Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГОСУДА́РСТВЕННОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ ЭКОНО́МИКИ

  • рубрика

    Рубрика: Экономика

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 522-523

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Хавина

ГОСУДА́РСТВЕННОЕ РЕГУЛИ́РОВАНИЕ ЭКОНО́МИКИ, од­на из осн. форм уча­стия го­су­дар­ст­ва в эко­но­ми­ке. Со­став­ной эле­мент сис­те­мы эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, на­прав­лен­ный на реа­ли­за­цию об­ще­на­цио­наль­ных ин­те­ре­сов. До­пол­няя ры­ноч­ную и кор­по­ра­тив­ную фор­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния, взаи­мо­дей­ст­вуя с ни­ми, оп­ре­де­ля­ет ори­ен­ти­ры и ме­ха­низ­мы со­ци­аль­но-эко­но­мич. дви­же­ния об­ще­ст­ва.

В совр. сме­шан­ной эко­но­ми­ке, для ко­то­рой ха­рак­тер­на ин­те­гра­ция об­щих и ча­ст­ных на­чал, су­ще­ст­ву­ют мно­го­образ­ные ме­то­ды, фор­мы и ин­сти­ту­ты Г. р. э. Ис­поль­зу­ют­ся адм., пра­во­вые, пря­мые и кос­вен­ные фор­мы и ме­то­ды эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­ния. Ад­ми­ни­ст­ра­тив­ные методы – вы­да­ча ли­цен­зий, раз­ре­шаю­щих к.-л. дея­тель­ность, ус­та­нов­ле­ние квот на экс­порт и им­порт, квот для мо­ло­дё­жи при соз­да­нии но­вых ра­бо­чих мест, за­мо­ра­жи­ва­ние цен и др. Ос­но­вой гос. пра­во­во­го ре­гу­ли­ро­ва­ния слу­жит гра­ж­дан­ское и хо­зяй­ст­вен­ное за­ко­но­да­тель­ст­во, ус­та­нав­ли­вае­мая ими сис­те­ма норм и пра­вил. Важ­ную роль в сис­те­ме пра­во­вых мер ре­гу­ли­ро­ва­ния дей­ст­вия ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма иг­ра­ет ан­ти­мо­но­поль­ное за­ко­но­да­тель­ст­во. К пря­мо­му эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­нию от­но­сит­ся без­воз­врат­ное ад­рес­ное фи­нан­си­ро­ва­ние сек­то­ров, от­рас­лей, тер­ри­то­рий и отд. пред­при­ятий. Оно осу­ще­ст­в­ля­ется в фор­ме суб­вен­ций и суб­си­дий, раз­но­го ро­да до­та­ций, до­п­лат из спец. бюд­жет­ных и вне­бюд­жет­ных фон­дов разл. уров­ня (об­ще­на­цио­наль­но­го, ре­гио­наль­но­го и мест­но­го), а так­же пре­дос­тав­ляемых отд. эко­но­мич. субъ­ек­там льгот­ных кре­ди­тов и на­ло­го­вых льгот, гос. га­ран­тии под кре­ди­ты ча­ст­ным ком­па­ни­ям. По­сред­ст­вом ре­гу­ли­ро­ва­ния де­неж­ной мас­сы, оп­ре­де­ле­ния ус­ло­вий пре­дос­тав­ле­ния цен­тра­ли­зо­ван­ных кре­ди­тов и став­ки про­цен­та, на­ло­го­вой, ва­лют­ной, та­мо­жен­но-та­риф­ной по­ли­ти­ки осу­ще­ст­в­ля­ет­ся кос­вен­ное эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­ние.

