Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́ТИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 505

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Е. Кондаков

ФО́ТИЙ (Спас­ский Пётр Ни­ки­тич) [7(18).6.1792, по­гост Спас­ский Нов­го­род­ско­го у. – 26.2(10.3).1838, Юрь­ев мон.], ар­хи­ман­д­рит, цер­ков­ный и об­ществ. дея­тель. Сын диа­ко­на. В 1811 окон­чил се­ми­на­рию в Нов­го­ро­де, по­сту­пил в С.-Пе­терб. ду­хов­ную ака­де­мию, ос­та­вил обу­че­ние по бо­лез­ни. С сент. 1815 Ф. пре­по­да­вал лат. и греч. язы­ки, цер­ков­ный ус­тав и За­кон Бо­жий в Алек­сан­д­ров­ском ду­хов­ном уч-ще при С.-Пе­терб. се­ми­на­рии. 16.2.1817 при­нял по­стриг, 17 февр. ру­ко­по­ло­жен в диа­ко­ны, 18 февр. в иереи. Был за­ко­но­учи­те­лем в 1-м и (позд­нее) во 2-м ка­дет­ских кор­пу­сах. В окт. 1818 за­чис­лен в клир Алек­сан­д­ро-Нев­ской лав­ры. По­сле вы­сыл­ки из С.-Пе­тер­бур­га его на­став­ни­ка, еп. Пен­зен­ско­го Ин­но­кен­тия (Смир­но­ва), в 1820 Ф. пе­ре­ве­дён в Де­ре­вя­ниц­кий мон. в Нов­го­ро­де. Став ду­хов­ным от­цом гр. А. А. Ор­ло­вой-Чесмен­ской, Ф. при­влёк к себе вни­ма­ние выс­ше­го об­ще­ст­ва, стал ар­хи­ман­д­ри­том и на­стоя­те­лем Ско­во­род­ско­го мон. в Нов­го­ро­де. Бла­го­да­ря кн. А. Н. Го­ли­цы­ну встре­тил­ся с имп. Алек­сан­дром I и вско­ре был на­зна­чен на­стоя­те­лем пер­во­класс­но­го Юрь­е­ва мон. В 1824 Ф. вме­сте с митр. Нов­го­род­ским и С.-Пе­тер­бург­ским Се­ра­фи­мом (Гла­го­лев­ским) об­ви­нил Го­ли­цы­на в под­го­тов­ке к ре­во­лю­ции и ере­тич. взгля­дах, пре­дал его ана­фе­ме и до­бил­ся от­став­ки с по­ста ми­ни­ст­ра. Ф. так­же по­вли­ял на вве­де­ние за­пре­та на дея­тель­ность в Рос­сии ма­сон­ских лож. Ф. неск. раз по­се­щал Алек­сан­д­ра I, пе­ре­пи­сы­вал­ся с ним, а по­сле смер­ти им­пе­ра­то­ра чи­тал Еван­ге­лие у его гро­ба. 4.2.1826 Ф. по­лу­чил раз­ре­ше­ние пи­сать лич­но имп. Ни­ко­лаю I. На­стоя­тель­ст­во Ф. Юрь­е­вым мон. 28.6.1827 бы­ло под­твер­жде­но как по­жиз­нен­ное, 19.9.1828 на­зна­чен бла­го­чин­ным нов­го­род­ских мо­на­сты­рей и вве­дён в со­став Ду­хов­ной кон­си­сто­рии.

Ре­лиг.-по­ли­тич. взгля­ды Ф. со­от­вет­ст­во­ва­ли апо­ка­лип­тич. на­строе­ни­ям 17 в. Он был сто­рон­ни­ком А. С. Шиш­ко­ва, со­блю­дал тра­ди­ции, су­ще­ст­во­вав­шие до рас­ко­ла, об­ли­чал ма­со­нов и ере­ти­ков, ста­вил свя­щен­ст­во вы­ше свет­ских вла­стей. Кри­ти­ка ре­лиг. ре­форм Алек­сан­д­ра I и про­ти­во­ре­ча­щих пра­во­сла­вию ре­лиг. и фи­лос. уче­ний, склон­ность к мис­ти­циз­му, ви­зио­нер­ст­во, ас­ке­тизм (но­ше­ние ве­риг) и пр. вы­зы­ва­ли по­ляр­ные оцен­ки дея­тель­но­сти Ф. На не­го по­сту­па­ли до­но­сы в ду­хов­ные и свет­ские ор­га­ны, в 1828 про­тив Ф. и А. А. Арак­чее­ва в Треть­ем от­де­ле­нии имп. кан­це­ля­рии воз­бу­ди­ли де­ло, но об­ви­не­ний не по­сле­до­ва­ло. В 1833 им­пе­ра­тор от­ме­нил раз­ре­ше­ние Ф. при­ез­жать в лю­бое вре­мя в сто­ли­цу, 15.8.1834 от­чи­тал за «стран­ные» про­по­ве­ди, а 24.6.1835 вне­зап­но по­се­тил Юрь­ев мон. и на­пра­вил на­стоя­те­ля на обу­че­ние в Нев­ский мон. В кон­сер­ва­тив­ных пра­во­слав­ных кру­гах Ф. по­чи­тал­ся как бо­рец за чис­то­ту пра­во­сла­вия, а в ли­бе­раль­ных под­вер­гал­ся злым на­смеш­кам.

Ос­та­вил ряд со­чи­не­ний: «Ав­то­био­гра­фия» (ж. «Рус­ская ста­ри­на», 1894–96), «Ог­ла­си­тель­ное бо­го­сло­вие», «Ска­за­ние о жи­тии и под­ви­гах бла­жен­но­го Ин­но­кен­тия, еп. Пен­зен­ско­го и Са­ра­тов­ско­го» и «Ус­тав Юрь­е­ва мо­на­сты­ря». Ог­ром­ный ар­хив Ф. хра­нит­ся в РГАДА и РГБ.

Соч.: Борь­ба за ве­ру. Про­тив ма­со­нов. М., 2010; Ав­то­био­гра­фия / Ред. В. В. Улы­бин, Ю. Е. Кон­да­ков. М., 2013.

Лит.: Кон­да­ков Ю. Е. Ар­хи­ман­д­рит Фо­тий и его вре­мя. СПб., 2000; он же. Ар­хи­ман­д­рит Фо­тий (Спас­ский) как дея­тель «пра­во­слав­ной оп­по­зи­ции» // Кон­сер­ва­тизм в Рос­сии и За­пад­ной Ев­ро­пе. Во­ро­неж, 2005.

Вернуться к началу