г. к. соз­да­вал так­же врем. ме­ст­ные ор­га­ны для кон­тро­ля за строи­тель­ст­вом же­лез­ных до­рог, пор­то­вых и обо­ро­нит. со­ору­же­ний и т. д. В 1839 Г. к. стал осу­ще­ст­в­лять фак­тич. кон­троль (про­вер­ка на мес­те хо­да стро­ит. ра­бот, со­хран­но­сти ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей и пр.) уч­ре­ж­де­ний не­ко­то­рых ми­ни­стерств. В хо­де фи­нан­со­вых ре­форм 1862–68 пол­но­мо­чия Г. к. рас­ши­ре­ны: он стал про­во­дить по­сле­дую­щий кон­троль по под­лин­ным фи­нан­со­вым до­ку­мен­там, осу­ще­ст­в­лять пред­ва­рит. кон­троль (де­лать за­клю­че­ния о це­ле­со­об­раз­но­сти, обос­но­ван­но­сти и за­кон­но­сти пред­на­зна­чав­ших­ся к ис­пол­не­нию фи­нан­со­вых смет, хо­зяйств. опе­ра­ций и т. д.) центр. гос. уч­ре­ж­де­ний и их тре­бо­ва­ний пре­дос­та­вить сверх­смет­ные кре­ди­ты. Г. к. стал осу­ще­ст­в­лять фак­тич. кон­троль хо­зяйств. уч­ре­ж­де­ний ар­мии во вре­мя вой­ны (с 1877), за­во­дов и мас­тер­ских Мор­ско­го мин-ва и С.-Пе­терб. пор­та (с 1887), строи­тель­ст­ва во­ен. пор­тов (с 1890), дея­тель­но­сти ка­зён­ных гор­ных за­во­дов (с 1905). Пред­ва­рит. и фак­тич. кон­троль Г. к. осу­ще­ст­в­лял: за со­ору­же­ни­ем (с 1881) и экс­плуа­та­ци­ей (с 1883) ка­зён­ных же­лез­ных до­рог; строи­тель­ст­вом обо­ро­нит. со­ору­же­ний (с 1882/83) и ка­зарм (с 1883); воз­ве­де­ни­ем ком­мерч. пор­тов, дей­ст­вия­ми Мин-ва пу­тей со­об­ще­ния по управ­ле­нию внутр. вод­ны­ми пу­тя­ми со­об­ще­ния и шос­сей­ны­ми до­ро­га­ми (с 1884); реа­ли­за­ци­ей вин­ной мо­но­по­лии (с 1900); пра­ви­тельств. ме­ро­прия­тия­ми по пе­ре­се­ле­нию кре­сть­ян (с 1907). Г. к. осу­ще­ст­в­лял так­же кон­троль­ный над­зор над строи­тель­ст­вом отд. ча­ст­ных же­лез­ных до­рог (1882–95), обо­ро­та­ми отд. ча­ст­ных ж.-д. об­ществ (1884–1900), стро­ит. опе­ра­ция­ми ча­ст­ных ж.-д. об­ществ, про­во­див­ши­ми­ся за счёт га­ран­ти­ро­ван­ных пра­ви­тель­ст­вом ка­пи­та­лов (с 1901). В 1866–1917 Г. к. со­став­лял еже­год­ные от­чё­ты по ис­пол­не­нию рос­пи­си гос. до­хо­дов и рас­хо­дов.