Пря­мые фор­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния спо­соб­ст­ву­ют вы­рав­ни­ва­нию фи­нан­со­во­го по­ло­же­ния отд. звень­ев хо­зяй­ст­ва. В то же вре­мя они ис­ка­жа­ют под­лин­ное со­от­но­ше­ние цен и из­дер­жек, ре­аль­ную кон­ку­рен­то­спо­соб­ность пред­при­ятий, сни­жая тем са­мым дей­ст­вен­ность ры­ноч­ных ре­гу­ля­то­ров. В от­ли­чие от них кос­вен­ные фор­мы ре­гу­ли­ро­ва­ния за­дей­ст­ву­ют эко­но­мич. сти­му­лы и от­кры­ва­ют про­стор для дей­ст­вия ме­ха­низ­мов ры­ноч­ной кон­ку­рен­ции. Напр., сни­же­ние на­ло­га на при­быль, так же как и став­ки про­цен­та, ве­дёт к рас­ши­ре­нию про­из­вод­ст­ва при ра­вен­ст­ве ус­ло­вий кон­ку­рен­ции для всех уча­ст­ни­ков рын­ка.

Кон­крет­ное со­че­та­ние разл. форм и ме­то­дов ре­гу­ли­ро­ва­ния за­ви­сит от уров­ня и эта­па раз­ви­тия стра­ны, её нац. осо­бен­но­стей. В раз­ви­ваю­щих­ся стра­нах, на оп­ре­де­лён­ной ста­дии их раз­ви­тия, не­об­хо­ди­мость гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку, в т. ч. пря­мо­го, ост­рее. Так, пря­мая гос. под­держ­ка от­рас­лей, имев­ших при­ори­тет­ное зна­че­ние, яви­лась од­ним из фак­то­ров, по­зво­лив­шим чет­вёр­ке «ма­лень­ких дра­ко­нов» Вост. Азии (Юж. Ко­рее, Гон­кон­гу, Син­га­пу­ру, Тай­ва­ню) сде­лать ин­ду­ст­ри­аль­ный ры­вок за от­но­си­тель­но ис­то­ри­че­ски ко­рот­кий срок – три де­ся­ти­ле­тия.

В раз­ви­тых стра­нах в кри­зис­ных си­туа­ци­ях при­сут­ст­вие го­су­дар­ст­ва в эко­но­ми­ке, как пра­ви­ло, воз­рас­та­ет; в пе­рио­ды бо­лее или ме­нее ста­биль­но­го разви­тия оно су­жа­ет­ся. В рам­ках дол­го­сроч­ной тен­ден­ции по­вы­ше­ния эко­но­мич. ро­ли го­су­дар­ст­ва в 20 в. про­ис­хо­дит «ма­ят­ни­ко­вая» сме­на ти­пов эко­но­мич. стра­те­гии и по­ли­ти­ки; ме­ня­ет­ся со­от­но­ше­ние форм и ме­то­дов ре­гу­ли­рова­ния. На­чи­ная с 1930-х гг., и в осо­бен­но­сти в 1950–60-х гг., про­во­дил­ся кейн­си­ан­ский тип эко­но­мич. по­ли­ти­ки, вклю­чаю­щий в пер­вую оче­редь пря­мые фор­мы эко­но­мич. ре­гу­ли­ро­ва­ния, ос­но­ван­ные на ме­ха­низ­ме бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния, рос­те гос. рас­хо­дов, гос. ин­ве­сти­ци­ях. В ря­де стран (Фран­ция, Япо­ния) осу­ще­ст­в­ля­лось сред­не­сроч­ное ин­ди­ка­тив­ное пла­ни­ро­ва­ние эко­но­ми­ки. Хо­тя за­да­ния пла­на но­си­ли ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер, сис­те­ма пла­новых по­ка­за­те­лей слу­жи­ла ори­ен­ти­ром, по­зво­ляя го­су­дар­ст­ву в ка­кой-то ме­ре ко­ор­ди­ни­ро­вать дея­тель­ность эко­но­мич. субъ­ек­тов.

