Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ БЮДЖЕ́Т

  • рубрика

    Рубрика: Юриспруденция

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 528-530

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. Г. Нестеренко, Б. А. Хейфец

ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ БЮДЖЕ́Т, бюд­жет сек­то­ра го­су­дар­ст­вен­но­го управ­ле­ния (pub­lic economics, public sector econo­mics).

В рос. за­ко­но­да­тель­ст­ве ис­поль­зу­ет­ся аль­тер­на­тив­ное по­ня­тие – бюд­жет бюд­жет­ной сис­те­мы РФ как со­во­куп­ность бюд­же­тов пуб­лич­но-пра­во­вых об­ра­зо­ва­ний (пуб­лич­ных бюд­же­тов).

По оп­ре­де­ле­нию Ф. С. Нит­ти, «бюд­жет есть не что иное, как под­твер­ждён­ная до­ку­мен­та­ми рос­пись пред­по­ла­гае­мых до­хо­дов и раз­ре­шён­ных го­су­дар­ст­ву или ад­ми­ни­ст­ра­тив­ным уч­ре­ж­де­ни­ям рас­хо­дов, это акт, со­дер­жа­щий пред­ва­ри­тель­ное одоб­ре­ние го­су­дар­ст­вен­ных до­хо­дов и рас­хо­дов». Глав­ное на­зна­че­ние Г. б. – с по­мо­щью де­неж­ных средств обес­пе­чить функ­цио­ни­ро­ва­ние гос. ин­сти­ту­тов.

Пер­во­ос­но­вой бюд­же­та РФ яв­ля­ет­ся ус­та­нов­лен­ное кон­сти­ту­ци­он­но-пра­во­вое про­стран­ст­во и на­ли­чие пуб­лич­но-пра­во­вых об­ра­зо­ва­ний, во­про­сы ве­де­ния ко­то­рых ус­та­нов­ле­ны Кон­сти­ту­ци­ей РФ, а так­же фе­де­раль­ны­ми за­ко­на­ми, раз­гра­ни­чи­ваю­щи­ми пол­но­мо­чия РФ, субъ­ек­тов РФ и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. В рам­ках реа­ли­за­ции во­про­сов ве­де­ния и за­кре­п­лён­ных пол­но­мо­чий пуб­лич­но-пра­во­вые об­ра­зо­ва­ния при­ни­ма­ют нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты, по­ро­ж­даю­щие их обя­за­тель­ст­ва пе­ред гра­ж­да­на­ми, а так­же нор­ма­тив­ные пра­во­вые ак­ты, обес­пе­чи­ваю­щие соз­да­ние и функ­цио­ни­ро­ва­ние гос. ин­сти­ту­тов (ар­мия, ор­га­ны пра­во­по­ряд­ка, су­ды и т. п.). Ис­пол­не­ние кон­сти­туц. обя­зан­но­стей пуб­лич­но-пра­во­вых об­ра­зо­ва­ний обес­пе­чи­ва­ет­ся кон­сти­туц. пра­вом взи­мать ус­та­нов­лен­ные за­ко­ном на­ло­ги и сбо­ры.

Т. о., у го­су­дар­ст­ва, яв­ляю­ще­го­ся од­но­вре­мен­но пуб­лич­но-пра­во­вым об­ра­зо­ва­ни­ем и соб­ст­вен­ни­ком гос. иму­ще­ст­ва, име­ют­ся обя­за­тель­ст­ва (пас­си­вы), воз­ни­каю­щие не­по­сред­ст­вен­но в си­лу за­ко­нов, и обя­за­тель­ст­ва, воз­ни­каю­щие в сфе­ре гра­ж­дан­ско-пра­во­вых от­но­ше­ний [т. е. в си­лу до­го­во­ров (со­гла­ше­ний), в ко­то­рых го­су­дар­ст­во или его пред­ста­ви­те­ли яв­ля­ют­ся од­ной из сто­рон], а так­же фи­нан­со­вые ак­ти­вы в ви­де за­ко­но­да­тель­но ус­та­нов­лен­ных на­ло­гов и сбо­ров и ак­ти­вы от управ­ле­ния гос. иму­ще­ст­вом. Дан­ное по­ло­же­ние рас­про­стра­ня­ет­ся и на та­кой вид пуб­лич­но-пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния, как ме­ст­ное са­мо­управ­ле­ние, яв­ляю­щее­ся од­но­вре­мен­но соб­ст­вен­ни­ком му­ни­ци­паль­но­го иму­ще­ст­ва.

