БОДЕ́Н ЖАН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БОДЕ́Н (Bodin) Жан (1529 или 1530, Анже – 1596, Лан), франц. мыслитель, юрист и политич. деятель. Получил юридич. образование, с 1559 преподавал право в Тулузе. В 1559 опубликовал «Обращение о воспитании молодёжи в государстве» («Oratio de instituenda in republica juventute»), где отстаивал идею единого образования для всех граждан как необходимого условия обществ. согласия. С 1561 занимал судейские должности в Париже. В 1566 опубликовал труд «Метод легкого познания истории» («Methodus ad facilem historiarum cognitionem», рус. пер. 2000), в 1568 – соч. «Ответ на парадоксы г-на Мальтруа» («Réponse au paradoxe de m. de Malestroit»). В 1571 поступил на службу к брату короля герцогу Алансонскому (с 1574 герцог Анжуйский), одному из лидеров «партии» умеренных католиков. Будучи сторонником веротерпимости, Б. в Варфоломеевскую ночь едва не стал жертвой религ. фанатиков. В 1576 выпустил свой гл. труд «Шесть книг о Республике» («Les six livres de la République»). В 1576–77 деп. Генеральных штатов. Выступал за прекращение Религиозных (гугенотских) войн на основе компромисса с протестантами. В 1580 опубликовал кн. «Демономания колдунов» («Dé monomanie des sorciers»), фактически – пособие для судей на процессах против ведьм. С 1584 генеральный прокурор Лана. Умер от чумы.
Б. разработал учение о суверенитете (верховной власти в государстве), ставшее основой идеологии абсолютизма. Согласно Б., суверенитет неделим. В зависимости от того, кому он принадлежит – всему народу, его части или одному человеку, государства делятся на демократии, аристократии и монархии. Определяющий признак монархии как формы правления – принадлежность «абсолютного суверенитета» единственному лицу, государю. В своих действиях монарх независим от каких-либо др. лиц или институтов, но обязан соблюдать установленные свыше «естественные законы», определяющие границы его власти. Король, в частности, не вправе посягать на личную свободу и собственность подданных, облагать их налогом без их согласия.
Б. – один из первых теоретиков истории как науч. дисциплины. Считая, что разумная политика может строиться только на основе изучения историч. опыта, он придавал большое значение достоверности историч. знания и сформулировал принципы науч. критики источников. Б. был сторонником «географич. детерминизма» и полагал, что климат той или иной страны оказывает определяющее влияние на её обществ. устройство и политич. институты.
В политэкономии Б. заложил основы количественной теории денег, связав происходивший в 16 в. бурный рост цен на товары («революция цен») с увеличением находившейся в обращении денежной массы.