АЛЕКСА́НДР I
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АЛЕКСА́НДР I [12(23).12.1777, С.-Петербург – 19.11(1.12).1825, Таганрог; его усыпальница находится в Петропавловском соборе в С.-Петербурге], рос. император [с 12(24).3.1801] из династии Романовых, коронован 15(27).9.1801. Сын имп. Павла I, брат имп. Николая I. Воспитывался под попечительством Н. И. Салтыкова и наблюдением Ф. С. де Лагарпа; среди наставников – П. С. Паллас (естеств. науки), М. Н. Муравьёв (рус. словесность и история), А. А. Самборский (Закон Божий). Атмосфера враждовавших между собой дворов его бабки – имп. Екатерины II – и отца способствовала развитию в А. I скрытности и незаурядных дипломатич. качеств. А. I был женат (с 1793) на принцессе Баденской Луизе Марии Августе (в православии Елизавета Алексеевна, 1779–1826). При Павле I назначен воен. губернатором С.-Петербурга, шефом лейб-гвардии Семёновского полка, инспектором кавалерии и пехоты, пред. Военного деп-та Сената.
Взошёл на престол в результате дворцового переворота – убийства Павла I заговорщиками из среды гвардейского офицерства и придворных во главе с петерб. ген.-губернатором гр. П. А. Паленом (А.I ставил им условие сохранить жизнь отцу). Объявил, что будет управлять «по законам и по сердцу» имп. Екатерины II. В первые месяцы правления А. I отменил нововведения Павла I: восстановил действие Жалованной грамоты дворянству 1785 и Жалованной грамоты городам 1785, освободил дворян и духовных лиц от телесных наказаний, вернул из ссылки до 12 тыс. опальных (напр., А. Н. Радищева, А. П. Ермолова), объявил амнистию эмигрантам. Тогда же отменён запрет на выезд за границу, разрешено выписывать иностр. газеты и журналы, иметь частные типографии, объявлена свобода торговли, упразднена Тайная экспедиция, занимавшаяся сыском и расправой, и пр.
В начале царствования перед А. I стояли задачи усовершенствования гос. строя в новой историч. обстановке, когда европ. монархам приходилось считаться с нараставшей либерализацией обществ. отношений и проводить гибкую политику. В 1801 он учредил Непременный совет из представителей высшей титулованной знати, ставший совещат. органом при императоре, восстановил Сенат «на прежнюю степень, ему приличную», призвал в качестве советников друзей юности П. А. Строганова, В. П. Кочубея, Н. Н. Новосильцова и А. А. Чарторыйского, образовавших Негласный комитет, на заседаниях которого с участием А. I обсуждались вопросы отмены крепостного права, преобразований в сфере просвещения, печати, центр. управления, рассматривалась Жалованная грамота рос. народу (некоторые историки оценивают её как проект рос. конституции).
А. I предпринял меры, направленные на ограничение крепостного права, и сделал первые шаги к его постепенной отмене. Во время коронации он заявил о прекращении практики пожалования казённых крестьян частным лицам. В 1801–11 издал указы, ограничивающие помещичий произвол и смягчающие участь крепостных: запрещалось продавать крепостных «в розницу» (т. е. разбивая семьи), публиковать объявления о продаже крестьян без земли; отменялось право помещиков ссылать крестьян в Сибирь за незначит. проступки; незаконно записанным за помещиком крепостным предоставлялось право возбуждать иски о свободе; взятые по рекрутскому набору крестьяне считались свободными по окончании службы, и пр. А. I издал Указ о вольных хлебопашцах 1803, который предусматривал освобождение крепостных крестьян за выкуп с землёй целыми селениями или отд. семействами по договорённости с помещиками (на основе этого указа к 1825 выкупились св. 36 тыс. крестьян). В 1804–05 в Эстляндии и Лифляндии крестьяне-дворохозяева объявлены пожизненными и наследственными владельцами своих земельных наделов.