В про­цес­се реа­ли­за­ции бюд­жет­но-на­ло­го­вой по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва и управ­ле­ния со­от­вет­ст­вую­щи­ми ак­ти­ва­ми и обя­за­тель­ст­ва­ми воз­ни­ка­ют эко­но­мич. от­но­ше­ния ме­ж­ду го­су­дар­ст­вом (му­ни­ци­паль­ным об­ра­зо­ва­ни­ем) и др. субъ­ек­та­ми эко­но­мич. дея­тель­но­сти, в ре­зуль­та­те ко­то­рых фор­ми­ру­ют­ся по­то­ки де­неж­ных средств, от­ра­жаю­щие­ся в бюд­же­те. Т. о., как эко­но­мич. ка­те­го­рия бюд­жет – струк­ту­ри­ро­ван­ная со­во­куп­ность де­неж­ных по­то­ков, воз­ни­каю­щих в про­цес­се управ­ле­ния ак­ти­ва­ми и обя­за­тель­ст­ва­ми пуб­лич­но-пра­во­вых об­ра­зо­ва­ний.

Бюд­жет при­ни­ма­ет­ся в фор­ме пра­во­во­го ак­та (за­ко­на о бюд­же­те), ус­та­нав­ли­ваю­ще­го план по­сту­п­ле­ний по до­хо­дам и ог­ра­ни­че­ния по осу­ще­ст­в­ле­нию рас­хо­дов, а так­же пре­дель­ный объ­ём гос. (му­ни­ци­паль­но­го) дол­га на ко­нец пла­ни­руе­мо­го пе­рио­да.

По­ло­же­ния за­ко­на о бюд­же­те в час­ти до­хо­дов не име­ют обя­за­тель­ной си­лы в том смыс­ле, что яв­ля­ют­ся лишь про­гно­зом по­сту­п­ле­ния де­неж­ных средств от су­ще­ст­вую­щих гос. (му­ни­ци­паль­ных) ак­ти­вов.

Боль­шая же часть рас­хо­дов свя­за­на с ис­пол­не­ни­ем обя­за­тельств, воз­ник­ших в си­лу дей­ст­вия дру­гих за­ко­нов ли­бо в си­лу гра­ж­дан­ско-пра­во­вых до­го­во­ров (со­гла­ше­ний). Эти обя­за­тель­ст­ва го­су­дар­ст­ва (му­ни­ци­па­ли­те­та) дей­ст­ву­ют вплоть до от­ме­ны или ис­пол­не­ния со­от­вет­ст­вую­щих пра­во­вых ак­тов, до­го­во­ров (со­гла­ше­ний).

По­ми­мо ас­сиг­но­ва­ний на оп­ла­ту дей­ст­вую­щих обя­за­тельств, в за­ко­не о бюд­же­те ут­вер­жда­ют­ся ас­сиг­но­ва­ния, ко­торые да­ют ор­га­нам ис­пол­нит. вла­сти (или их пред­ста­ви­те­лям) пра­во осу­ще­ст­в­лять дей­ст­вия, ре­зуль­та­та­ми ко­то­рых бу­дут яв­лять­ся но­вые обя­за­тель­ст­ва – до­го­во­ры (кон­трак­ты, со­гла­ше­ния), оп­ла­та по ко­то­рым долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся за счёт бюд­жет­ных средств. За­кон (ре­ше­ние) о бюд­же­те в час­ти рас­хо­дов ус­та­нав­ли­ва­ет пре­дель­ный объ­ём прав на их осу­ще­ст­в­ле­ние.

За­кон (ре­ше­ние) о бюд­же­те при­ни­мает­ся на пла­ни­руе­мый пе­ри­од (обыч­но в рас­чё­те на фи­нан­со­вый год) и по­ро­ж­да­ет пра­во­вые от­но­ше­ния, не вы­хо­дя­щие за эти пре­де­лы.

В со­от­вет­ст­вии с фе­де­ра­тив­ным уст­рой­ст­вом Рос­сии к бюд­же­там бюд­жет­ной сис­те­мы РФ от­но­сят­ся: фе­де­раль­ный бюд­жет и бюд­же­ты гос. вне­бюд­жет­ных фон­дов (ут­вер­жда­ют­ся в фор­ме фе­де­раль­ных за­ко­нов и пред­на­зна­че­ны для ис­пол­не­ния рас­ход­ных обя­за­тельств РФ); бюд­же­ты субъ­ек­тов РФ и бюд­же­ты тер­ри­то­ри­аль­ных го­су­дар­ст­вен­ных вне­бюд­жет­ных фон­дов (ут­вер­жда­ют­ся в фор­ме за­ко­нов субъ­ек­тов РФ и пред­на­зна­че­ны для ис­пол­не­ния рас­ход­ных обя­за­тельств субъ­ек­та РФ); ме­ст­ные бюд­же­ты (ут­вер­жда­ют­ся в фор­ме му­ни­ци­паль­ных пра­во­вых ак­тов и пред­на­зна­че­ны для ис­пол­не­ния рас­ход­ных обя­за­тельств му­ни­ци­паль­но­го об­ра­зо­ва­ния).

