ГОЛИ́ЦЫН АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОЛИ́ЦЫН Александр Николаевич [8(19).12.1773, Москва – 22.11(4.12).1844, имение Гаспра в Ялтинском у. Таврической губ.], князь, рос. гос. деятель, д. тайн. сов. 1-го класса (1841), поч. чл. Петерб. АН (1826). Из рода Голицыных. С 1783 воспитывался в Пажеском корпусе (С.-Петербург), где сдружился с вел. князьями Константином Павловичем и Александром Павловичем (будущим имп. Александром I), зачислен в пажи Александра. С 1794 поручик л.-гв. Преображенского полка, с 1797 действит. камергер. С 1799 в отставке, выслан имп. Павлом I в Москву.
Вновь принят на службу при имп. Александре I. Обер-прокурор 1-го деп-та Сената (1802). Статс-секретарь Е. И. В. (1803). Обер-прокурор Синода (1803–1817). Александр I предоставил ему право непосредственного доклада (в то время как члены Синода были лишены этого права). В 1804 Г. ввёл новый порядок прохождения дел через Синод, поставив задачу сосредоточить в своей канцелярии практически все дела церковного управления. В 1805 установлен новый порядок назначения членов Синода: архиереи поочерёдно вызывались в С.-Петербург и присутствовали в Синоде до особого распоряжения об их возвращении. Само звание члена Синода сохранялось только за первоприсутствующими и теми, кому это звание пожаловал император. В 1807 епархиальным архиереям было предписано доносить в канцелярию обер-прокурора обо всех важных делах в епархиях. Архиереи должны были лично отчитываться перед Г. о состоянии дел в епархиях, секретари духовных консисторий – посылать донесения в Синод. Г. стал первым обер-прокурором, получившим решающий голос в Синоде. Неоднократно выражал сожаление, что высшие адм. должности в Церкви занимают монашествующие, а не представители белого духовенства. В 1807–10 чл. К-та по реформированию управления католич. церковью в России. С 1808 возглавлял Комиссию духовных училищ, руководил их реформированием. В 1808 Г. сопровождал Александра I во время встречи с имп. Наполеоном I в Эрфурте. В 1810–19 управлял придворной частью. Член Гос. совета (1810–16). В 1810 возглавил выделенное из состава Мин-ва юстиции Гл. управление духовных дел иностр. исповеданий. Представлял интересы неправославного духовенства, участвовал в разрешении межконфессиональных противоречий, подготовке законопроектов по управлению инославными церквами. Сенатор (1812–42).
Увлекался мистицизмом. Выступал за сближение христианских конфессий, высказывал идеи «универсального христианства». Автор «Мнения о разности между Восточной и Западной церковью, с историей разделения их» (опубл. в 1870). Находился в доверительных отношениях с сардинским посланником в России Ж. де Местром. В марте 1812 Г. поддержал ходатайство англ. пастора Дж. Петерсона об открытии в России Библейского об-ва (позднее Рос. библейское об-во; см. Библейские общества), разработал его устав [6(18).12.1812 утверждён имп. Александром I], избран президентом об-ва (1813). Способствовал изданию и распространению книг мистич. содержания, покровительствовал ж. «Сионский вестник» и разл. мистич. обществам. В то же время в 1815 по представлению Г. орден иезуитов был выслан из С.-Петербурга и Москвы, его учебные заведения были закрыты. Будучи председателем имп. Человеколюбивого об-ва (с 1816), Г. содействовал организации при нём медико-филантропич. отделения, участвовал в создании Попечительного о тюрьмах об-ва, Об-ва попечения о бедных, приюта для неизлечимо больных.
В 1816 временно исполнял обязанности мин. нар. просвещения. Возглавлял созданное «двуединое» Мин-во духовных дел и нар. просвещения (1817–24), призванное среди прочего руководить делами религ. и светского просвещения («дабы истинное благочестие было всегда основанием истинного просвещения»). К новому министерству перешли функции Синода, Мин-ва нар. просвещения, а также Гл. управления духовных дел иностр. исповеданий. В подчинении Г. оказалась духовная и светская цензура. Либеральный цензурный устав 1804 оставался в силе, но негласным распоряжением Г. были приняты меры к недопущению в печати идей, «противных принятым ныне твёрдым правилам», к пресечению «вольнодумства, безбожия, своевольства, мечтательного философствования». Попытка Г. в 1819 ввести в Моск. ун-те богословский ф-т натолкнулась на сопротивление Синода и потерпела неудачу. В 1817–24 Г. возглавлял также К-т опекунства израильских христиан, занимавшийся делами крещёных евреев. В 1817–21 одновременно и. о. попечителя Виленского учебного округа, содействовал развитию польск. культуры и распространению Библии на польск. языке, созданию школ с обучением польск. грамоте. В авг. – нояб. 1819 Г. временно управлял МВД, в 1819–42 управляющий Почтовым деп-том МВД. Вопреки позиции Александра I, связанного договорами Священного союза, призывал поддержать единоверных греков, начавших революцию в 1821.
Деятельности Г. противостояла церковная и гос. оппозиция, возглавляемая митр. С.-Петербургским Серафимом (Глаголевским), архим. Фотием (Спасским), гр. А. А. Аракчеевым, А. С. Шишковым, М. Л. Магницким, Ф. П. Уваровым. Иерархи были недовольны подчинением Синода «двуединому» министерству. Г. обвинялся в крайнем либерализме, потворстве распространению атеизма и вольнодумства, насаждении обскурантизма и разгроме университетов, в «нерадении ко благу господствующей Церкви», в том, что он содействовал публикации несовместимых с православием мистич. брошюр. Наиболее резкой была позиция архим. Фотия, который в 1824 предал Г. анафеме (чего не имел права делать) за оскорбление Церкви и императора. Г. вышел в отставку. Сохранил личное расположение имп. Александра I, а затем и имп. Николая I. Чл. Комиссии по делу декабристов (1825). С 1830 канцлер рос. орденов. В 1839 временно председательствовал в Общем собрании Гос. совета.
Действит. чл. Российской академии (1806), поч. чл. Общества любителей российской словесности (с 1816), Общества истории и древностей российских (с 1817) и др.
Награждён орденами Св. Александра Невского (1814), Св. Владимира 1-й степени (1826), Св. Андрея Первозванного (1826; алмазные знаки к нему – 1828) и др., а также прус. орденами Красного Орла (1808) и Чёрного Орла (1842).