Ряд преобразований А. I способствовал экономич. развитию страны. В 1801 купцам, мещанам, гос. крестьянам дано право покупать ненаселённые земли, впервые в России за крестьянами признано право на владение землёй. В 1807 предпринимателям разрешено основывать торговые дома – полные товарищества и товарищества на вере, что впоследствии способствовало распространению крупных фирм с ассоциированными капиталами (см. Акционерное общество). Крестьяне получили право с дозволения помещика торговать, брать векселя, заниматься подрядами, появились разбогатевшие крестьяне, в т. ч. и выкупившиеся на волю крепостные, которые в течение одного поколения могли стать крупными фабрикантами.
А.I провёл реформу системы гос. управления (с небольшими изменениями новый порядок просуществовал до 1917). В 1802 прежние петровские коллегии заменены гл. управлениями и министерствами по европ. образцу, руководство которыми строилось на новом принципе – единоначалия в лице министра (в 1811 определены сферы деятельности каждого министерства); для совместного обсуждения дел учреждён Комитет министров. Местные учреждения и должностные лица (за исключением наместников и ген.-губернаторов) распределены по соответствующим ведомствам и закреплены за ними. По указам А.I 1809 придворные звания стали почётными отличиями, не дававшими служебных прав и преимуществ, а для получения чина выше 7-го класса требовалось предъявить диплом об университетском образовании или сдать экзамены в объёме университетского курса. Тогда же А.I одобрил план дальнейших гос. преобразований, подготовленный по его поручению М. М. Сперанским: предусматривалось разделение властей, введение представительного правления (Гос. думы), предоставление избират. права первоначально дворянам, купцам, мещанам и гос. крестьянам, в будущем – освобождение крепостных крестьян и наделение политич. правами «народа рабочего». Проект не был реализован; в довоенный период А.I учредил только законосовещательный при императоре Государственный совет (1810).
Идеи и преобразования первых лет царствования А. I требовали увеличения числа образованных людей. В 1802–04, помимо существовавшего с 1755 Моск. ун-та, открыты ещё 5 – Виленский, Дерптский, Казанский, Харьковский, а также Гл. педагогич. ин-т в С.-Петербурге (с 1819 С.-Петерб. ун-т). Устав 1804 предоставил им широкую автономию: выборность ректора и профессуры, собств. университетский суд. Был открыт привилегированный Александровский лицей (1811; до 1843 Царскосельский). А. I провёл реформу нар. образования. По его указу 1803 «Об устройстве училищ» в основу системы образования положены принципы бессословности, бесплатности обучения, преемственности программ в учебных заведениях разл. степеней – одноклассном приходском уч-ще, 3-классном уездном уч-ще, 6-классной гимназии в губернском городе, университете. В 1804 на Гл. управление училищ возложен и надзор за печатью; цензурным уставом того же года запрещались сочинения, «противные православной религии и самодержавному строю», однако цензорам рекомендовано руководствоваться «благоразумным снисхождением, удаляясь от всякого пристрастного толкования сочинений или мест в оных»; авторы получили право обжаловать действия цензоров в Гл. управлении училищ.
Преобразования 1810-х гг. в значит. степени были связаны с внешней политикой, которую А. I проводил на двух направлениях – ближневосточном и европейском. Продолжались рус.-перс. война 1804–13 (вызвана вхождением Грузии в состав России, завершилась Гюлистанским миром 1813, по которому к России отошли сев. азерб. земли) и рус.-тур. война 1806–12 (по Бухарестскому миру 1812 к России отошла Бессарабия, а Сербии предоставлена автономия). В то же время экспансия Франции в Европе (1803–05), её разногласия с Россией в герм. и польск. вопросах, убийство герцога Энгиенского в 1804, провозглашение Наполеона I императором заставили А. I принять решение об участии России в антифранцузских коалициях – 3-й (1805; А. I первым из рос. государей после Петра I сам был на войне и пережил разгром рос.-австр. войск при Аустерлице) и 4-й (1806; А. I фактически возглавлял её). Обе неудачные войны в составе коалиций против Наполеона I для России закончились заключением крайне непопулярного в стране Тильзитского мира 1807. А. I признал завоевания Наполеона I в Европе, а его самого франц. императором, заключил союз с Францией; взамен получил «свободу рук» в отношении Турции и Швеции. В 1808 он начал войну со Швецией (по Фридрихсгамскому миру 1809 к России отошли Финляндия и Аландские о-ва), но был вынужден принять решение о присоединении к объявленной Наполеоном I континентальной блокаде Великобритании (гл. торгового партнёра России), ударившей по рос. экономике, прежде всего по дворянам и купцам, занятым внешней торговлей.