Бу­ду­чи не­отъ­ем­ле­мой ча­стью бюд­жет­но-на­ло­го­вой и де­неж­но-кре­дит­ной по­ли­ти­ки, бюд­жет яв­ля­ет­ся важ­ней­шим ин­ст­ру­мен­том го­су­дар­ст­вен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния эко­но­ми­ки и вы­пол­ня­ет сле­дую­щие функ­ции: рас­пре­де­ли­тель­ную (пе­ре­рас­пре­де­ли­тель­ную), ста­би­ли­за­ци­он­ную и кон­троль­ную.

Рас­пре­де­ли­тель­ная функ­ция бюд­же­та про­яв­ля­ет­ся в свя­зи с пре­дос­тав­ле­ни­ем го­су­дар­ст­вом об­ще­ст­вен­ных благ. Об­ществ. бла­га, в от­ли­чие от ча­ст­ных, не мо­гут быть обес­пе­че­ны по­сред­ст­вом ры­ноч­ных от­но­ше­ний, по­сколь­ку в не­ко­то­рых слу­ча­ях ры­нок не­со­стоя­те­лен ли­бо не­эф­фек­ти­вен. Осн. при­чи­на со­сто­ит в том, что ну­ж­да в этих бла­гах осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кол­лек­тив­но, в то вре­мя как в ча­ст­ных бла­гах – ин­ди­ви­ду­аль­но. Поль­за, ко­то­рую при­но­сят об­ществ. бла­га, не ог­ра­ни­че­на од­ним ча­ст­ным по­тре­би­те­лем, а ста­но­вит­ся дос­туп­ной в том же объ­ё­ме и ка­че­ст­ве ос­таль­ным по­тре­би­те­лям (напр., при реа­ли­за­ции мер по ох­ра­не воз­ду­ха от за­гряз­не­ния при дос­ти­же­нии за­дан­ной чис­то­ты воз­ду­ха вы­го­да бу­дет дос­туп­на всем, кто ды­шит). По­треб­ле­ние об­ществ. благ яв­ля­ет­ся «не­кон­ку­рент­ным» в том смыс­ле, что по­лу­че­ние вы­го­ды од­ним по­тре­би­те­лем не умень­ша­ет её для дру­гих по­тре­би­те­лей.

Реа­ли­за­ция рас­пре­де­лит. функ­ции бюд­же­та влия­ет на ис­поль­зо­ва­ние эко­но­мич. ре­сур­сов та­ким об­ра­зом, что ре­зуль­тат от­ли­ча­ет­ся от то­го, ко­то­рый мог бы быть по­лу­чен в про­цес­се ры­ноч­ных дей­ст­вий ча­ст­ных субъ­ек­тов.

В це­лях соз­да­ния ус­ло­вий для эф­фек­тив­но­го ис­поль­зо­ва­ния ре­сур­сов с учё­том сло­жив­ше­го­ся в об­ще­ст­ве раз­де­ле­ния по до­хо­дам и вы­бран­ной мо­де­ли по­тре­би­тель­ских пред­поч­те­ний осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кор­рек­ти­ров­ка, т. е. пе­ре­рас­пре­де­ле­ние бюд­же­та, ко­то­рое обыч­но тре­бу­ет соз­да­ния слож­ной сис­те­мы на­ло­гов и транс­фер­тов (суб­си­дий, суб­вен­ций, до­та­ций и т. п.).