В ус­ло­ви­ях дли­тель­ной стаг­фля­ции в боль­шин­ст­ве раз­ви­тых стран, ос­лаб­ле­ния ры­ноч­ных ры­ча­гов, под­ры­ва сти­му­лов к тру­ду и на­ко­п­ле­нию по­тре­бо­валась но­вая эко­но­мич. стра­те­гия: на сме­ну кейн­си­ан­ской в кон. 1970-х – нач. 1980-х гг. при­шла не­окон­сер­ва­тив­ная. Про­во­ди­мая не­окон­сер­ва­тив­ны­ми пра­ви­тель­ст­ва­ми США и Ве­ли­ко­бри­та­нии эко­но­мич. по­ли­ти­ка при­ве­ла к не­ко­то­ро­му су­же­нию гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку, в пер­вую оче­редь в ре­зуль­та­те со­кра­ще­ния бюд­жет­но­го фи­нан­си­ро­ва­ния. На 1-е ме­сто вы­шли кос­вен­ные фор­мы и ме­то­ды Г. р. э.: кре­дит­но-де­неж­ная и на­ло­го­вая по­ли­ти­ка.

Про­цес­сы ми­ро­вой эко­но­мич. транс­фор­ма­ции, ста­нов­ле­ния по­стин­ду­ст­ри­аль­ной эко­но­ми­ки в раз­ви­тых стра­нах со­про­во­ж­да­ют­ся ка­че­ст­вен­ным из­ме­не­ни­ем ро­ли го­су­дар­ст­ва, ме­ня­ет­ся его ме­сто: из про­из­во­ди­те­ля оно всё боль­ше ста­но­вит­ся ре­гу­ля­то­ром об­ществ. вос­про­из­вод­ст­ва. Мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся и ус­лож­ня­ют­ся фор­мы и ме­то­ды гос. ре­гу­ли­ро­ва­ния. Сре­ди но­вых гл. функ­ций государства – про­грамм­ное управ­ле­ние со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­ти­ем, стра­те­гич. про­гно­зи­ро­ва­ние и пла­ни­ро­ва­ние, на­прав­лен­ное на ре­ше­ние дол­го­сроч­ных эко­но­мич. и в осо­бен­но­сти со­ци­аль­ных про­блем. Ис­поль­зуя ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-пра­во­вые, пря­мые и кос­вен­ные ме­то­ды Г. р. э., го­су­дар­ст­во фор­ми­ру­ет ин­сти­ту­цио­наль­ную сре­ду, гиб­кую и ком­форт­ную для раз­ви­тия разл. ти­пов пред­при­ни­ма­тель­ст­ва, ры­ноч­ных и не­ком­мерч. ме­ха­низ­мов, спо­соб­ст­вую­щую при­вле­че­нию ин­ве­сти­ций.

Ре­шая про­бле­му по­вы­ше­ния кон­ку­рен­то­спо­соб­но­сти нац. эко­но­ми­ки, го­су­дар­ст­во при­ме­ня­ет ме­то­ды пря­мо­го фи­нан­си­ро­ва­ния в его разл. фор­мах в тех сфе­рах и от­рас­лях, в ко­то­рых она по тем или иным при­чи­нам не мо­жет быть обес­пе­че­на толь­ко при по­сред­ст­ве ры­ноч­но­го ме­ха­низ­ма. Это сек­то­ра, где ре­ша­ют­ся круп­но­мас­штаб­ные стра­те­гич. за­да­чи (фун­дам. нау­ка, обо­ро­на, об­ра­зо­ва­ние), где ча­ст­ные ин­ве­сти­ции свя­за­ны с вы­со­ки­ми рис­ка­ми и на их ос­но­ве не­осу­ще­ст­ви­мы или труд­но­осу­ще­ст­ви­мы дол­го­сроч­ные и наи­бо­лее до­ро­го­стоя­щие про­ек­ты (аэ­ро­кос­мич. пром-сть, атом­ная энер­ге­ти­ка, др. ка­пи­та­ло­ём­кие от­рас­ли), где об­ществ. вы­го­да зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ет вы­го­ду отд. эко­но­мич. субъ­ек­тов или вле­чёт за со­бой их до­пол­нит. рас­хо­ды (напр., в сфе­ре эко­ло­гии).