Достигнутые рос.-франц. договорённости нарушались обеими сторонами. А. I готовился к войне. В 1810–12 под руководством воен. мин. М. Б. Барклая де Толли (совместно с ним А. I разработал план ведения войны и утвердил его в марте 1812) проведена воен. реформа, началось строительство крепостей на зап. границах, устройство продовольств. складов. С целью сокращения воен. расходов и постепенного отказа от рекрутской системы А. I выдвинул идею создания военных поселений; первые попытки их организации предприняты в 1810–12 (к концу царствования А. I воен. поселяне составили почти 1/4, по др. данным – 1/3 армии, однако добиться сокращения расходов на неё не удалось). Для обеспечения исправного поступления средств в казну в 1811 введён раскладочный принцип налогообложения крестьян (т. н. круговая порука): за исправный платёж податей стала отвечать община. Победив в рус.-тур. войне 1806–12 и подписав Петербургский союзный договор 1812 со Швецией, А. I сумел нейтрализовать возможных союзников Франции, обезопасить юж. и сев. границы Рос. империи.
С вторжением 12(24).6.1812 Наполеона и его Великой армии для России началась Отечественная война 1812. А. I, находившийся при 1-й Зап. армии, в приказе войскам и в манифесте заявил, что не сложит оружия, «доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём!». Вняв советам видных генералов и сановников, он оставил армию, чтобы не стеснять действий своего командования, и вернулся в С.-Петербург. По рекомендации Чрезвычайного к-та по выбору главнокомандующего А. I назначил главнокомандующим М. И. Кутузова, которого сам он не любил. А. I тяжело переживал отступление рос. войск и особенно сдачу Москвы, но вместе с тем не ответил ни на одно из 4 мирных предложений франц. императора. После перелома в Отеч. войне и бегства Наполеона А. I 11(23).12.1812 прибыл к армии в Вильно и приветствовал её словами: «Вы спасли не одну Россию. Вы спасли Европу». В 1813 он всемерно содействовал созданию 6-й антифранц. коалиции, в состав которой вошли Россия (продолжила войну с Наполеоном во время заграничных походов российской армии 1813–14), Великобритания, Швеция, Пруссия, Австрия и др. страны. В ходе кампаний 1813 и 1814 А. I был в армии, присутствовал на полях сражений; 12(24).3.1814 настоял на продолжении наступления на Париж. Вступление рос. императора во главе коалиц. войск в Париж 19(31).3.1814 стало апогеем его величия и славы. В 1814 Сенат преподнёс А. I титул «благословенного, великодушного держав восстановителя» (Парижский мир 1814 вернул Францию к границам по состоянию на 1.1.1792, Парижский мир 1815 – по состоянию на 1790). По окончании войны А.I выступил одним из гл. организаторов Венского конгресса 1814–15, решавшего вопросы послевоенного устройства Европы. Для обеспечения установленного конгрессом междунар. равновесия А. I предложил создать Священный союз (1815; в 1817 к нему примкнули все европ. государства, кроме Великобритании и Ватикана). Идейно-религ. основа союза определена А. I как необходимость «действительного и неразрывного» братства всех христианских народов на основе «любви, правды и мира». В реальной жизни это означало пресечение любых действий, создававших угрозу новой европ. системе (в 1821 А. I, исходя из принципов Священного союза, отказался помочь нац.-освободит. движению в Греции несмотря на то, что рос. общество поддерживало борьбу православных греков за освобождение от тур. гнёта). На конгрессах союза (1818, 1820, 1821, 1822) А. I играл ведущую роль – Россия оказалась на вершине европ. славы, а её монарх стал вершителем судеб континента.