Из ве­де­ния Г. к. был изъ­ят ряд гос. уч­ре­ж­де­ний, сре­ди них: Ве­дом­ст­во уч­ре­ж­де­ний имп. Ма­рии и под­чи­нён­ные ему за­ве­де­ния, Ка­би­нет Е. И. В. (1811–1917); гос. кре­дит­ные уч­ре­ж­де­ния (1811–94); Деп-т уде­лов (1821–26) и Мин-во им­пе­ра­тор­ско­го дво­ра и уде­лов (1827–1917); Па­же­ский кор­пус (1824–59); АХ (1829–1859); Ка­пи­тул рос. императорских и царских ор­де­нов (1842–59); ор­га­ны са­мо­управ­ле­ния, 1-е от­де­ле­ние Соб­ст­вен­ной Е. И. В. кан­це­ля­рии (1859–1917). Кро­ме то­го, из ве­де­ния Г. к. изъ­я­ты: сум­мы, от­пус­кав­шие­ся на «из­вест­ное Е. И. В. упот­реб­ле­ние»; кре­дит­ные сум­мы Осо­бен­ной кан­це­ля­рии ми­ни­ст­ра фи­нан­сов по кре­дит­ной час­ти (1830–1910); рас­хо­ды из ка­пи­та­лов Опе­кун­ских со­ве­тов, не­ко­то­рые сбо­ры, до­хо­ды и рас­хо­ды Си­но­да (1859–1917).

Сра­зу по­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 ве­де­нию Г. к. бы­ли под­чи­не­ны все опе­ра­ции быв. Ка­би­не­та Е. И. В., гос. кон­тро­лёр по­лу­чил пра­во ус­та­нав­ли­вать по­сто­ян­ный пред­ва­рит. и фак­тич. кон­троль по собств. ус­мот­ре­нию; в ию­не 1917 от­ме­не­ны все ус­та­нов­лен­ные ра­нее изъ­ятия из ве­де­ния гос. кон­тро­ля.

По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 на ос­но­ве Г. к. по­сте­пен­но сло­жи­лась сис­те­ма но­вых ор­га­нов Г. к. Пер­во­на­чаль­но функ­ции Г. к. долж­на бы­ла ис­пол­нять спец. кол­ле­гия ВЦИК во гла­ве с нар. ко­мис­са­ром по гос. кон­тро­лю. Дек­ре­том СНК от 18(31).1.1918 об­ра­зо­ва­ны Центр. кон­троль­ная кол­ле­гия при ВЦИК, учёт­но-кон­троль­ные кол­ле­гии при ме­ст­ных со­ве­тах и кон­троль­ные ко­мис­сии в уч­ре­ж­де­ни­ях и на пред­при­яти­ях (дей­ст­во­ва­ли до 11 ию­ля). 9 мая вме­сто них соз­дан Нар­ко­мат гос. кон­тро­ля (НК ГК). Пра­ва и обя­зан­но­сти ор­га­нов Г. к. рег­ла­мен­ти­ро­ва­лись Пра­ви­ла­ми о пред­ва­рит. и фак­тич. ре­ви­зии, ут­вер­ждён­ны­ми СНК 26.11.1918.

Дек­ре­том ВЦИК и СНК от 9.4.1919 в ве­де­ние НК ГК пе­ре­да­ны все кон­троль­но-ре­ви­зи­он­ные уч­ре­ж­де­ния и струк­ту­ры ве­домств, ор­га­ни­за­ций и пред­при­ятий; функ­ции пред­ва­рит. и фак­тич. кон­тро­ля до­пол­не­ны сис­те­мой адм. функ­ций – ор­га­нам Г. к. вме­не­но в обя­зан­ность об­сле­до­вать и пе­ре­смат­ри­вать шта­ты гос. уч­ре­ж­де­ний, про­из­во­дить рас­сле­до­ва­ние и пре­да­вать су­ду долж­но­ст­ных лиц, на­ла­гать арест на иму­щест­во. К тра­диц. фор­мам про­ве­де­ния про­ве­рок до­ба­ви­лись т. н. ле­ту­чие ре­ви­зии (ох­ва­ты­ва­ли все ас­пек­ты дея­тель­но­сти объ­ек­та ре­ви­зии, пред­по­ла­га­ли не­мед­лен­ное при­ня­тие мер по уст­ра­не­нию не­дос­тат­ков и зло­упот­реб­ле­ний – уволь­не­ния, пе­ре­да­ча дел в чрез­вы­чай­ные ко­мис­сии и во­ен.-ре­волюц. три­бу­на­лы). К осу­ще­ст­в­ле­нию кон­тро­ля ста­ли при­вле­кать ра­бо­чих и кре­сть­ян в ка­че­ст­ве врем. и по­сто­ян­ных ра­бот­ни­ков, а так­же по­ня­тых из тру­дя­ще­го­ся на­се­ле­ния.

