БОССЮЭ́ ЖАК БЕНИНЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОССЮЭ́ (Bossuet) Жак Бенинь (25 или 27.9.1627, Дижон – 12.4.1704, Париж), франц. церковный деятель, теолог, политик, историк, писатель; епископ. Происходил из «новых» дворян, известных службой в провинциальных парламентах и гор. магистратурах. До 15 лет обучался в Дижоне, в иезуитской коллегии (коллеже). С 1642 продолжил обучение в Париже, в Коллеже Наварры; в 1652 стал д-ром теологии, принял сан; вскоре поселился в г. Мец. Хотя Б. до 1669 принадлежал к духовенству Меца, в 1656–59 он часто жил в Париже, а после 1660 практически не покидал его. С 1661 Б. – проповедник при дворе короля Людовика XIV (читал проповеди в дворцовой Св. Капелле в Париже); в 1670 назначен наставником дофина (наследника престола), что во многом обусловило его избрание во Франц. академию; в 1681 Б. стал епископом Мо (занимал эту кафедру до самой кончины). В 1681–82 участвовал во внеочередной Всеобщей ассамблее франц. духовенства, созванной для разрешения Галликанского противостояния. Б. – автор «Декларации галликанского духовенства о церковной власти» («Декларация четырёх статей»; франц. «Déclaration les quatre articles», 1682). Согласно её статьям, король Франции признавался независимым от Рима в светских вопросах; решения папы не могли считаться непогрешимыми без одобрения их всей Церковью.
Ранняя книга Б. «Опровержение катехизиса Поля Ферри» («Réfutation du catéchisme du Sr. Paul Ferry», 1655) явилась итогом полемики с представителями протестантской общины Меца. В работе «Толкование доктрины католической церкви по причинам разногласия» («Exposition de la doctrine de l’église catholique sur les matières de controverse», 1671) Б., полемизируя с протестантами, обосновывает истинность вероучения католич. церкви. Осн. политич. трактат Б. – «Политика, извлечённая из Священного Писания» («Politique tirée des propres paroles de l’Écriture Sainte», 1709). В нём Б. отстаивал идею Божественного происхождения власти монарха, рассматривал историч. развитие как осуществление Божественного предначертания. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал от деспотизма, указывая на ответственность суверена перед своими подданными. Анализу общих причин историч. событий, а также истории протестантизма Б. посвятил сочинения «Рассуждения о всеобщей истории» («Discours sur l’histoire universelle», 1681) и «История изменений протестантских церквей» («Histoire des variations des églises protestantes», 1688). «Посмертные речи» («Oraisons funèbres», 1669, опубл. после 1681), панегирики, произнесённые Б. на смерть известных людей того времени – Генриетты Марии Французской, Анны де Гонзага и др., являются шедеврами ораторского иск-ва, образцами франц. классич. прозы. Историч. труды Б. подверглись критике просветителей 18 в. (Ш. Л. Монтескьё, Вольтера).