Ста­би­ли­за­ци­он­ная функ­ция бюд­же­та про­яв­ля­ет­ся при реа­ли­за­ции ан­ти­цик­ли­че­ской по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва. Ан­ти­цик­ли­че­ская по­ли­ти­ка име­ет це­лью сгла­дить ко­ле­ба­ния, свя­зан­ные с функ­цио­ни­ро­ва­ни­ем эко­но­ми­ки, ос­но­ван­ной на ры­ноч­ных от­но­ше­ни­ях (в т. ч. пре­дот­вра­тить «про­ва­лы рын­ка» в сфе­рах, где ры­ноч­ные ме­ха­низ­мы мо­гут вы­звать от­ри­цат. эф­фект), и вы­ра­жа­ет­ся в уст­ра­не­нии или из­бе­жа­нии от­кло­не­ний от «об­ще­эко­но­ми­че­ско­го рав­но­ве­сия». Ус­та­нов­ле­ние со­от­но­ше­ния до­хо­дов и рас­хо­дов (де­фи­цит и про­фи­цит) бюд­же­та – важ­ный ин­ст­ру­мент ан­ти­цик­ли­ческой по­ли­ти­ки. Уве­ли­че­ние рас­хо­дов бюд­же­та мо­жет быть ин­фля­ци­он­ным, по­сколь­ку спрос уве­ли­чи­ва­ет­ся – пер­во­на­чаль­но в об­ществ. сек­то­ре, а за­тем и в ча­ст­ном. Ин­фля­ци­он­ным мо­жет быть и сни­же­ние на­ло­гов (умень­ше­ние до­хо­дов бюд­же­та), так как на­ло­го­пла­тель­щи­ки ос­та­ют­ся с бо­лее вы­со­ким до­хо­дом и на­ме­ре­ни­ем по­тра­тить боль­ше. Осо­бую роль иг­ра­ет из­ме­не­ние в уров­не де­фи­ци­та бюд­же­та, а так­же ис­точ­ни­ки фи­нан­си­ро­ва­ния де­фи­ци­та – в ком­плек­се со сла­бой мо­не­тар­ной по­ли­ти­кой ин­фля­ци­он­ный эф­фект фи­нан­си­ро­ва­ния де­фи­ци­та бу­дет боль­ше.

Кон­троль­ная функ­ция бюд­же­та осу­ще­ст­в­ля­ет­ся в про­цес­се фор­ми­ро­ва­ния до­хо­дов и рас­хо­дов со­от­вет­ст­вую­ще­го бюд­же­та. Она по­зво­ля­ет че­рез про­гно­зи­ро­ва­ние и ана­лиз от­чёт­но­сти об ис­пол­не­нии бюд­же­та де­лать вы­во­ды о мо­били­за­ции ре­сур­сов и их ис­поль­зо­ва­нии, о со­от­но­ше­нии до­хо­дов и рас­хо­дов пуб­лич­но-пра­во­во­го об­ра­зо­ва­ния в оче­ред­ном пла­но­вом пе­рио­де.

По­сту­п­ле­ние средств в бюд­жет (и их рас­хо­до­ва­ние) по­ка­зы­ва­ет как ус­пех, так и не­дос­тат­ки в сфе­рах про­из­вод­ст­ва и об­ра­ще­ния, что по­зво­ля­ет пре­ду­пре­дить по­яв­ле­ние дис­про­пор­ций в сек­то­рах эко­но­ми­ки и при­нять ме­ры по со­вер­шен­ст­во­ва­нию на­ло­го­во­го и бюд­жет­но­го за­ко­но­да­тель­ст­ва.

Кро­ме то­го, кон­троль ис­пол­не­ния бюд­же­та яв­ля­ет­ся ча­стью пар­ла­мент­ско­го кон­тро­ля за дей­ст­вия­ми ис­пол­нит. вла­сти в со­ци­аль­но-эко­но­мич. сфе­ре. Док­ла­ды и от­чё­ты ми­ни­стерств и ве­домств пе­ред пар­ла­мен­том (пар­ла­мент­ски­ми ко­мис­сия­ми) о рас­хо­до­ва­нии бюд­жет­ных средств – осн. эле­мент пар­ла­мент­ско­го кон­тро­ля. Пар­ла­мент так­же ут­вер­жда­ет от­чёт об ис­пол­не­нии фе­де­раль­но­го бюд­же­та.

