БЁРК БЕРК ЭДМУНД
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БЁРК, Берк (Burke) Эдмунд (12.1.1729, Дублин – 9.7.1797, Беконсфилд), брит. политич. деятель, публицист и философ. В 1748 окончил Тринити-колледж в Дублине, с 1750 в Лондоне занимался литературной деятельностью. В 1756 выпустил памфлет «Защита естественного общества» («A vindication of natural society», рус. пер. 1991), в котором подверг критике политич. рационализм и религиозный скептицизм Г. Болингброка, а в 1757 – трактат по эстетике «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного» («A philosophical inquiry into the origin of our ideas of the sublime and beautiful», рус. пер. 1964), оказавший влияние на Г. Э. Лессинга, И. Канта и Ф. Шиллера. В 1758–90 гл. ред. ежегодника «Annual Register». В 1759–65 секретарь деп. У. Гамильтона, а в 1765 секретарь лидера вигов маркиза Рокингема. В 1765–94 деп. нижней палаты брит. парламента. Б. выступал за свободу слова, отмену работорговли, против религ. дискриминации. В 1766–75 порицал репрессии правительства против североамер. колонистов и предлагал достичь компромисса, ограничив вмешательство метрополии в дела колоний. В 1780–82 стал одним из инициаторов «экономич. реформы» (ликвидации синекур, использовавшихся королём для подкупа депутатов). Б. сыграл ведущую роль в кампании 1784–86 за объявление импичмента ген.-губернатору Индии У. Хейстингсу, а в суде над ним (1787–95) выступал в роли обвинителя.
В выступлениях и публицистике 1790–97 Б. осудил Французскую революцию 18 в. Написанная им в 1790 работа «Размышления о революции во Франции» («Reflections on the French revolution», рус. пер. 1993) вызвала широкую дискуссию в Европе и считается классич. изложением принципов идеологии консерватизма.
В основе социально-политич. взглядов Б. лежало христианское мировоззрение. Эффективность деятельности людей зависит, согласно Б., от того, насколько им оказалась доступна мудрость Провидения. Человеческий разум не способен постичь в полной мере установленную свыше Божественную гармонию Вселенной, однако, наблюдая за повседневным «ходом вещей», люди могут получить некоторое представление о мировой гармонии (в экономике она, согласно Б., проявляется в действии объективных законов рынка). Но и такое познание доступно не отд. индивиду, а лишь коллективному разуму нации, которая из поколения в поколение накапливает бесценные крупицы Божественной мудрости в нравах, обычаях и традициях.
Считая, что каждое государство есть наследств. достояние всех поколений его граждан, Б. подчёркивал необходимость преемственности в политике и отвергал теорию обществ. договора, предполагавшую возможность создания государства посредством целенаправленного акта. Не отрицая возможности реформы исторически сложившихся институтов, Б. полагал, что она должна носить частичный и чисто прагматич. характер, быть средством улучшения, а не разрушения. Во Франц. революции он видел пагубную попытку разрушить устоявшийся социальный порядок, заменив его абстрактной схемой общества, разработанной философами Просвещения.