При Г. к., а так­же при нар­ко­ма­тах и ис­пол­ко­мах соз­да­ва­лись бю­ро приё­ма жа­лоб и за­яв­ле­ний от гра­ж­дан (за 6 мес в бю­ро по­сту­пи­ло 20 тыс. жа­лоб, в осн. на не­за­кон­но про­ве­дён­ные ре­к­ви­зи­ции, кон­фи­ска­ции и аре­сты).

По­ло­же­ни­ем ВЦИК от 7.2.1920 НК ГК РСФСР пре­об­ра­зо­ван в Нар­ко­мат ра­бо­че-кре­сть­ян­ской ин­спек­ции (НК РКИ) РСФСР для осу­ще­ст­в­ле­ния кон­тро­ля над все­ми гос. и об­ществ. ор­га­ни­за­ция­ми в об­лас­ти фи­нан­со­вой, адм. и хо­зяйств. дея­тель­но­сти. К уча­стию в гос. кон­троле при­вле­ка­лись ли­ца, пре­им. чле­ны РКП(б), имев­шие из­би­рат. пра­во (кро­ме за­ни­мав­ших долж­ность), т. е. ра­бочие и крас­но­гвар­дей­цы, часть кре­сть­ян. Их чис­ло не ог­ра­ни­чи­ва­лось, со­став при­вле­чён­ных чле­нов гос. кон­тро­ля дол­жен был быть те­ку­чим, с тем что­бы все ра­бот­ни­ки по­сте­пен­но про­шли шко­лу гос. управ­ле­ния. Вы­бо­ры в чле­ны РКИ осу­ще­ст­в­ля­лись на фаб­ри­ках, за­во­дах, пред­при­яти­ях, сель­ских и во­ло­ст­ных со­б­ра­ни­ях из­би­ра­те­лей и на бес­пар­тий­ных ра­бо­че-кре­сть­ян­ских кон­фе­рен­ци­ях. На мес­тах соз­да­ва­лись ячей­ки со­дей­ст­вия РКИ. Все су­ще­ст­во­вав­шие ра­бо­чие ин­спек­ции во­шли в со­став РКИ.

В ию­ле 1923 НК РКИ был объ­е­ди­нён с парт. кон­троль­ным ор­га­ном – Центр. кон­троль­ной ко­мис­си­ей РКП(б) (ЦКК) и об­ра­зо­ван НК РКИ СССР (ру­ко­во­дя­щие ра­бот­ни­ки Нар­ко­ма­та од­но­вре­мен­но яв­ля­лись чле­на­ми ЦКК, прин­ципиаль­ное ру­ко­во­дство со­хра­ня­лось за ней). Од­но­им. нар­ко­ма­ты на тех же на­ча­лах соз­да­ва­лись в со­юз­ных рес­пуб­ли­ках.

Ос­нов­ны­ми в ра­бо­те НК РКИ ста­ли адм. кон­троль за вы­пол­не­ни­ем пер­во­го 5-лет­не­го пла­на (1928/29–1932/33), а так­же чи­ст­ки сов. уч­ре­ж­де­ний (од­на из наи­бо­лее круп­ных про­ве­де­на в рам­ках «Ака­де­миче­ско­го де­ла»). Зна­чит. часть фи­нан­со­во­го кон­тро­ля с нач. 1920-х гг. пе­ре­шла к кон­троль­ным ор­га­нам Нар­ко­ма­та фи­нан­сов. Ук­ре­п­ле­ние то­та­ли­тар­ной фор­мы прав­ле­ния в нач. 1930-х гг. при­ве­ло к ли­к­ви­да­ции НК РКИ (11.2.1934), его ап­па­рат пе­ре­дан об­ра­зо­ван­ным ко­мис­си­ям – сов. кон­тро­ля при СНК СССР (КСК) и парт. кон­тро­ля при ЦК ВКП(б). По сло­вам И. В. Ста­ли­на, нуж­на бы­ла «не ин­спек­ция, а про­вер­ка ис­пол­не­ния ре­ше­ний цен­тра». КСК ре­орга­ни­зо­ва­на 6.10.1940 в Нар­ко­мат (с 15.3.1946 Мин-во) гос. кон­тро­ля СССР.

