МЕСТР ЖОЗЕФ МАРИ ДЕ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕСТР (Maistre) Жозеф Мари де (1.4.1753, Шамбери, Савойя – 26.2.1821, Турин), граф, франко-итал. философ и публицист, политич. деятель и дипломат; один из основоположников европ. консерватизма. Родился в семье президента савойского сената, брат К. де Местра. Воспитывался под руководством иезуитов, признательность к которым сделала его позднее защитником интересов их ордена в России. Учился в королевском коллеже в Шамбери, затем в Туринском ун-те (1769–72), где познакомился с литературой и философией Просвещения, проблематика которого была воспринята и критически переосмыслена им с позиций консерватизма.
Получив степень доктора права (1774), вернулся в Шамбери. Став советником при савойском сенате, участвовал в либеральных преобразованиях, начало которым положила работа учреждённой королём комиссии по подготовке реформ – «Генеральной делегации освобождения». Залогом прочности монархии считал систему взаимного сдерживания королевской власти, духовенства, дворянства и корпуса магистратов – потомственных судей (принцип «равновесия», воспринятый им у франц. энциклопедистов). С 1788 сенатор. Участвовал в деятельности масонской ложи «Trois Mortiers», испытал влияние Л. К. Сен-Мартена.
Франц. революция 18 в. и вторжение франц. войск в Савойю (1792) стали причиной эмиграции М.; с 1793 жил в Лозанне. Влияние «Размышлений о революции во Франции» Э. Бёрка сказалось в кн. «Рассуждения о Франции» («Les considérations sur la France», 1797, рус. пер. 1997), принёсшей М. европ. известность. Революцию он рассматривал как страшное наказание, постигшее Францию за самовольное отступление от намеченной для неё Провидением стези – быть «старшей дочерью Рима»: дошедшее до абсурда «обожествление» человеческого разума завершилось хаосом и «общей бойней». Подвергнув критике осн. идеи Просвещения, М. противопоставил рационалистич. «вере в прогресс» и в некие «идеальные политические проекты» консервативные ценности: упование на непостижимое Божественное провидение (в духе Ж. Б. Боссюэ), основанный на историч. опыте здравый смысл, принцип органич. развития общества с учётом его самобытной культурной традиции. Прежняя концепция «равновесия» приняла вид баланса двух сил – нации и королевской власти, «обязанных друг другу взаимным существованием».
В 1799 по приглашению герцога Савойского и короля Сардинии Карла Эммануила IV (1796–1802) переехал в Сардинское королевство, став в 1800 его канцлером. В 1803–17 сардинский посланник в России, где им были написаны «Опыт о порождающем принципе политических установлений и других человеческих учреждений» («Essai sur le principe générateur des constitutions politiques et des autres institutions humaines», 1809), пять писем к графу Разумовскому о народном образовании в России (1810), отстаивавшие независимость иезуитских учебных центров, «Четыре главы о России» («Quatre chapitres inédits sur la Russie», 1811), «Письма к русскому дворянину об испанской инквизиции» («Lettres а̀ un gentilhomme russe, sur l’inquisition espagnole», опубл. в 1822, рус. пер. 2007) и др., начаты сочинения «О папе» («Du pape», 1819) и «Санкт-Петербургские вечера, или Земное правление провидения» («Les Soirées de Saint-Pétersbourg, ou Entretiens le gouvernement temporel de la providence», 1821, рус. пер. 1998). Некоторое время был доверенным лицом при имп. Александре I, но от его предложения перейти на рус. службу отказался. Католич. проповедь М. в среде петербургской аристократии привела к его отставке.
Отмечая в «Четырёх главах о России» незрелость рус. культуры, её удалённость от европ. цивилизации и «истинной веры» (католичества) вследствие разделения церквей, татарского нашествия и реформ Петра I, тяготевшего к протестантизму и подорвавшего русскую нац. традицию – бытовую и религиозную, М. усматривал в этом причины незащищённости рус. общества от натиска «внезапно» пришедших в 18 в. просветительских идей («первыми уроками французского, которые услышал народ, были богохульства»). Обретение нац. пути России он связывал с её вступлением в лоно Римско-католич. церкви, духовный авторитет которой должен обеспечить естественное и постепенное приобщение к европ. «свободам», тогда как введение их при отсутствии прочной религ. основы и униженном положении духовенства приведёт к появлению «университетского Пугачёва» и революц. «пожару, который поглотит Россию».
Вернувшись в 1817 в Пьемонт, М. занял должность управляющего Большой канцелярией. Основой его новой политич. концепции, изложенной в кн. «О папе», послужила теория суверенитета Ж. Бодена, в истолковании которой М. по существу склонялся к ультрамонтанству – признанию духовной власти папы как «суверенной», т. е. «верховной» и «неограниченной». В теократич. утопии М. Европа представлялась ему системой нац. государств с монархич. правлением при посредничестве папской власти не только в междунар. вопросах, но отчасти и во внутр. политике (папа как «посредник» между монархами и народами).
Сочинения М. написаны блестящим стилем, его сравнивали с М. Монтенем, а парадоксы и остроумие принесли ему славу «Вольтера наизнанку».
В России влияние разл. аспектов творчества М. (Божественное провидение и проблема самобытного историч. пути России, критика революции и порядок, основанный на авторитете государственной и церковной власти, и др.) испытали представители самых разных религ.-филос. и социальных воззрений: П. Я. Чаадаев, декабрист М. С. Лунин, славянофилы И. С. Аксаков, К. С. Аксаков и И. В. Киреевский; М. Н. Катков, Ф. И. Тютчев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой (М. – прототип двух персонажей «Войны и мира»), Л. П. Карсавин и др.