Вид­ное ме­сто в сис­те­ме Г. р. э. за­ни­ма­ет сти­му­ли­ро­ва­ние про­грес­сив­ных струк­тур­ных сдви­гов, раз­ви­тия вы­со­ких нау­ко­ём­ких тех­но­ло­гий. Имен­но ак­тив­ная струк­тур­ная по­ли­ти­ка в со­че­та­нии со ста­биль­но­стью на­ло­го­об­ло­же­ния, от­кры­то­стью тор­го­вых и ин­ве­сти­ци­он­ных ре­жи­мов по­зво­ли­ла Ир­лан­дии за ко­рот­кий срок прин­ци­пи­аль­но из­ме­нить струк­ту­ру эко­но­ми­ки, стать экс­пор­тё­ром вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ной про­дук­ции и ус­луг. На сек­тор вы­со­ких тех­но­ло­гий при­хо­дит­ся ны­не 1/3 все­го экс­пор­та стра­ны. Сре­ди мн. сти­му­ли­рую­щих мер: сни­же­ние став­ки на­ло­га на при­быль до 10% для от­рас­лей ин­фор­ма­ци­он­но-ком­му­ни­ка­ци­он­ных тех­но­ло­гий при об­щей став­ке 28%; зна­чит. суб­си­дии для ин­фра­струк­ту­ры этих от­рас­лей; гос. ин­ве­сти­ции в об­ра­зо­ва­ние по со­от­вет­ст­вую­щим спе­ци­аль­но­стям, в ис­сле­до­ва­ния по соз­да­нию но­вых про­дук­тов и др.

Эко­но­мич. гло­ба­ли­за­ция, обо­ст­ре­ние ме­ж­ду­нар. кон­ку­рен­ции вы­во­дят гос. ре­гу­ли­ро­ва­ние на над­на­цио­наль­ный уро­вень. С од­ной сто­ро­ны, про­ис­хо­дит не­ко­то­рое ос­лаб­ле­ние ро­ли нац. го­су­дарств; с дру­гой – ус­лож­ня­ют­ся их функ­ции в свя­зи с не­об­хо­ди­мо­стью ко­ор­ди­на­ции гло­баль­ных се­тей, гар­мо­ни­за­ции на­ло­го­вых и та­мо­жен­ных ре­жи­мов отд. стран, со­гла­со­ва­ния мер по ох­ра­не ок­ру­жаю­щей сре­ды. Из­вест­ную роль в ре­гу­ли­рова­нии гло­баль­ных эко­но­мич. про­цес­сов иг­ра­ют ме­ж­ду­нар. фи­нан­со­вые ин­сти­ту­ты: Ме­ж­ду­на­род­ный ва­лют­ный фонд, Все­мир­ный банк и др.

Ны­не на 1-й план вы­хо­дит гу­ма­ни­тар­ная функ­ция Г. р. э., при­даю­щая эко­но­ми­ке со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ный ха­рак­тер. На ру­бе­же 20–21 вв. в це­лом по раз­ви­тым стра­нам из 39% ВВП, пе­ре­рас­пре­де­ляе­мых че­рез бюд­жет, 25% со­став­ля­ли со­ци­аль­ные рас­хо­ды, в т. ч. ас­сиг­но­ва­ния на об­ра­зо­ва­ние и здра­во­охра­не­ние – 10%, транс­фер­ты на­се­ле­нию (гос. пен­сии и по­со­бия) – 15%. Стра­ны Зап. Ев­ро­пы, пе­ре­рас­пре­де­ляя че­рез бюд­жет 47% ВВП, тра­ти­ли на со­ци­аль­ные рас­хо­ды 31% этой час­ти ВВП, в т. ч. на об­ра­зо­ва­ние и здравоохране­ние – 13%, на транс­фер­ты населению – 18%. В це­лом по зап.-ев­роп. стра­нам со­ц. ас­сиг­но­ва­ния со­став­ля­ли 66% гос. рас­хо­дов.