В ус­ло­ви­ях над­ви­гав­шей­ся вой­ны Нар­ко­мат вновь стал осу­ще­ст­в­лять кон­троль за учё­том и рас­хо­до­ва­ни­ем средств и ма­те­ри­аль­ных цен­но­стей, на­хо­див­ших­ся в рас­по­ря­же­нии гос., во­ен., коо­пе­ра­тив­ных и об­ществ. ор­га­ни­за­ций и уч­ре­ж­де­ний, по­лу­чил пра­во взы­ски­вать де­неж­ные штра­фы и при­вле­кать долж­но­ст­ных лиц к су­деб­ной от­вет­ст­вен­но­сти.

В хо­де ре­форм сер. 1950-х – нач. 1960-х гг. вме­сто Мин-ва Г. к. при СМ СССР соз­да­на пер­во­на­чаль­но Ко­мис­сия сов. кон­тро­ля (1957–61), за­тем Ко­мис­сия Г. к. (1961–62). В 1962–65 функ­ции Г. к. осу­щест­в­лял К-т пар­тий­но-гос. кон­тро­ля (КПГК) при ЦК КПСС и СМ СССР, с 1965 – К-т нар. кон­тро­ля (КНК) при СМ СССР. С при­ня­ти­ем Кон­сти­ту­ции СССР 1977 и За­ко­на СССР «О на­род­ном кон­тро­ле» от 30.11.1979 КНК пе­ре­шёл в двой­ное под­чи­не­ние – ВС и СМ СССР. Ры­ноч­ные ре­фор­мы 2-й пол. 1980-х – нач. 1990-х гг. при­ве­ли к пе­ре­строй­ке сис­те­мы Г. к. КНК СССР 26.12.1990 пре­об­ра­зо­ван в Кон­троль­ную па­ла­ту СССР (КП СССР) – выс­ший ор­ган фи­нан­со­во-эко­но­мич. кон­тро­ля при ВС СССР. В свя­зи с пре­кра­ще­ни­ем су­ще­ст­во­ва­ния СССР КП бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на (По­ста­нов­ле­ние Пре­зи­диу­ма ВС РФ от 3.2.1992).

В РФ функ­ции фи­нан­со­во­го кон­тро­ля вы­пол­ня­ет Счёт­ная па­ла­та.

Лит.: Го­су­дар­ст­вен­ный кон­троль. 1811–1911. СПб., 1911; Кре­мя­нов­ский М. Го­су­дар­ст­вен­ный кон­троль в Рос­сии за 100 лет // Вест­ник Ев­ро­пы. 1915. № 7–8; Ко­ня­ев А.  Фи­нан­со­вый кон­троль в до­ре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии. М., 1959; Ли­ха­чев М. Т. О струк­ту­ре фи­нан­со­во-кон­троль­но­го ап­па­ра­та Рос­сии на­ка­ну­не Ок­тяб­ря по ар­хив­ным ис­точ­ни­кам (фев­раль – ок­тябрь 1917 г.) // Ак­ту­аль­ные про­бле­мы ар­хи­во­ве­де­ния и ис­точ­ни­ко­ве­де­ния. М., 1983. Ч. 2.

  • ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ КОНТРО́ЛЬ в России и СССР в 19–20 вв., центр. гос. учреждения, осуществлявшие финансовый и хозяйств. контроль и надзор за законным исполнением постановлений центр. власти (2007)
Вернуться к началу