Воен. потрясения 1812 оказали существенное влияние на религиозность А. I. «Пожар Москвы осветил мою душу, и суд Божий на ледяных полях наполнил моё сердце теплотою веры, какой я до сих пор не ощущал, – говорил он позднее. – Тогда я познал Бога, во мне созрела твёрдая решимость посвятить себя и своё царствование Его имени и славе». А. I увлекался мечтами об «общеевропейской религии». Находясь в 1813–14 за границей, он проявлял интерес к разл. христианским конфессиям: в Силезии встречался с представителями секты моравских братьев, в их строгом аскетизме увидел «образец чистого идеала христианства»; в Лондоне беседовал с квакерами, посещал их молитвенные собрания. В России при его покровительстве с 1813 начало деятельность первоначально Петербургское, с 1814 Рос. библейское об-во (РБО; см. Библейские общества). Его глава кн. А. Н. Голицын, сторонник идеи универсального «нового христианства», в 1817 возглавил Мин-во духовных дел и народного просвещения (переименовано из Мин-ва народного просвещения), призванное соединить функции религиозного и светского просвещения. Фактич. уравнение православия с др. вероисповеданиями и умаление роли Синода (в мин-ве он был подчинён одному из 4 отделений Деп-та духовных дел) вызвало недовольство церковных иерархов, в частности митрополита Московского Серафима и архим. Фотия, их поддержал А. А. Аракчеев. Им удалось убедить А. I, что деятельность РБО ущемляет права православной церкви, она была приостановлена.
В послевоенные годы либеральные идеи вновь занимали А. I. Он подписал Конституцию Царства Польского 1815. В 1816–19 завершил крестьянскую реформу в Эстляндии и Лифляндии; крестьяне получили личную свободу, но без земли. В 1818 в своей речи при открытии Сейма Царства Польского А.I заявил о намерении распространить конституц. порядки на др. земли, когда «они достигнут надлежащей зрелости»; в том же году поручил мин. юстиции Н. Н. Новосильцову подготовить конституц. проект – Государственную уставную грамоту, а А. А. Аракчееву и Д. А. Гурьеву – разработать проекты повсеместной отмены крепостного права (одобрил проект Аракчеева, предусматривавший чрезвычайно медленный выкуп казной помещичьих крестьян и предоставление им личной свободы). Однако в нач. 1820-х гг. революц. движение, прежде всего в Европе, а также нарастание социальной напряжённости в рос. обществе (появление дворянской оппозиции, волнения 1820 в Семёновском полку, а также в воен. поселениях) не способствовали проведению либеральных преобразований, проекты остались нереализованными. С 1821 А. I получал сведения о существовании тайных обществ, один из доносов бросил в огонь, заметив, что не может карать заговорщиков, т. к. «в молодости разделял их взгляды». В это время он находился в состоянии глубокого духовного кризиса, фактически отошёл от непосредств. управления государством, не участвовал в обязат. придворных и церковных мероприятиях. В 1821–23 в гвардии и армии создана тайная полиция; в 1822 рескриптом А. I запрещены масонские ложи и др. общества, а от находившихся на воен. и гражд. службе лиц взяты подписки о неучастии в них.
В сент. 1825, перед отъездом на юг, А. I посетил Александро-Невскую лавру, где вёл долгую беседу со старцем Алексием Петербургским. Затем он прибыл в Таганрог, вслед за этим отправился в Азов, а в начале октября – в Крым. 27 окт. (8 нояб.) по пути из Балаклавы в Георгиевский мон. А. I сильно простудился, 5(17) нояб. вернулся в Таганрог тяжело больным и вскоре скончался. Смерть императора, ранее не болевшего, породила разные толки и предположения у современников. Некоторые полагали, что А. I тайно, по согласию с близкими людьми, оставил трон, а затем долго проживал в Сибири под именем старца Фёдора Кузьмича и умер в 1864 на окраине Томска.
А. I характеризовался современниками в соответствии с их мировоззрением как «сущий прельститель» (М. М. Сперанский), «сфинкс, не разгаданный до гроба» (П. А. Вяземский), «истинный византиец… тонкий, притворный, хитрый» (Наполеон). После внезапной смерти А. I, не имевшего сына, возникла ситуация междуцарствия 1825, ею воспользовались декабристы для своего выступления, которое было подавлено; на престол вступил Николай I.