ГОСУДА́РСТВЕННОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ ЭКОНО́МИКИ
-
Рубрика: Экономика
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ ЭКОНО́МИКИ, одна из осн. форм участия государства в экономике. Составной элемент системы экономич. регулирования, направленный на реализацию общенациональных интересов. Дополняя рыночную и корпоративную формы регулирования, взаимодействуя с ними, определяет ориентиры и механизмы социально-экономич. движения общества.
В совр. смешанной экономике, для которой характерна интеграция общих и частных начал, существуют многообразные методы, формы и институты Г. р. э. Используются адм., правовые, прямые и косвенные формы и методы экономич. регулирования. Административные методы – выдача лицензий, разрешающих к.-л. деятельность, установление квот на экспорт и импорт, квот для молодёжи при создании новых рабочих мест, замораживание цен и др. Основой гос. правового регулирования служит гражданское и хозяйственное законодательство, устанавливаемая ими система норм и правил. Важную роль в системе правовых мер регулирования действия рыночного механизма играет антимонопольное законодательство. К прямому экономич. регулированию относится безвозвратное адресное финансирование секторов, отраслей, территорий и отд. предприятий. Оно осуществляется в форме субвенций и субсидий, разного рода дотаций, доплат из спец. бюджетных и внебюджетных фондов разл. уровня (общенационального, регионального и местного), а также предоставляемых отд. экономич. субъектам льготных кредитов и налоговых льгот, гос. гарантии под кредиты частным компаниям. Посредством регулирования денежной массы, определения условий предоставления централизованных кредитов и ставки процента, налоговой, валютной, таможенно-тарифной политики осуществляется косвенное экономич. регулирование.
Прямые формы регулирования способствуют выравниванию финансового положения отд. звеньев хозяйства. В то же время они искажают подлинное соотношение цен и издержек, реальную конкурентоспособность предприятий, снижая тем самым действенность рыночных регуляторов. В отличие от них косвенные формы регулирования задействуют экономич. стимулы и открывают простор для действия механизмов рыночной конкуренции. Напр., снижение налога на прибыль, так же как и ставки процента, ведёт к расширению производства при равенстве условий конкуренции для всех участников рынка.
Конкретное сочетание разл. форм и методов регулирования зависит от уровня и этапа развития страны, её нац. особенностей. В развивающихся странах, на определённой стадии их развития, необходимость гос. вмешательства в экономику, в т. ч. прямого, острее. Так, прямая гос. поддержка отраслей, имевших приоритетное значение, явилась одним из факторов, позволившим четвёрке «маленьких драконов» Вост. Азии (Юж. Корее, Гонконгу, Сингапуру, Тайваню) сделать индустриальный рывок за относительно исторически короткий срок – три десятилетия.
В развитых странах в кризисных ситуациях присутствие государства в экономике, как правило, возрастает; в периоды более или менее стабильного развития оно сужается. В рамках долгосрочной тенденции повышения экономич. роли государства в 20 в. происходит «маятниковая» смена типов экономич. стратегии и политики; меняется соотношение форм и методов регулирования. Начиная с 1930-х гг., и в особенности в 1950–60-х гг., проводился кейнсианский тип экономич. политики, включающий в первую очередь прямые формы экономич. регулирования, основанные на механизме бюджетного финансирования, росте гос. расходов, гос. инвестициях. В ряде стран (Франция, Япония) осуществлялось среднесрочное индикативное планирование экономики. Хотя задания плана носили рекомендательный характер, система плановых показателей служила ориентиром, позволяя государству в какой-то мере координировать деятельность экономич. субъектов.
В условиях длительной стагфляции в большинстве развитых стран, ослабления рыночных рычагов, подрыва стимулов к труду и накоплению потребовалась новая экономич. стратегия: на смену кейнсианской в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. пришла неоконсервативная. Проводимая неоконсервативными правительствами США и Великобритании экономич. политика привела к некоторому сужению гос. вмешательства в экономику, в первую очередь в результате сокращения бюджетного финансирования. На 1-е место вышли косвенные формы и методы Г. р. э.: кредитно-денежная и налоговая политика.
Процессы мировой экономич. трансформации, становления постиндустриальной экономики в развитых странах сопровождаются качественным изменением роли государства, меняется его место: из производителя оно всё больше становится регулятором обществ. воспроизводства. Модифицируются и усложняются формы и методы гос. регулирования. Среди новых гл. функций государства – программное управление социально-экономич. развитием, стратегич. прогнозирование и планирование, направленное на решение долгосрочных экономич. и в особенности социальных проблем. Используя административно-правовые, прямые и косвенные методы Г. р. э., государство формирует институциональную среду, гибкую и комфортную для развития разл. типов предпринимательства, рыночных и некоммерч. механизмов, способствующую привлечению инвестиций.
