Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БОССЮЭ́ ЖАК БЕНИНЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 81-82

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Н. Малов, С. Л. Плешкова
Ж. Б. Боссюэ. Портрет работы Г. Риго. 1702. Лувр (Париж).

БОССЮЭ́ (Bossuet) Жак Бе­нинь (25 или 27.9.1627, Ди­жон – 12.4.1704, Па­риж), франц. цер­ков­ный дея­тель, тео­лог, по­ли­тик, ис­то­рик, пи­са­тель; епи­скоп. Про­ис­хо­дил из «но­вых» дво­рян, из­вест­ных служ­бой в про­вин­циаль­ных пар­ла­мен­тах и гор. ма­ги­ст­ра­ту­рах. До 15 лет обу­чал­ся в Ди­жо­не, в ие­зу­ит­ской кол­ле­гии (кол­ле­же). С 1642 про­дол­жил обу­че­ние в Па­ри­же, в Кол­ле­же На­вар­ры; в 1652 стал д-ром тео­ло­гии, при­нял сан; вско­ре по­се­лил­ся в г. Ме­ц. Хо­тя Б. до 1669 при­над­ле­жал к ду­хо­вен­ст­ву Ме­ца, в 1656–59 он час­то жил в Па­ри­же, а после 1660 прак­ти­че­ски не по­ки­дал его. С 1661 Б. – про­по­вед­ник при дво­ре коро­ля Лю­до­ви­ка XIV (читал про­по­ве­ди в двор­цо­вой Св. Ка­пел­ле в Па­ри­же); в 1670 на­зна­чен на­став­ни­ком до­фи­на (на­след­ни­ка пре­сто­ла), что во мно­гом обу­сло­ви­ло его из­бра­ние во Франц. ака­де­мию; в 1681 Б. стал епи­ско­пом Мо (за­ни­мал эту ка­фед­ру до са­мой кон­чи­ны). В 1681–82 уча­ст­во­вал во вне­оче­ред­ной Все­об­щей ас­самб­лее франц. ду­хо­вен­ст­ва, со­зван­ной для раз­ре­ше­ния Гал­ли­кан­ско­го про­ти­во­стоя­ния. Б. – ав­тор «Дек­ла­ра­ции гал­ли­кан­ско­го ду­хо­вен­ст­ва о цер­ков­ной вла­сти» («Дек­ла­ра­ция че­ты­рёх ста­тей»; франц. «Décla­ra­tion les quatre articles», 1682). Со­глас­но её стать­ям, ко­роль Фран­ции при­зна­вал­ся не­за­ви­си­мым от Ри­ма в свет­ских во­про­сах; ре­ше­ния па­пы не мог­ли счи­тать­ся не­по­гре­ши­мы­ми без одоб­ре­ния их всей Цер­ко­вью.

Ран­няя кни­га Б. «Оп­ро­вер­же­ние ка­те­хи­зи­са По­ля Фер­ри» («Réfutation du catéchisme du Sr. Paul Ferry», 1655) яви­лась ито­гом по­ле­ми­ки с пред­ста­ви­те­ля­ми про­тес­тант­ской об­щи­ны Ме­ца. В ра­бо­те «Тол­ко­ва­ние док­три­ны ка­то­ли­че­ской церк­ви по при­чи­нам раз­но­гла­сия» («Exposition de la doctrine de l’église catholique sur les matières de contro­verse», 1671) Б., по­ле­ми­зи­руя с про­тес­тан­та­ми, обос­но­вы­ва­ет ис­тин­ность ве­ро­уче­ния ка­то­лич. церк­ви. Осн. по­ли­тич. трак­тат Б. – «По­ли­ти­ка, из­вле­чён­ная из Свя­щен­но­го Пи­са­ния» («Politique ti­rée des propres paroles de l’Écriture Sain­te», 1709). В нём Б. от­стаи­вал идею Бо­же­ст­вен­но­го про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти мо­нар­ха, рас­смат­ри­в­ал ис­то­рич. раз­ви­тие как осу­ще­ст­в­ле­ние Бо­же­ст­вен­но­го пред­на­чер­та­ния. Аб­со­лю­тизм как фор­му прав­ле­ния, под­чи­нён­ную ра­зум­но­му на­ча­лу, Б. от­ли­чал от дес­по­тиз­ма, ука­зы­вая на от­вет­ст­вен­ность су­ве­ре­на пе­ред свои­ми под­дан­ными. Ана­ли­зу об­щих при­чин ис­то­рич. со­бы­тий, а так­же ис­то­рии про­тес­тан­тизма Б. по­свя­тил со­чи­не­ния «Рас­су­ж­де­ния о все­об­щей ис­то­рии» («Dis­co­urs sur l’histoire universelle», 1681) и «Ис­то­рия из­ме­не­ний про­тес­тант­ских церк­вей» («His­toire des variations des églises protestantes», 1688). «По­смерт­ные ре­чи» («Oraisons funèbres», 1669, опубл. по­сле 1681), па­не­ги­ри­ки, про­из­не­сён­ные Б. на смерть из­вест­ных лю­дей то­го вре­ме­ни – Ген­ри­ет­ты Ма­рии Фран­цуз­ской, Ан­ны де Гон­за­га и др., яв­ля­ют­ся ше­дев­ра­ми ора­тор­ско­го иск-ва, об­раз­ца­ми франц. клас­сич. про­зы. Ис­торич. тру­ды Б. под­верг­лись кри­ти­ке про­све­ти­те­лей 18 в. (Ш. Л. Мон­тес­кьё, Воль­тера).

Соч.: Œuvres complètes. P., 1868. Vol. 1–12; Œuvres oratoires. P., 1914–1926. Vol. 1–7.

Лит.: Lanson G. Bossuet. P., 1919; Le Brun J. La spiritualité de Bossuet. P., 1972.

Вернуться к началу