МОНТЕ́НЬ МИШЕЛЬ ДЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МОНТЕ́НЬ (Montaigne) Мишель де (28.2.1533, замок Монтень, историч. обл. Перигор – 13.9.1592, там же), франц. писатель и философ. Из семьи зажиточного буржуа, удостоенного аристократич. титула. Получил домашнее гуманистич. воспитание; окончил Гюйенский коллеж (Бордо), изучал право (возможно, в Тулузском или Парижском ун-те) в 1546–1553. С 1554 советник счётной палаты в Перигё, в 1557–70 советник парламента Бордо. С 1559 поддерживал близкие отношения с философом Э. де Ла Боэси, после кончины которого (1563) издал ряд его сочинений. В 1569 опубликовал свой вольный перевод «Естественного богословия» каталонского философа 15 в. Раймунда Сабундского. Королевский камергер при дворе Карла IX (1573) и Генриха III (1577). В июне 1580 – нояб. 1581 совершил путешествие в Италию (по дороге побывал в Швейцарии, Германии, Австрии); на основе дорожных впечатлений создал не предназначавшийся для печати «Путевой дневник» («Journal de voyage», опубл. в 1774). В 1581–86 мэр Бордо. Во время Религиозных (гугенотских) войн занимал умеренную позицию, стремился к примирению враждующих сторон; 10.7.1588 арестован лигистами, провёл один день в Бастилии; отпущен благодаря вмешательству Екатерины Медичи. В 1590 отклонил предложение Генриха IV (с которым ранее вёл переписку) стать его советником. С 1590 до кончины жил в родовом замке; скончался во время мессы. 11.3.1886 останки М. перезахоронены в здании Ун-та Бордо.
Слава М. связана с его кн. «Опыты» («Essais»; работа над книгой началась ок. 1571; 1-е изд. в 2 тт. вышло в 1580, 2-е изд. – в 1582, 4-е изд. в 3 тт. – в 1588). Дефинитивного текста не существует; имеются две традиции публикации «Опытов» – т. н. бордоский экземпляр (издание 1588 с многочисл. рукописными дополнениями и коррективами автора; впервые опубл. в 1912; положено в основу рус. пер., кн. 1–3, 1954–60) и издание, после смерти М. подготовленное Мари де Гурне (1595). Название книги основано на распространённом в 16 в. выражении «coup d’essai» (по отношению к 1-й публикации автора) и вбирает в себя разнообразные оттенки смысла («проба», «попытка», «дегустация» пищи для ума и пр.). В жанровом отношении «Опыты» носят новаторский характер (жанр эссе, названный так именно в связи с этой книгой М., не исчерпывает её специфики) и лишь в некоторой степени соприкасаются, с одной стороны, с исповедальными сочинениями Августина, Абеляра, Ж. Ж. Руссо; с другой – с компилятивными сборниками сентенций античных (Авл Геллий, Диоген Лаэртий, Стобей) и ренессансных (Эразм Роттердамский, Антонио де Гевара) авторов. Книга М. создана на основе составлявшихся им с 1564 многочисл. маргиналий к сочинениям Плутарха, Сенеки, Лукреция и др. мыслителей и представляет собой чрезвычайно прихотливый по течению авторской мысли, перемежающий выборочные автобиографич. сведения с учёными выкладками текст (его внутр. противоречивость и дезорганизованность, лишь отчасти связанные с отходом от первоначально задуманной структуры, позволяют связывать «Опыты» с маньеризмом). Философия М. эволюционирует от стоицизма в сторону скептицизма, проявляющегося в стремлении М. подвергать сомнению любые догмы, а также эпикурейского приятия земных радостей, идеала «естественного человека», живущего в согласии с природой. Весьма неоднозначна позиция М. (в быту – благочестивого католика) по отношению к религии; он обвиняет современных ему христиан в религ. нечестии, противопоставляет религию и Церковь (последняя в 1676 внесла «Опыты» в «Индекс запрещённых книг»). Обращаясь к рассмотрению экзистенциальных проблем (жизнь и смерть, воспитание, дружба, старость), М. делает внутр. сюжетом «Опытов» анализ своего собств. «я» (особенно в 3-м томе). Наследуя традиции ренессансного гуманизма, М. в то же время ведёт критику антропоцентризма, которая достигает наивысшей точки в наиболее пространной и философски углублённой главе «Опытов» – написанной, видимо, по заказу Маргариты Валуа «Апологии Раймунда Сабундского» (сочинена между 1575–80); в ней, начав с защиты попытки доказать положения христианской религии «с помощью доводов человеческого разума», М. постепенно переходит к изобличению ограниченности разума и притязаний человека – «ничтожного и жалкого создания, которое не в силах даже управлять собой», – на владычество Вселенной.
Стиль М. отмечен простотой, живостью и ясностью слога, сочетанием лиризма и иронии.
М. оказал большое влияние на драматургию У. Шекспира и на Ф. Бэкона, в подражание ему выпустившего кн. «Опыты» (1597); предвосхитил некоторые идеи критиковавшего его Р. Декарта, Ш. Л. Монтескьё и старательно не упоминавшего его имя Руссо; заслужил высокую оценку Б. Паскаля, Ж. де Лабрюйера, Ж. де Лафонтена, П. Бейля, Вольтера. В России творчеством М. интересовались А. С. Пушкин, А. И. Герцен, Л. Н. Толстой, М. Горький.
Первый (частичный) рус. перевод «Опытов» был выполнен С. С. Волчковым в 1762.