ФО́ТИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФО́ТИЙ (Спасский Пётр Никитич) [7(18).6.1792, погост Спасский Новгородского у. – 26.2(10.3).1838, Юрьев мон.], архимандрит, церковный и обществ. деятель. Сын диакона. В 1811 окончил семинарию в Новгороде, поступил в С.-Петерб. духовную академию, оставил обучение по болезни. С сент. 1815 Ф. преподавал лат. и греч. языки, церковный устав и Закон Божий в Александровском духовном уч-ще при С.-Петерб. семинарии. 16.2.1817 принял постриг, 17 февр. рукоположен в диаконы, 18 февр. в иереи. Был законоучителем в 1-м и (позднее) во 2-м кадетских корпусах. В окт. 1818 зачислен в клир Александро-Невской лавры. После высылки из С.-Петербурга его наставника, еп. Пензенского Иннокентия (Смирнова), в 1820 Ф. переведён в Деревяницкий мон. в Новгороде. Став духовным отцом гр. А. А. Орловой-Чесменской, Ф. привлёк к себе внимание высшего общества, стал архимандритом и настоятелем Сковородского мон. в Новгороде. Благодаря кн. А. Н. Голицыну встретился с имп. Александром I и вскоре был назначен настоятелем первоклассного Юрьева мон. В 1824 Ф. вместе с митр. Новгородским и С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским) обвинил Голицына в подготовке к революции и еретич. взглядах, предал его анафеме и добился отставки с поста министра. Ф. также повлиял на введение запрета на деятельность в России масонских лож. Ф. неск. раз посещал Александра I, переписывался с ним, а после смерти императора читал Евангелие у его гроба. 4.2.1826 Ф. получил разрешение писать лично имп. Николаю I. Настоятельство Ф. Юрьевым мон. 28.6.1827 было подтверждено как пожизненное, 19.9.1828 назначен благочинным новгородских монастырей и введён в состав Духовной консистории.
Религ.-политич. взгляды Ф. соответствовали апокалиптич. настроениям 17 в. Он был сторонником А. С. Шишкова, соблюдал традиции, существовавшие до раскола, обличал масонов и еретиков, ставил священство выше светских властей. Критика религ. реформ Александра I и противоречащих православию религ. и филос. учений, склонность к мистицизму, визионерство, аскетизм (ношение вериг) и пр. вызывали полярные оценки деятельности Ф. На него поступали доносы в духовные и светские органы, в 1828 против Ф. и А. А. Аракчеева в Третьем отделении имп. канцелярии возбудили дело, но обвинений не последовало. В 1833 император отменил разрешение Ф. приезжать в любое время в столицу, 15.8.1834 отчитал за «странные» проповеди, а 24.6.1835 внезапно посетил Юрьев мон. и направил настоятеля на обучение в Невский мон. В консервативных православных кругах Ф. почитался как борец за чистоту православия, а в либеральных подвергался злым насмешкам.
Оставил ряд сочинений: «Автобиография» (ж. «Русская старина», 1894–96), «Огласительное богословие», «Сказание о житии и подвигах блаженного Иннокентия, еп. Пензенского и Саратовского» и «Устав Юрьева монастыря». Огромный архив Ф. хранится в РГАДА и РГБ.