Вы­со­кая до­ля со­ци­аль­ных ас­сиг­но­ва­ний в рас­хо­дах го­су­дар­ст­ва, их ус­той­чи­вый аб­со­лют­ный рост фор­ми­ру­ет тип «транс­ферт­но­го» го­су­дар­ст­ва, ха­рак­тер­ный для со­ци­аль­но ори­ен­ти­ро­ван­ной ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Про­во­дя ак­тив­ную со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку, го­су­дар­ст­во ис­поль­зу­ет ши­ро­кий ар­се­нал за­ко­но­дат. и адм. мер, по­ли­ти­ку цен, та­ри­фов и на­ло­гов, со­ци­аль­ных транс­фер­тов, эко­ло­гич. пра­вил. Эти ме­ры на­прав­ле­ны на смяг­че­ние со­ци­аль­ной диф­фе­рен­циа­ции и вы­рав­ни­ва­ние до­хо­дов наи­бо­лее уяз­ви­мых сло­ёв и групп на­се­ле­ния, уси­ле­ние гиб­ко­сти рын­ка тру­да и тру­до­вых от­но­ше­ний, за­щи­ту прав по­тре­би­те­лей, ох­ра­ну ок­ру­жаю­щей сре­ды и т. д.

Раз­ли­ча­ют нес­коль­ко осн. мо­де­лей со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки в за­ви­си­мо­сти от со­отно­ше­ния гос. и ча­ст­ных со­ци­аль­ных ус­луг, ис­точ­ни­ков фи­нан­си­ро­ва­ния со­ци­аль­ных рас­хо­дов (бюд­жет­ных и стра­хо­вых фон­дов), ха­рак­те­ра гос. по­ли­ти­ки на рын­ке тру­да и др. Са­мой эф­фек­тив­ной со­ци­аль­ной мо­де­лью в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни бы­ла скан­ди­нав­ская мо­дель, об­раз­цом ко­то­рой слу­жит со­ци­ал-де­мо­кра­тич. швед­ская мо­дель. Про­воз­гла­сив об­ще­ст­вен­ное благо­со­сто­яние – ра­вен­ст­во и пол­ную за­ня­тость сво­ей гл. це­лью, швед. гос-во про­во­ди­ло на ос­но­ве са­мо­го вы­со­ко­го в ми­ре уров­ня на­ло­го­об­ло­же­ния со­ци­аль­ную по­ли­ти­ку, ох­ва­ты­ваю­щую всё на­се­ле­ние стра­ны. Пе­ре­рас­пре­де­ляя че­рез бюд­жет в кон. 20 в. 68% ВВП, оно тра­ти­ло 3/4 этих средств на со­ци­аль­ные ас­сиг­но­ва­ния, в т. ч. на бес­плат­ное об­ра­зо­ва­ние и мед. по­мощь, транс­фер­ты на­се­ле­нию.

В но­вых ус­ло­ви­ях пе­ре­хо­да к по­стин­ду­ст­риа­лиз­му и гло­ба­ли­за­ции ми­ро­вой эко­но­ми­ки эта мо­дель со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки столк­ну­лась с боль­ши­ми труд­но­стя­ми. Вы­рав­ни­ва­ние до­хо­дов не­га­тив­но ска­зы­ва­лось на кон­ку­рен­то­спо­соб­ности стра­ны, тор­мо­зи­ло эко­но­мич. рост. На­зре­ла не­об­хо­ди­мость раз­ра­бот­ки и реа­ли­за­ции иной мо­де­ли со­ци­аль­ной по­лити­ки, но­вых форм и ме­то­дов гос. со­ци­аль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния, аде­к­ват­ных вы­зо­вам на­уч­но-тех­нич. и со­ци­аль­но-эко­но­мич. раз­ви­тия.

За­да­ча со­вер­шен­ст­во­ва­ния Г. р. э. в стра­нах с ры­ноч­ной эко­но­ми­кой со­сто­ит не в экс­тен­сив­ном рас­ши­ре­нии гос. вме­ша­тель­ст­ва в эко­но­ми­ку, а в его мо­дер­ни­за­ции и по­вы­ше­нии его эф­фек­тив­но­сти.

Вернуться к началу