Г. б. поя­вил­ся на оп­ре­де­лён­ной ста­дии раз­ви­тия го­су­дар­ст­ва, ко­гда бо­лее ост­ро ста­ла ощу­щать­ся не­об­хо­ди­мость вве­де­ния пла­но­во­го на­ча­ла в учё­те и рас­пре­де­ле­нии его до­хо­дов и рас­хо­дов. Так, в Анг­лии с кон. 17 в. бюд­же­том стал на­зы­вать­ся до­ку­мент о до­хо­дах и рас­хо­дах го­су­дар­ст­ва. Пер­вые све­де­ния об об­щей сме­те гос. до­ходов и рас­хо­дов в Рос­сии от­но­сят­ся к 1645. В 1802 бы­ло уч­ре­ж­де­но Мин-во фи­нан­сов, ко­то­рое на­ча­ло ре­гу­ляр­но со­став­лять еже­год­ные бюд­же­ты. До 1862 не бы­ло сис­те­ма­ти­зи­ро­ван­но­го Г. б. Он пред­став­лял со­бой ме­ха­нич. со­еди­не­ние смет отд. ве­домств. Позд­нее Г. б. стал со­став­лять­ся как еди­ный до­ку­мент. Вплоть до нач. 20 в. про­ект Г. б. ут­вер­ждал­ся им­пе­ра­то­ром. С 1906 ут­вер­жде­ние бюд­же­та во­шло в ком­пе­тен­цию Гос. ду­мы. В СССР в Г. б. час­то не вклю­ча­лись все фак­тич. рас­хо­ды го­су­дар­ст­ва, что по­зво­ля­ло скры­вать пре­вы­ше­ние рас­хо­дов над до­хо­да­ми. В пост­со­вет­ской Рос­сии ста­нов­ле­ние нор­маль­но­го бюд­жет­но­го про­цес­са про­те­ка­ло с из­вест­ны­ми труд­но­стя­ми. Фе­де­раль­ные бюд­же­ты 1992 и 1993 не при­ни­ма­лись, а бюд­же­ты 1994, 1995, 1997–99 бы­ли при­ня­ты уже по­сле на­ча­ла фи­нан­со­во­го го­да. Пер­вый без­де­фи­цит­ный Г. б. при­нят в 2001.

Сущ­ность Г. б. ка­ж­дой стра­ны оп­ре­де­ля­ет­ся ти­пом уст­рой­ст­ва го­су­дар­ст­ва, эко­но­мич., при­род­ны­ми и со­ци­аль­ны­ми ус­ло­вия­ми раз­ви­тия, осо­бен­но­стя­ми внутр. и внеш­ней по­ли­ти­ки и т. п. К осн. ха­рак­те­ри­сти­кам Г. б. от­но­сят­ся: об­щий объ­ём до­хо­дов бюд­же­та, об­щий объ­ём рас­хо­дов и де­фи­цит (про­фи­цит) бюд­же­та. Пре­вы­ше­ние рас­хо­дов бюд­же­та над его до­хо­да­ми фор­ми­ру­ет де­фи­цит Г. б. (де­фи­цит­ный бюд­жет). Ес­ли же до­хо­ды бюд­же­та боль­ше его рас­хо­дов, об­ра­зу­ет­ся про­фи­цит Г. б. (про­фи­цит­ный бюд­жет).

В не­ко­то­рых стра­нах при­ня­то де­ле­ние Г. б. на две час­ти – бюд­жет те­ку­щих рас­хо­дов и бюд­жет раз­ви­тия. Ло­ги­ка двой­но­го бюд­же­та ис­хо­дит из то­го, что те­ку­щие рас­хо­ды долж­ны по­кры­вать­ся за счёт на­ло­гов и др. те­ку­щих до­хо­дов, а про­фи­цит те­ку­ще­го бюд­же­та вме­сте с за­ём­ны­ми сред­ст­ва­ми нуж­но ис­поль­зо­вать для фи­нан­си­ро­ва­ния ка­пи­таль­ных рас­хо­дов. Это по­зво­ля­ет от­де­лить те­ку­щие де­неж­ные по­то­ки от ка­пи­таль­ных, да­ёт бо­лее чёт­кое пред­став­ле­ние об ис­поль­зо­ва­нии за­ём­ных средств и фак­тич. фор­ми­ро­ва­нии ка­пи­та­ла в гос. сек­то­ре.

В го­су­дар­ст­вах кон­ти­нен­таль­ной сис­те­мы пра­ва Г. б., как пра­ви­ло, раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся в фор­ме еди­но­го за­ко­но­дат. ак­та (Фран­ция, ФРГ). В го­су­дар­ст­вах анг­ло­сак­сон­ской сис­те­мы пра­ва по до­ход­ной и рас­ход­ной час­тям бюд­же­та раз­ра­ба­ты­ва­ют­ся отд. за­ко­но­дат. ак­ты (Ве­ли­ко­бри­та­ния, Ка­на­да, США).

Лит.: Бол­ти­но­ва О. В. Ста­дии бюд­жет­но­го про­цес­са в за­ру­беж­ных стра­нах. М., 2002; Афа­нась­ев М. Ос­но­вы бюд­жет­ной си­сте­мы. М., 2004; Бюд­жет­ная си­сте­ма Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 2004.

Вернуться к началу