Решая проблему повышения конкурентоспособности нац. экономики, государство применяет методы прямого финансирования в его разл. формах в тех сферах и отраслях, в которых она по тем или иным причинам не может быть обеспечена только при посредстве рыночного механизма. Это сектора, где решаются крупномасштабные стратегич. задачи (фундам. наука, оборона, образование), где частные инвестиции связаны с высокими рисками и на их основе неосуществимы или трудноосуществимы долгосрочные и наиболее дорогостоящие проекты (аэрокосмич. пром-сть, атомная энергетика, др. капиталоёмкие отрасли), где обществ. выгода значительно превышает выгоду отд. экономич. субъектов или влечёт за собой их дополнит. расходы (напр., в сфере экологии).
Видное место в системе Г. р. э. занимает стимулирование прогрессивных структурных сдвигов, развития высоких наукоёмких технологий. Именно активная структурная политика в сочетании со стабильностью налогообложения, открытостью торговых и инвестиционных режимов позволила Ирландии за короткий срок принципиально изменить структуру экономики, стать экспортёром высокотехнологичной продукции и услуг. На сектор высоких технологий приходится ныне 1/3 всего экспорта страны. Среди мн. стимулирующих мер: снижение ставки налога на прибыль до 10% для отраслей информационно-коммуникационных технологий при общей ставке 28%; значит. субсидии для инфраструктуры этих отраслей; гос. инвестиции в образование по соответствующим специальностям, в исследования по созданию новых продуктов и др.
Экономич. глобализация, обострение междунар. конкуренции выводят гос. регулирование на наднациональный уровень. С одной стороны, происходит некоторое ослабление роли нац. государств; с другой – усложняются их функции в связи с необходимостью координации глобальных сетей, гармонизации налоговых и таможенных режимов отд. стран, согласования мер по охране окружающей среды. Известную роль в регулировании глобальных экономич. процессов играют междунар. финансовые институты: Международный валютный фонд, Всемирный банк и др.
Ныне на 1-й план выходит гуманитарная функция Г. р. э., придающая экономике социально ориентированный характер. На рубеже 20–21 вв. в целом по развитым странам из 39% ВВП, перераспределяемых через бюджет, 25% составляли социальные расходы, в т. ч. ассигнования на образование и здравоохранение – 10%, трансферты населению (гос. пенсии и пособия) – 15%. Страны Зап. Европы, перераспределяя через бюджет 47% ВВП, тратили на социальные расходы 31% этой части ВВП, в т. ч. на образование и здравоохранение – 13%, на трансферты населению – 18%. В целом по зап.-европ. странам соц. ассигнования составляли 66% гос. расходов.
Высокая доля социальных ассигнований в расходах государства, их устойчивый абсолютный рост формирует тип «трансфертного» государства, характерный для социально ориентированной рыночной экономики. Проводя активную социальную политику, государство использует широкий арсенал законодат. и адм. мер, политику цен, тарифов и налогов, социальных трансфертов, экологич. правил. Эти меры направлены на смягчение социальной дифференциации и выравнивание доходов наиболее уязвимых слоёв и групп населения, усиление гибкости рынка труда и трудовых отношений, защиту прав потребителей, охрану окружающей среды и т. д.
Различают несколько осн. моделей социальной политики в зависимости от соотношения гос. и частных социальных услуг, источников финансирования социальных расходов (бюджетных и страховых фондов), характера гос. политики на рынке труда и др. Самой эффективной социальной моделью в течение длительного времени была скандинавская модель, образцом которой служит социал-демократич. шведская модель. Провозгласив общественное благосостояние – равенство и полную занятость своей гл. целью, швед. гос-во проводило на основе самого высокого в мире уровня налогообложения социальную политику, охватывающую всё население страны. Перераспределяя через бюджет в кон. 20 в. 68% ВВП, оно тратило 3/4 этих средств на социальные ассигнования, в т. ч. на бесплатное образование и мед. помощь, трансферты населению.
В новых условиях перехода к постиндустриализму и глобализации мировой экономики эта модель социальной политики столкнулась с большими трудностями. Выравнивание доходов негативно сказывалось на конкурентоспособности страны, тормозило экономич. рост. Назрела необходимость разработки и реализации иной модели социальной политики, новых форм и методов гос. социального регулирования, адекватных вызовам научно-технич. и социально-экономич. развития.
Задача совершенствования Г. р. э. в странах с рыночной экономикой состоит не в экстенсивном расширении гос. вмешательства в экономику, а в его модернизации и повышении его эффективности.